Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных. Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж. - Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе».

Файлы: 1 файл

контрольная эк теория.docx

— 33.78 Кб (Скачать)

Оценить степень участия  государства в российской экономике  сложно в конкретных количественных показателях, но очевидно, что за последние 5 лет оно существенно выросло  и продолжает увеличиваться. То, что  государство тормозит приватизацию и пытается усиливать свое влияние, свидетельствует о полном непонимании  основных экономических законов. Ведь известно, что государство как  менеджер значительно менее эффективно по всем известной причине, заключающейся  в отсутствии мотивации.

Примеров, подтверждающих этот тезис, множество. Напомним самые характерные. «Юганскнефтегаз», перейдя фактически в собственность государства, тут  же сократил рентабельность с 40,84% до 29,85 по прибыли до уплаты налогов. «Газпром»  купил компанию «Сибнефть», и ее добыча на базовых месторождениях стала  падать: по прогнозам от 33 млн. тонн в 2005 году останется 17,3 млн. в 2010-м, даже если «Газпром» будет инвестировать  в год на 600–700 млн. долларов больше, чем прежний частный владелец.

Прямое владение акциями  компаний – это не единственная форма вмешательства в экономику. «Сегодня государство контролирует весь рынок, ведь в нашей стране нет  действительно гарантированной  частной собственности. Вместо нее  у нас, как в екатерининские времена, право на владение, которого можно  легко лишиться по воле феодала.

Еще в 2002 году тогдашний советник президента России Андрей Илларионов обращал внимание на постоянный рост доли государственного сектора в  производимом ВВП. По его данным, за 2001 год доля нерыночного сектора  экономики увеличилась с 45 до 47,6% ВВП. В 2003 году тревогу по поводу роста  госсектора выражал министр финансов Алексей Кудрин, по данным которого половина нашей экономики находилась тогда в руках государства  или под его контролем. В последующие  годы глава Минфина напоминал  о продолжающемся увеличении доли госсектора в российской экономике и усиливающемся вмешательстве государства в работу рыночных механизмов. Как отмечает министр, действия госчиновников зачастую неквалифицированны и даже противозаконны. По его словам, на властные структуры приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, столько же на рынке страховых услуг, 76% нарушений – на рынке банковских услуг и 50% – на рынке других финансовых услуг. И в последнее время положение только усугубляется. По данным главы ФАС Игоря Артемьева, за последние три года число нарушений со стороны органов власти выросло в пять раз.

Сейчас в списках так  называемых стратегических предприятий  и отраслей России находится более 1 тыс. компаний, многие из которых, по оценке Минфина, неизвестно как туда попали. Совокупная выручка за 2005 год 10 крупнейших госкомпаний составила свыше 20% ВВП. Для сравнения: Великобритания еще  в 1970-х годах добилась снижения доли государственных компаний в ВВП  с 12% до 2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

Государственное регулирование  экономики в рыночном хозяйстве - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях  стабилизации и приспособлении существующей социально-экономической системы  к изменяющимся условиям. Итак, разные подходы позволяют по-разному  объяснить объективно существующий процесс государственного регулирования  экономики, который с развитием  общества становится все более интенсивным. Государственное регулирование  может быть как положительным  фактором, так и отрицательным.

В данной работе рассмотрены  различные цели и средства необходимые  для эффективного функционирования экономики и решения поставленных задач. Уже давно в экономической  теории определили необходимость государственного регулирования экономики, выделили различные способы и средства, создали инструментарии государственного регулирования, но  к сожалению, так  и не решили основную проблему: В  какой мере должно осуществляться государственное  регулирование экономики, где проходит граница вмешательства государства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Литература.

1.Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики М.,Экономика 1998 год.

2.Государственное регулирование рыночной экономики: фндеральный,региональный и муниципальный уровни. М., РАГС, 1998 год.

3.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2009. – С. 433

4.Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2005. –С. 43

5.Экономическая теория: Учебник  для вузов/ А.Н. Романов, И.  П. Николаева, В. В. Клочков  и др.; Под ред. И. П. Николаевой/ Всерос. Заоч. Фин.-экон. Ин-т. – М.: Финстатинформ, 1997.-399 с.

6. Ионов М. Роль государства в экономике – М. 2008.- С. 765

7. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. – М.: Логос, 2005. –С. 43

8. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2009. – С. 433

9. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории – М. 2001.

10. Журавлев С. Государственное регулирование экономики в переходный период//Экономист. – 2008. - № 5. - с. 28–38.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы