Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:54, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается именно государственная собственность, проводится исследование и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; рассматриваются формы государственной собственности; изучается взаимодействие государственной и частной собственности; проводится сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие, сущность и система государственной собственности…………….4
1.1. Виды государственной собственности…………………………………....4
1.2. Отношения между государственной и частной собственностью……….6
2. Роль и значение государственной собственности в России…………………9
2.1. Проблемы эффективного использования государственной собственности в России…………………………………………………………..9
2.2. Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России………………………………………………………………………….....15
3. Государственная собственность за рубежом и в Росси – сравнительный анализ……………………………………………………………………………..17
3.1. Государственная собственность в Европе………………………………17
3.2. Сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе…………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
2.2. Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России.
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека.
Преобладание
же государственной формы
Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике
Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.3
Тем
не менее, одной из главных теоретических
и практических проблем явилось
разгосударствление, определение и
использование наиболее рациональных
путей, моделей приватизации.
3.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ ЗА
РУБЕЖОМ И В
РОССИИ – СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ.
Имущество, составляющее государственную собственность, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника имущества- государства, его органы и службы, местные органы управления.
Для государственного имущества в целом установлен общий принцип не отчуждаемости. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества.
Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год (Испания) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.
3.1. Государственная собственность в Европе.
Великобритания.
В Великобритании публичной собственности соответствует "имущество короны". К ней относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.
Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, которую суверен использует, находясь у власти. Эти земли включают в себя:
1. Участки, изначально принадлежавшие короне или перешедшие к ней в последствии;
2. Береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;
3. Земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в результате конфискации.
Корона владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам.
Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).
Короне принадлежит исключительное право на:
1)разработку месторождений золота и серебра, располагающихся на землях короны или на землях подданных английской королевы;
2)разработку соляных месторождений;
3)изыскание и разработку месторождений нефти, минеральных масел и природного газа.
Испания.
Статья 132 Конституции Испании (1978) гласит, что " государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом ".
Гражданский кодекс Испании (1889 г.) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем, пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:
1. Имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное для общего пользования;
2. Вечные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;
3. Все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;
4. Имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;
5. Права на совместную собственность, принадлежащую государству.
Франция
Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:
1. Дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
2. Реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;
3. Ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.
Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.
Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.
Бельгия.
Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.
Для включения имущества в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.
Италия.
Правому положению государственного имущества посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья № 822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.
В состав государственного имущества также входят:
1. Принадлежащие государству дороги, автодороги и железные дороги, аэропорты, акведуки;
2. Здания, представляющие историческую, археологическую или художественную ценность;
3. Собрания музеев, архивов, библиотек;
4. Другое имущество, отнесенное к разряду государственного специальными законами.
Если виды имущества, перечисленные выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества (статья №281 от 16 мая 1970 года).
Имущество, входящее в состав государственного, неотчуждаемо, на него может быть обращено взыскание в пользу третьих лиц, лишь в случаях, установленных законом, относящихся к этому имуществу.
Органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом. Защиту права собственности на это имущество они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.
Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.
В состав государственного имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.
Частью
имущества государства
1. Леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
2. Объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
3. Имущество, предоставляемое президенту Республики;
4. Казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.
В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.
Государству
принадлежит бесхозное
Информация о работе Государственная собственность и ее роль в современной экономике