Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий, принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, так как опыт этих стран является весьма полезным для Беларуси. Также рассмотрю основные направления антимонопольного регулирования в нашей стране.

Оглавление

Введение 4
1 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство:
понятие, сущность, основные направления 6
2 Антимонопольное регулирование в странах с развитой
рыночной экономикой 9
3 Государственное регулирование монополистической деятельности
в Республике Беларусь 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа антимонопольное законодательство.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

   Реализация  указанных прав позволит антимонопольному органу проводить эффективную государственную антимонопольную политику.

   Указ  расширяет права антимонопольного органа по пресечению действий (бездействия), в том числе по отмене не соответствующих  законодательству правовых актов, совершенных (изданных, принятых) государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции.

   Практика  рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

   Данная  норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные  антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

   В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической   деятельности   и   устранения   доминирующего   положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их'' вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по' поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

   Объектами государственного антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики, включенные в Государственный реестр. Доминирующее положение на рынке Беларуси определяется как исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона).

   Основным  критерием определения доминирующего  положения служит доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, превышающая предельную величину. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного - 30 %, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95 %; для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения - соответственно - 45 %, 67, 86 и 100 % .

   В настоящее время под контролем специализированных органов находятся примерно 400-видов товаров (товарных групп), поставляемых на республиканский и местные рынки. В основном это товары из "потребительской корзины", а также важнейшие виды продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов деятельности: промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

   Практически осуществление мер по антимонопольному регулированию деятельности хозяйствующих  субъектов началось в 1992 г. после либерализации цен на большинство видов продовольственных товаров и всей продукции культурно-бытового и производственно-технического назначения (кроме коммунальных, отдельных видов транспортных и некоторых других услуг социального характера). Первоначально указанные меры сводились к установлению предельных цен (тарифов), фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов их изменения, к декларированию повышения свободных цен на продукцию монополистов (т.е. предприятий, доля реализации продукции которых в общем объеме реализации на определенном рынке превышала установленную предельную величину). Использовались три метода ценового регулирования: установление предельных уровней рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование предельных уровней свободных цен.

   Как показала практика, эта система не лишена недостатков. Ими явились  ущемление экономических интересов производителей и поощрение спекулятивной деятельности посредников (перекупщиков); незаинтересованность предприятий в снижении издержек производства, расширении выпуска и повышении качества продукции; бюрократическая громоздкость самой процедуры согласования цен; отсутствие четкой дифференциации монополий в зависимости от их видов, а также сфер их деятельности и уровня конкурентного поведения субъектов на рынке. В связи с этим с 1996 г. в республике предусмотрены: государственное регулирование цен и тарифов только на товары и услуги естественных монополий и отдельных искусственных, связанных с обеспечением безопасности, здоровья населения, охраны окружающей среды, а также предприятий-монополистов, злоупотребляющих своим доминирующим положением; отказ от применений предельных уровней рентабельности и переход на гибкую систему ценового регулирования.

   Государственный контроль за деятельностью временных  монополий осуществляется путем  наблюдения и контроля за рыночным поведением предприятий. Таким образом, Государственный реестр из инструмента ценового регулирования деятельности  предприятий-монополистов  трансформировался  в инструмент наблюдения за выполнением ими требований антимонопольного законодательства.

   С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

   1)устранение  монополизма на всех уровнях  экономической системы и, прежде всего в сфере управления;

   2)контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;

   3)предупреждение, ограничение и пресечение антиконкурентных  действий  "искусственных" монополий;

   4)снижение  отрицательных последствий естественного  монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам, а также вследствие обеспечения государственных интересов.

   Отраслевая  специфика диктует необходимость применения различных подходов к демонополизации. Так, демонополизация белорусской промышленности осуществляется путем разукрупнения предприятий-монополистов (в необходимых и возможных, случаях); диверсификации производства; специальных мер по поддержке и созданию однопрофильных с монополистическими малых и средних предприятий, регулирования и ограничения запретов (в необходимых случаях) на импорт продукции на монополизированные  республиканские рынки;   развития  малых предприятий  на   площадях  и  мощностях действующих   производств (в том числе и совместных при участии иностранных инвесторов) и, прежде всего предприятий по выпуску товаров потребительского рынка.

   С активизацией процессов коммерциализации предприятий важной функцией антимонопольного регулирования в республике становится контроль за ходом процесса приватизации предприятий-монополистов с тем, чтобы не допустить преобразования государственной монополии в частную.

   Современная ситуация в белорусской экономике (пока преобладающая доля национального капитала находится в собственности государства, акционерные предприятия, инвестиционные фонды зависят от Мингосимущества) позволяет прогнозировать, что государство еще длительное время будет осуществлять свое монопольное влияние на экономику в большинстве отраслей и сфер народного хозяйства, в первую очередь в финансовой и в промышленности.

   Основными направлениями антимонопольной политики в настоящее время являются:

   а)сокращение прямого государственного участия  в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

   б)устранение монопольного положения крупных  структур (региональных, межотраслевых  ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

   в)обеспечение  притока конкурирующих товаров  на белорусские рынки;

   г)правовое и организационное обеспечение  антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

   Антимонопольная   политика   в  области   ценообразования  была направлена в основном на сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на продукцию  и услуги предприятии на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]

     Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется неудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

     Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

     В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции. 

     Заключение 

     Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

   Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в  малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Вместе с тем антимонопольная политика не должна направляться против монополизма   вообще;   ее   не  следует  рассматривать   как орудие тотального разрушения последнего.  При этом важно не превратить демонополизацию экономики в самоцель. В ряде случаев наличие монополий может быть оправдано, ведь существуют сферы, где они неизбежны и эффективны. Во-первых, ряд предприятий-монополистов способствует насыщению рынка качественными товарами; во-вторых, продукция многих из них достаточно конкурентоспособна на внешнем рынке.

     Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

    Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень  молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и упор на антимонопольную практику других развитых стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

Информация о работе Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь