Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о соотношении государства и экономики относится к числу наиболее дискуссионных и сложных. Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж. - Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе».

Файлы: 1 файл

контрольная эк теория.docx

— 33.78 Кб (Скачать)

1.Введение.

Вопрос о соотношении  государства и экономики относится  к числу наиболее дискуссионных  и сложных. Экономические функции  современного государства сложились  в процессе длительной эволюции, в  ходе которой условия, формы и  методы его воздействия на экономику  постоянно менялись. Активизация  экономических функций государства  способствовала изменению ранее  сложившихся представлений о  причинах его возникновения. На смену  идее о том, что в основе государства  лежит общественный договор (Ж. - Ж. Руссо), пришло представление о нем как  о «большом акционерном обществе». Общественные потребности и общественные интересы индивидов, с одной стороны, и масштабы ограничения индивидуальных свобод и индивидуальных интересов, с другой, - анализ именно этого фундаментального противоречия лежит в основе многих теорий о государстве, о его экономических  и социальных функциях, о формах и особенно пределах государственной  вовлеченности в экономическую  жизнь и, следовательно, о соотношении  рынка и государственного регулирования  экономики. Практика современных промышленно  развитых государств показывает, что  государство оказывает довольно сильное влияние на экономику. Среди проявлений такого воздействия укажем следующие: предписание относительно вступления в договор, введение мер судебного или административного контроля, фиксация обязательных договоров, контролируемых договоров, правил о недобросовестной конкуренции, об ограничительной хозяйственной практике и др. Государство и экономика - величины взаимосвязанные и взаимозависимые.

 

 

 

 

2.Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.

Общепризнано, что современная  рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной  деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в  экономику. Так, классики экономической  теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что  рыночная экономика должна развиваться  на основе саморегулирования, т. е. без  участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства. Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах. В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход  к  рыночной  системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование. Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова  доля государства в экономической деятельности?

Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических  целей: 1.  Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.

2.  Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.

3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.

4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.

5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.

8.Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок. Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Направления и методы государственного регулирования экономики.

Сегодня ведущие государства  мира становятся все более активными  участниками рыночных отношений. Они  берут на себя решения тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии: перераспределение  общественных доходов, регулирование рынка рабочей силы и т.д. Другим направлением деятельности современных государств является обеспечение стратегических прорывов в области науки и технологии, что особенно важно в современных условиях развития НТП. Обязанностью именно государственных органов является  разработка и принятие действенных мер по антиинфляционной и антимонопольной профилактике.

Для решения вышеперечисленных  задач современные государства  используют определенные методы государственного регулирования экономической жизни. Все используемые государством методы воздействия на экономику можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют правовые методы, которые заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов. Также правительства различных стран принимают законы, направленные на укрепление мелкого и среднего  бизнеса,  поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Ко второй группе относятся финансово - экономические методы - прежде всего налоги. Налоги играют активную роль в перераспределительных отношениях, серьезно влияя на производство. Поднимая или снижая размер налогов, государство либо способствует его развитию, либо сдерживает темпы экономического роста. Государство оказывает определенное влияние на экономику и при проведении своей денежно- кредитной политики. Также государство помогает товаропроизводителям, вводя определенные таможенные пошлины - налог государства на товары, покупаемые за границей.

Еще одним важным инструментом государственного регулирования является государственная собственность (так  называемый государственный сектор). Он представляет собой некоторое дополнение рыночного механизма, действующее там и в такой мере, где и в какой степени сам этот механизм не справляется с экономическими задачами. Государственный сектор создается в результате строительства государством различных хозяйственных объектов, а также выкупа у частных владельцев предприятий, недвижимости, пакетов акций и целых отраслей. Переход хозяйственных объектов из частной собственности в государственную называется национализацией.

Наконец, в рыночном хозяйстве распространены и различные типы планирования: на уровне отдельных предприятий, регионов и даже всей экономики в целом. Программы последнего вида создаются государством. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Чрезвычайные программы разрабатываются и осуществляются во время критических ситуаций (например, при стихийных бедствиях). Некоторые из этих программ являются превентивными, т. е.  призванными предотвратить надвигающиеся нежеланные последствия. По времени действия программы разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Особое место среди государственных программ занимают программы национализации и приватизации. Уровень государственного программирования в разных странах различен, но само программирование экономики существует практически во всех странах с рыночной экономикой.

 

 

4. Особенности  современной экономической политики  российского государства.

Экономическая политика- это система мероприятий, проводимых в рамках реализации определенной экономической доктрины для достижения конкретной социально-экономической задачи.

Можно считать, что в конце 2009 года антикризисная экономическая  политика России стала ясной. Несмотря на заклинания о необходимости модернизации, стало очевидно, что финансово-бюджетная  политика ориентируется на сокращение расходов, а не на стимулирование спроса любой ценой за счет увеличения расходов, дефицитов бюджетов всех уровней  и задолженности государства.

Борьбу с кризисом Россия в 2010-2011г. ведет методами кредитно-денежной политики. На первом этапе приоритетность вопросов поддержки именно банковской системы порождалась осознанием угрозы того, что рухнет вся существующая платежная система. Именно недопущение этого краха являлось первичной целью не только Банка России, но и правительства страны. Эта задача, по всей видимости, решена, но продолжение борьбы с кризисом методами кредитно-денежной, а не бюджетной политики стало основой всей экономической политики страны на 2010-2011г. Не все понимают, что отказ от роста государственного долга для финансирования расходов, имеющих мультипликативный эффект, выбран совсем не потому, что задолженность превысила критические размеры. Просто государство опасается, что, будучи низкорисковым заемщиком, оно, привлекая средства с финансовых рынков, как насосом выкачает столь необходимую хозяйствующим субъектам ликвидность.

Создается ощущение, что  для руководства страны угроза безработицы  маячит где-то впереди, и никто не представляет как, с помощью каких  инструментов системно бороться с безработицей. Согласно плану    антикризисных мер, на снижение напряженности на рынке труда из федерального бюджета выделено 36,3 миллиарда рублей.

Идет    разорение  сельской местности, улучшение жизни  в городах за счет перераспределения  бюджета. В сельской России, в глубинке просто гибнет цивилизация. Исчезают сельские дома культуры, школы, больницы, школы-дворцы, приходят в негодность дороги. Скоро  там не будет достаточного количества людей для поддержания жизнедеятельности. Целевые программы типа строительства  сельских школ не спасают именно в  силу своей точечности, ориентации на софинансирование федерального и регионального бюджетов, опоры на субсидии.

Борьба с кризисом ведется преимущественно средствами кредитно-денежной политики, а основным инструментом стало сокращение кредитных ставок. Кредит — основа современной рыночной экономики. Однако  ЦБ как не выдавал деньги банкам систематически, то есть устойчиво, предсказуемо, прозрачно, так и не выдает. Меры всегда чрезвычайные. Эмиссия идет через валютную биржу. Иными словами, по факту источник кредита в России не эмиссионные органы, а ФРС США и Евробанк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Эссе на тему  « Насколько серьезно присутствие  государства в современной российской  экономике? Насколько эффективно  это вмешательство?»

Роль частного бизнеса  в экономической жизни страны стремительно сокращается все последние годы, с тревогой констатируют специалисты. Еще три года назад, по данным Минфина, половина российской экономики либо принадлежала государству, либо непосредственно контролировалась им. Сегодня, уверяют специалисты, эта доля выросла как минимум до 70%. На этом фоне вполне органично выглядит программная идея «Единой России» возродить государственное планирование. Возвращаются, впрочем, не только старые идеи, но и старые лозунги – министр финансов Алексей Кудрин пообещал за 20 лет обогнать США.

Многие экономисты и политики сразу же откликнулись на то, что  правительство снова берет на вооружение лозунг «Догнать и перегнать». Как отмечают серьезные аналитики, дело не во вреде или пользе лозунгов как таковых, а в средствах  достижения поставленных целей. Исходя из этого, маячащее на горизонте введение экономического планирования видится  куда более конкретной и далеко идущей задачей.

В новой программе «Единой  России» уже значится и такая  цель, как «жестко ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители, установить уголовную  ответственность за их завышение». За внешним популизмом явно просматривается  намерение довести процесс государственного проникновения в экономику до логического завершения. И сделать  для этого необходимо в общем-то совсем немного: де-факто наша экономика  уже полностью контролируется государством.

Последние события наглядно показали, что и во вполне мирное время можно в два счета  оперативно перекрыть все транспортное и почтовое сообщение, легко запретить  свободное движение денег, а при  желании и перекрыть подачу газа и электроэнергии. А ведь речь идет о жизненно важных для российской экономики отраслях – энергетике, транспорте, связи, банковской сфере, в  которых, как оказалось, роль бизнеса  чисто формальна, поскольку судить о выгодности тех или иных решений  может только государство.

Наращивание его присутствия  в экономике естественно сопровождается параллельным сворачиванием приватизационных процессов. Долгожданное разгосударствление таких крупных предприятий, как  «Аэрофлот» и «Связьинвест», ожидалось  уже в будущем году.

Государство пока еще слишком  серьезно участвует в бизнесе. Если собрать все компании, в которых  государство имеет более 50%, то выяснится, что половина российской экономики  находится в руках государства  или под государственным контролем. Однако в последующие годы тенденции  мобильности государства не только не укротились, но усилились. В его  фактическое владение попали ЮКОС и  «Сибнефть», значительно расширил свое влияние «Газпром», под контроль взяты ВАЗ и часть «Силовых машин». И это только видимая верхушка айсберга. И если в 2003 году государственная  доля в экономике составляла 50%, то сегодня (учитывая доход национализированных  предприятий) никак не меньше 70%.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели, направления и методы