Функции экономической теории и её роль в развитии экономики
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 23:55, курсовая работа
Краткое описание
Экономика ¬¬– это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Оглавление
Введение 3 Глава I. Функции экономической теории 4 1.1 Основные функции экономической теории и их особенности 4 1.2 Взаимосвязь функций экономической теории 11 Глава II. Влияние экономической теории на развитие экономики 17 2.1 Историческое развитие экономической теории 17 2.2 Роль экономических учений в развитии экономики 25 2.3 Экономическая теория в современном мире 33 Заключение 40 Список использованной литературы 42
Выше были перечислены основные
функции экономической теории. Они, являясь
наиболее важными по своему значению,
составляют основную базу функциональной
прослойки экономической теории. Но, выделяют
также ещё воспитательную функцию.
Воспитательная функция. Содержанием воспитательной
функции экономической теории является
формирование экономической психологии
каждого человека, социальной или профессиональной
группы. С этой точки зрения воспитательная
функция более тесно связана с практической,
чем с теоретико-познавательной. Иными
словами, практическая функция опосредует
связь теоретико-познавательной и воспитательной
функции экономической теории. Опыт развитых
обществ свидетельствует, что основой
консенсуса интересов и ценностей не только
больших (влиятельных), но и малых (не всегда
инертных) социальных групп, жизнеспособности
саморегулируемой системы являются стоимостные
отношения, отражающие и сочетающие социальные,
экономические и политические интересы
различных самодеятельных групп. Раскрытие
содержания воспитательной функции экономической
теории возможно на основе изучения экономического
поведения людей (или их профессиональных
групп) и факторов, которые его определяют.
Они включают мотивацию, направленную
на приумножение достатка (сюда относится
и повышение уровня квалификации), мышление,
отражающее экономические связи и отношения
между субъектами, а также поступки, базирующиеся
как на традициях, так и на специальных
знаниях. Особенность ситуации, сложившейся
сегодня в украинском государстве, состоит
в том, что определенные социальные группы
овладевают эффективным экономическим
поведением намного быстрее, чем другие,
и благодаря этому выходят на оперативный
экономический простор. При таких обстоятельствах
возникает вопрос о сравнении социального
эффекта, который дает вышедшая вперед
группа, с теми социальными и экономическими
преимуществами, которые она получает.
Овладение экономической теорией является
предпосылкой повышения социальной активности
разных групп общества, сознательного
хозяйствования, овладения современным
экономическим мышлением. Функции экономической теории
имеют определённо важное значение. Функции
как часть любой науки, являются движущим
и определяющим звеном любой науки, в данном
случае – экономической.
Значение экономической теории
во многом определяется теми функциями,
которые она выполняет. Экономическая
теория, обобщая факты развития экономики,
дает возможность не только определить
целесообразность и приоритетность удовлетворения
потребностей сегодня, но и выработать
рациональные перспективные задачи и
пути их достижения, обосновать экономическую
стратегию и экономическую политику.
1.2 Взаимосвязь функций
экономической теории
Были названы функции экономической
теории по отдельности. Необходимо рассмотреть
их в целом, и объяснить, почему они не
могут существовать отдельно друг от друга.
Иными словами – установить взаимосвязь
между всеми функциями экономической
теории.
Эта связь довольно проста.
Познавательная функция неразрывно связана
с практической. Данная связь обусловлена
хотя бы только тем, что без запаса знаний
невозможна практическая деятельность.
Ведь практическая деятельность подразумевает
применение знаний на практике. И именно
для того, чтобы был определённый запас
знаний и существует первоначальный пласт
практической функции – познавательная.
В данном случае, можно наблюдать прямую
взаимосвязь рассматриваемых функций.
Следующая взаимосвязь – между
познавательной и прогностической функциями.
Связь здесь состоит в том, что без знаний
никак невозможно строить какие-либо экономические
прогнозы. Это очевидно, ведь функция прогнозирования
предполагает, что субъект, осуществляющий
прогностическую деятельность, руководствуется
определенным запасом знаний, ведь без
основательной теоретической базы составить
подходящие экономические прогнозы вряд
ли удастся. В данном случае связь прослеживается
напрямую.
Стоит также отметить, что связующим
«звеном» между познавательной и прогностической
является практическая функция. Связано
это с тем, что без определённого умения
применить свои знания на практике (а в
экономике это немаловажно), диагностировать
экономическую ситуацию и составлять
варианты будущего её развития невозможно.
Очень явно можно усмотреть
взаимосвязь познавательной и методологической
функций. Здесь всё тоже достаточно явно,
поскольку эти две функции преобладают
в основном одна в другой. А конкретнее
– методологическая внутри познавательной.
