Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 01:08, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий, принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, так как опыт этих стран является весьма полезным для Беларуси. Также рассмотрю основные направления антимонопольного регулирования в нашей стране.
Введение 4
1 Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: 
понятие, сущность, основные направления 6 
2  Антимонопольное регулирование в странах с развитой
рыночной экономикой 9
3 Государственное регулирование монополистической деятельности
в Республике Беларусь 17
Заключение 25
Список  использованных источников 27
   Основная 
задача Комиссии по монополиям и слияниям 
заключается в проведении расследования 
и составления докладов по поводу 
наличия (или возможности 
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен.
В Германии государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство Германии занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в Германии стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. [11, c. 213-219]
Наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии (в 1990 г). Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.
    
Также достаточно либеральным считается 
антимонопольное законодательство Японии. 
Там признается доминирующим 
положением одной компании, которая 
контролирует 50 % рынка, двух — 75 
%. Существуют льготы для 
фирм, осуществляющих 
НИОКР. [5, c.49-53] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь.
Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците и углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили:
1)высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства;
2)преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей;
3)формирование квазирыночных структур;
   4)усиление 
злоупотреблений доминирующим 
Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной политики стало одной из постоянных функций государственного управления.
   Антимонопольная 
политика в Республике Беларусь направлена 
на формирование конкурентных отношений 
в сфере производства и обращения товаров 
и услуг путем ограничения, пресечения 
и предупреждения монополистической деятельности 
хозяйствующих субъектов, устранение 
сложившейся в экономике республики монопольной 
структуры рынков путем введения в действие 
дифференцированных подходов к регулированию 
деятельности естественных и искусственных 
монополий, учета антимонопольных требований 
в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, 
связанного с деятельностью различного 
рода объединений; установление порядка 
создания новых субъектов хозяйствования, 
исключающих монополизацию рынка; на снижение 
отрицательных последствий монополизма, 
сохраняющегося по технологическим и 
иным причинам. Данная целевая функция 
определена антимонопольным Законом и 
конкретизирована в республиканской Комплексной 
программе демонополизации экономики.  
      Одним из главных направлений 
антимонопольной политики должно стать 
обеспечение условий свободного доступа 
новых фирм на  рынки.  Вместе с тем 
опыт стран  Восточной Европы, приступивших 
к антимонопольным преобразованиям, 
показывает, что существование на рынке 
нескольких производителей не гарантирует 
отсутствие монополизма. Выявлены новые 
его формы - сговоры между предприятиями 
в целях устранения конкуренции; бойкоты 
по отношению к потенциальным партнерам-поставщикам, 
не входящим в сговор; установление цен, 
наносящих урон потребителям; договоренность 
между 
производителями, ведущая к навязыванию 
потребителям обременительных условий 
поставок; разделение сфер влияния, на 
рынке.
Особенностями антимонопольного регулирования в Республике Беларусь являются:
   1.Становление 
в нерыночной экономике, 
   2.Формальное 
заимствование основных 
   3.Охват 
практически всех 
   4.Выполнение 
роли инструмента макро- и 
   5.Осуществление 
в условиях ломки АКС и 
   6.Нацеленность 
на уменьшение 
7.Направленность на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе - на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в трансформационной экономике происходит движение от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике, наоборот, - от свободной конкуренции к монополии. [9, c. 54-59]
Монополистическая деятельность в Беларуси сводится к различным формам злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке и к заключению соглашений между ними и органами управления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и ущемляющих законные интересы потребителей. О недопущении, ограничении и устранении конкуренции не может идти речь в условиях ее реального отсутствия, как и самих условии, необходимых для развития конкурентных отношений. Их создание осуществляется путем привлечения на монополизированные рынки новых товаропроизводителей посредством развития предпринимательства и поддержки новых экономических структур.
В течение переходного периода необходимо создать предпосылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную их ответственность за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех видов собственности, включая частную; конкуренцию производителей, т.е. следует перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Для этого необходимы демонополизация экономики; формирование соответствующей структуры производства; наличие на рынке достаточного количества производителей каждого вида товаров, не имеющих возможности влиять на рыночные цены; свободный вход на рынок любого субъекта; знание и соблюдение законов рынка, правил игры на нем, пресечение злоупотреблений монополистическим положением. Понятие "демонополизация" стало использоваться после принятия в 1990 г. Постановления Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В западной экономической литературе оно практически не применяется; здесь распространены понятия "антимонопольное, или антитрестовское, регулирование". Применительно к отечественной экономике его появление объясняется множеством депроцессов, характерных для периода реформирования общества. К их числу относятся деполитизация, деидеологизация, деэтатизация, дерегулирование, децентрализация, деконцентрация, демонополизация. Этот термин в начале 90-х гг. получил широкое распространение в странах Восточной Европы и трактуется как путь к экономической свободе путем разгосударствления и приватизации, устранении монополии государственной собственности, монополии государства на производство продукции и услуг с целью формирования конкурентного рынка.
   В 
условиях перехода к рынку демонополизация 
хозяйственной жизни 
   Демонополизация 
в Беларуси должна осуществляться с 
учетом: 1) неблагоприятного состояния 
экономики, включая спад производства 
и хронический дефицит 
    
Организационными мерами по 
Цель, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации экономики нашли свое отражение в антимонопольном Законе, Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Республики Беларусь, в Программе демонополизации экономики РБ, в Программе демонополизации экономики и развития конкуренции РБ.
Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, по развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. Основными направлениями антимонопольной деятельности специализированных органов являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.
В принятом Указе Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции» расширяются права антимонопольных органов, в части: