Финансово-промышленные группы и холдинги в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы – рассмотреть целесообразность формирования финансово-промышленных групп.
В данной курсовой работе дана характеристика финансово-промышленных групп: понятие, типы, роль в формировании рыночной экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Общая характеристика: финансово-промышленные группы и холдинги………………………………………………5
1.1 Понятие финансово-промышленной группы, его типы и проблемы………………………………………………………………5
1.2 Понятие и сущность холдинговых структур.……………………………..17
Глава 2. Холдинги и финансово-промышленные группы в экономики России…………………………..………………….27
2.1 Холдинги в экономики России………………………………………………..27
2.2 Финансово-промышленные группы в экономики России………...36
Заключение. ………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………………44

Файлы: 1 файл

эконом теория.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

   2.1 Холдинги в экономики России

    На  практике холдинг обычно создается  не на пустом месте, а в результате реструктурирования уже существующего бизнеса. Чаще всего речь идет о крупной организации, образованной в результате приватизации или выросшей естественным образом, которой стали тесны рамки одного юридического лица. Такая организация нередко ведет несколько несвязанных видов деятельности, имеет несколько территориально разнесенных отделений и т.д. Мотивацией для образования холдинга могут служить как соображения улучшения эффективности работы данной структуры за счет перераспределения обязанностей и полномочий по нескольким уровням, так и повышение ее экономической прозрачности с целью привлечения внешних инвесторов. Естественная идея реструктуризации состоит в том, что каждому фактически существующему (формально или неформально) отделению придается статус отдельного юридического лица. Вновь создаваемые организации связаны между собой отношениями владения, а также, возможно, договорными и др. Впрочем, наиболее распространенным видом холдинга является, безусловно, имущественный. Это не в последнюю очередь связано с упоминавшимися выше соображениями: в договорном холдинге основное общество несет солидарную с дочерним ответственность; лишь в имущественном холдинге возможна безналоговая передача средств и имущества (если доля владения более 50%).

    Существует  несколько альтернативных способов создания двух (или нескольких) организаций  из одной. Во-первых, существующая организация  может просто учредить новую (дочернюю) организацию. Во-вторых, возможна реорганизация  существующей организации в форме  разделения (с прекращением существующей организации) или, чаще, выделения (без прекращения). Выделение также может осуществляться в нескольких различных формах. Рассмотрим эти варианты на примере акционерного общества (для общества с ограниченной ответственностью, варианты, по существу, те же).

1. Учреждение дочернего общества

    При этом основное общество просто вносит часть имущества (как правило, это  имущество, относящееся к преобразуемому отделению) в уставный капитал нового общества. На балансе самого учредителя вместо имущества появляются акции дочернего общества.

    Если  акции нового общества оплачиваются не денежными средствами, то это  имущество должен оценить независимый  оценщик (п. 3 ст. 34 Закона «Об АО», п. 2 ст. 15 Закона «Об ООО»; для ООО  – если вклад превышает 200 МРОТ). Однако при оплате акций (долей) создаваемого общества учредитель может оценить это имущество и в меньшей сумме (главное, не большей).

    Если  речь идет о внесении в уставный капитал 25% и более балансовых активов  общества-учредителя, сделка является крупной и решение о ней принимается в описанном выше порядке, в противном случае решение об учреждении может быть принято непосредственно руководителем (единоличным исполнительным органом) учредителя, если иное не предусмотрено уставом.

    В данном случае нет возможности передать создаваемому обществу долги основного общества, пусть даже относящиеся к преобразуемому отделению.

2. Реорганизация (выделение)

    Решение о реорганизации принимается  общим собранием акционеров АО (большинством в 3/4 голосов от принимающих участие в собрании; п. 4 ст. 49 Закона «Об АО») или участников ООО (единогласно; п. 8 ст. 37 Закона «Об ООО»). Оценивать имущество в данном случае нет необходимости – оно передается по балансовой стоимости.

    Составляется  так называемый разделительный баланс, распределяющий между двумя обществами активы и пассивы реорганизуемого. Таким образом, в данном случае можно передавать не только имущество, но и долги, а также фонды и т.п., что очень ценно.

    О реорганизации необходимо заблаговременно  уведомить кредиторов общества, которые вправе потребовать досрочного погашения долгов и возмещения убытков. В случае реорганизации у акционеров возникает право потребовать выкупа акций, но об этом чуть позже.

    Выделение может происходить в следующих  формах (п. 3 ст. 19 Закона «Об АО»).