Если методология – учение о методах познания,
то становится очевидным, что процесс
накопления экономических знаний, их систематизации
и обработки для последующего использования
проходил именно под воздействием методологической
функции экономической науки.
Методологическая функция также
обеспечивает связь экономической теории
с другими экономическими дисциплинами,
что существенно дополняет и расширяет
возможности познавательной функции.
Воспитательная связана как
с познавательной, так и с практической.
И в первую очередь, с познавательной.
Этот вывод можно строить, прежде всего,
на том, что воспитательная функция экономической
теории начинает свое действие в процессе
познания субъектом экономической науки.
Следовательно, из этого сразу становится
понятно, что эти две функции неотделимы
друг от друга. Что касается связи воспитательной
и практической, то здесь тоже связь также
прослеживается явно. Воспитательная,
как уже говорилось ранее, формирует экономические
взгляды и предпочтения у людей. И, в зависимости
от сформированных устоявшихся взглядов
у человека, он тем или иным образом станет
применять свои знания на практике.
Из всего вышесказанного следует,
что функции экономической теории, несмотря
на свои особенности, есть единое целое,
неотделимое друг от друга. Все вместе
они делают данную науку более полезной,
более функциональной и разнообразной.
Любая наука живет, прежде всего, значением
своих функций. Потому как функции и есть
тот самый главный ответ на вопрос: «Какова
цель данной науки? Зачем она существует
и развивается». Перефразируя это, получаем:
«Какие же функции выполняет эта наука?».
В этом и кроется вся важность функций
экономической теории (да и вообще любой
науки), их значение и непременная необходимость.
Благодаря своим функциям, экономическая
теория тесно связана со многими науками,
затрагивающими различные стороны жизнедеятельности
человека. С одной стороны, она выступает
в качестве методологического фундамента
комплекса экономических наук, а с другой
— учитывает знания, полученные этими
науками. Экономическое знание о современном
обществе дает целая сеть конкретных экономических
дисциплин, таких как бухгалтерский учет,
финансы, маркетинг, менеджмент, экономика
природопользования, экономика предприятий.
Названные дисциплины подчинены решению
конкретных экономических задач. Экономическая
теория изучает те же проблемы, но не с
индивидуальной, а с общественной точки
зрения. В кругу всех экономических наук
экономическая теория является главной,
так как служит основой, фундаментом конкретных
экономических дисциплин.
Экономическая теория тесно связана с
рядом социальных наук, таких как психология,
политология, социология, поскольку ее
предмет изучения частично совпадает
с предметом перечисленных дисциплин.
Социальные науки изучают многочисленные
аспекты поведения человека в обществе.
Экономическая теория призвана
раскрыть только определенную часть социальной
жизнедеятельности человека — экономическую.
Сегодня является очевидным, что при решении
каких-либо экономических проблем необходимо
учитывать национальные, психологические
особенности людей.
Прослеживается четкая взаимосвязь
экономической теории и юридических наук.
Правовые нормы, действующие в том или
ином обществе, являются своеобразными
рамками, в которых развивается экономика.
Например, предпринимательство в нашей
стране пока недостаточно развито. Объяснение
в том, что в России и других бывших социалистических
странах в течение десятилетий не существовало
юридической основы для предпринимательской
деятельности. Свободное предпринимательство
было свернуто, произошло полное огосударствление
экономики. Предпринимательские навыки
в условиях плановой экономики могли развиваться
лишь в личном подсобном хозяйстве при
работе на колхозный рынок, в кооперативном
секторе и в теневой экономике.
Функции экономической теории
способствуют развитию и логически правильному
функционированию экономической теории.
Взаимосвязь функций экономической теории
позволяет выделить несколько положительных
аспектов в развитии экономической теории:
Усовершенствование математического
инструментария. Происходило быстрое развитие
математического аппарата, необходимого
для исследования экономики, в первую
очередь, теории экстремальных задач и
специфических методов анализа данных,
составивших содержание эконометрики. Кроме
того, все новые и новые разделы математики
привлекались для анализа экономических
явлений. Не осталось почти ни одного раздела
математики, который не нашел бы приложений
в экономике.
Охват теорией новых сфер экономической
жизни. Экономическая теория проникает
во все новые и новые сферы, находит новые
области приложений. Экспериментальная экономика пытается проверить
«в лабораторных условиях» основные постулаты, касающиеся экономического поведения.
