Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 04:21, курсовая работа
Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще
Введение
I. Сущность государственной собственности
II. Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике
III. Тенденции и перспективы развития государственной собственности
Заключение
Список использованной литературы
3. Муниципальная собственность
(собственность на уровне
II. Проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике.
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, полные общества и общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, ассоциации и др.
Различные формы собственности,
функционирующие в общей системе
экономических отношений, не могут
быть изолированными друг от друга.
Преодолевая свою специфику,
они неизбежно переплетаются.
На основе этого переплетения могут
возникать смешанные формы
В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты.
Стержнем преобразования государственной собственности стала приватизация. Поэтому рассмотрим отдельные моменты приватизации в Российской Федерации, чтобы выяснить проблемы преобразования государственной собственности в отечественной экономике.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет
особую систему экономических
Эмиссия и обращение приватизационных
чеков стали эффективным
Рассмотрение методологических
основ разгосударствления и
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные способы
Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм
В российской концепции
Массовое преобразование
Процесс приватизации нуждается
в поддержке на двух уровнях: всего
общества и трудового коллектива
конкретного предприятия. Недостаточная
пропаганда идей приватизации привела
к тому, что у значительной части
как специалистов, так и населения
в целом сформировался
Передача собственности
на государственное имущество
Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий
в открытые акционерные общества
стало набирать темпы со второй половины
1992 г. и стало в России наиболее
распространенной формой перехода к
приватизации предприятий. В соответствии
с Государственной программой приватизации
государственных и
Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая "парциальная" приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной
Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений предпринимательства. Структура современного предпринимательства характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).
Становление структуры российского
бизнеса характеризуется
Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
Весьма сложной в
Реформирование механизма
Еще одной проблемой в
разгосударствлении собственности
стало своевременное непринятие
соответствующих нормативных
Однако в Республике Татарстан
был принят свой Земельный кодекс,
в соответствии с которым, в республике
начата программа продажи
Такие законы были приняты еще в нескольких республиках Российской Федерации, однако, по сути, этот вопрос по-прежнему остается нерешенным.
Информация о работе Государственная собственность: тенденции и перспективы ее развития