Накопление эмпирических данных. Благодаря компьютерным технологиям,
невиданному ранее масштабу экономических
исследований, совершенствованию методов
экономических измерений, стандартизации
национальных счетов и созданию мощных
исследовательских отделов в международных
кредитных организациях, происходит лавинообразный
рост экономической информации, доступной
для большинства исследователей в развитых
странах. Эта информация постоянно обновляется
и обогащается как за счет введения новых
измеряемых показателей, так и за счет
внедрения международных стандартов в
развивающихся странах.
Коллективный характер обобщающих
работ. Принцип сосуществования. Все реже предпринимаются и
все менее успешны попытки создания всеохватывающих
экономических теорий. В каждом томе участвуют
десятки авторов, представляющие разнообразные
точки зрения и пользующиеся разнообразными
инструментами. Принцип единства теории уступил место принципу сосуществования
конкурирующих концепций. [10, с. 120-122]
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод о том, что экономическая
теория постепенно расширяла круг своего
взаимодействия не только с практической
экономикой, но и с другими науками и сферами
жизни.
Вопрос о функциях экономики
– это сложный и специфичный вопрос, интересный
главным образом, как для самих экономистов,
так и для людей, не специализирующихся
в этой области, ибо экономика является
неотъемлемой частью нашей жизни. Функции
экономической теории имеют огромное
значение, как в научной деятельности,
так и в практической хозяйственной.
Глава II. Влияние
экономической теории на развитие экономики
2.1 Историческое развитие
экономической теории
Экономическая теория, как и
любая другая важная наука, прошла в своём
развитии ряд этапов, о которых нельзя
не сказать. Из истории развития экономической
теории можно понять, насколько она прогрессивна
в данное время, насколько прогрессивна
она была ранее.
Истоки экономической науки
следует искать в учениях мыслителей стран
Востока, Древней Греции и Древнего Рима.
Ксенофонт (430 – 354 гг. до н. э.) и Аристотель (384
– 322 гг. до н. э.) впервые вводят в научный
оборот термин «экономия», что означает
«искусство ведения хозяйства». Аристотель
подразделял два термина: "экономика"
(естественная хозяйственная деятельность,
связанная с производством продуктов)
и "хремантистика" (искусство наживать
богатство, делать деньги).
Экономическая мысль средневековья
носит преимущественно теологический
и канонический характер. Экономика наполнена
в основном религиозно-этническими нормами,
которыми оправдывался сословный характер
организации общества и сосредоточение
политической и экономической власти
у феодалов. В этот период изменилось отношение
к физическому труду, сделав его уважаемым
[10, с. 12].
Экономическая теория как более-менее
основательная наука сложилась в период
становления капитализма, зарождения
первоначального капитала и прежде всего
в сфере торговли. На требования развития
торговли экономическая наука откликается
появлением меркантилизма – первого сформированного
направления. Учение меркантилистов сводится
к определению источника происхождения
богатства. Источник богатства они выводили
только из торговли и сферы обращения.
Само богатство отождествляли с деньгами.
Отсюда и название «меркантильный» –
денежный. Яркими представителями меркантилизма
являлись Томас Ман (1571 – 1641) и Антуан де
Монкретьен (1575 – 1621). Ман главным видом
капитала считал торговый капитал. По его мнению, «богатством
страны являются деньги, источником обогащения
— торговля, в которой вывоз товаров преобладает
над ввозом» [12, с. 23-24]. Монкретьен ввел
термин «политическая экономия», видел разницу между деньгами
и богатством, благосостоянием. В 1615 году
он издал трактат о политической экономии.
Меркантилизм обогатил историю экономических
учений концепцией всеобщей коммерциализации
хозяйственной жизни, обозначил зачатки
такой науки, как «Политическая экономия».
Современный капитализм возник в XVIII веке
в условиях господства в Европе меркантилистской
системы. Именно тогда произошла и первая
в мировой истории промышленная революция
– в Англии. По мнению ведущих экономических
историков (Валлерстайна, Уилсона и других),
мощное индустриальное развитие Англии
и других стран, проводивших политику
меркантилизма, было не случайным, оно
было прямым следствием этой политики.
Современные демографические исследования
показывают, что во всех странах, проводивших
эту политику, ускорился прирост населения
и повысилась рождаемость, чего не происходило
в других странах. Так, в Англии средняя
рождаемость выросла с 3 детей на одну
женщину в середине XVII в. до 5-6 детей в начале
XIX в., а прирост населения увеличился в
несколько раз, чем объясняется феномен
не только плотного заселения англичанами
Британских островов, но ещё и заселения
ими двух континентов – Северной Америки
и Австралии. [3, с. 85-86]