  1. Выделение с конвертацией акций

    Часть акций реорганизуемого общества конвертируются в акции нового общества. В результате акционеры реорганизуемого  общества получают акции нового общества взамен части акций реорганизуемого. При этом происходит уменьшение уставного капитала реорганизуемого общества.

  1. Выделение с распределением акций

    Уставный  капитал реорганизуемого общества не уменьшается, акции нового общества выпускаются за счет добавочного  капитала реорганизуемого обществ, нераспределенной прибыли и т.п. Акционеры реорганизуемого общества получают акции нового общества дополнительно к имеющимся у них акциям. 

  1. Выделение с приобретением акций

    Реорганизуемое  общество само приобретает все акции  нового общества. Капитал реорганизуемого  общества не меняется, его активы и обязательства уменьшаются, на сумму разницы на балансе появляются акции нового общества. Акционеры остаются при своих акциях реорганизуемого общества.

    В отношении выделения с конвертацией или распределением Закон «Об  АО» устанавливает, что если акционер голосовал против или не участвовал в голосовании по вопросу о реорганизации, то он получает акции нового общества с теми же правами и в той же пропорции, что он владеет акциями реорганизуемого общества. Таким образом, возможны и иные (непропорциональные) варианты раздачи акций нового общества, но они касаются только тех, кто сам голосовал за этот вариант или воздержался. (Для ООО таких жестких требований закон не предусматривает).

    Возможны  также и смешанные варианты: например, акции нового общества частично распределяются между акционерами, а частично приобретаются самим реорганизуемым обществом; при этом также действует вышеупомянутое требование пропорциональности.

   Что касается организационных  объединений типа холдинга, то их привлекательность пока невысока и составляет всего 6% от общего количества зарегистрированных групп. Наиболее показательными примерами ФПГ холдингового типа являются ФПГ «РОССТРО», «Сибагромаш» и др.

   Так, ОА «РОССТРО» - головная компания холдинга и одновременно центральная компания одноименной ФПГ, владеет пакетами акций предприятий и организаций, в совокупности образующих имущественно-правовой инвестиционно-строительный комплекс предприятия, входящие в ФПГ, обеспечивают управление проектами, выполнение всего комплекса работ и услуг по подготовке строительства, производству строительных материалов, проектированию объектов, их строительству и коммунальному обслуживанию.

   Создание  холдинговой компании возможно также путем  передачи в трастовое  управление центральной компании ФПГ акций предприятий-участников, временно закрепленных за государством. ст.15 Федерального закона от 30.11.1995г. №190-ФЗ «О ФПГ»

   По  данным Мингосимущества России, это группы: «Русхим», «Тяжэнергомаш», « Восточно-Сибирская группа».

   Так, «Русхим» получил в траст 12% акций Дзержинского ОАО «Заря», 20% Березниковского ОАО «Сода», 30% акций Славгородского ОАО «Алтайхимпром».

   ФПГ «Восточно-Сибирская  группа» имеет  в трастовом управлении пакеты акций трех предприятий: «Кедр» (51%), «Иркутскэнерго» (20%) и «Разрез Туловский».

   В марте 2009 г. Мингосимущество России заключило договор о передаче в доверительное управление центральной компании ФПГ «Тяжэнергомонтаж» акции таких предприятий, как ОАО «Гипротяжмаш» (20,5%), «Турбомоторный завод» (25%), «Электростальский завод тяжелого машиностроения» (36,3%), «Ясногорский машиностроительный завод» (5%), «Тульский завод электроприводов» (10,7%). Постановление Правительства РФ от 24.07.1997г. №949 «О закреплении в федеральной собственности акций акционерных обществ-участников финансово-промышленной группы тяжелого и энергетического машиностроения и передаче их в доверительное управление».

   Аналогичное постановление существует и по группе «Точность». Постановление Правительства РФ от 13.10.1997г. №1408 «О мерах государственной поддержки деятельности транснациональной ФПГ «Точность».

    Специфика государственного управления функционированием  холдингов, определяется прежде всего  высокой долей государственной  собственности, повышенной значимостью  этого сектора для государства, высокой степенью концентрации научно-технического потенциала на предприятиях, вошедших в финансово-промышленные группы. Исходя из этого, возрастает значимость прямых методов управления холдингами со стороны государства.

    Непосредственное  участие в управлении холдингом зависит напрямую от доли государственной собственности в консолидированном капитале холдинга. Таким образом, холдинги разделяются на две группы: созданные в добровольном порядке с долей государственной собственности в консолидированном капитале менее 25%, и образованные по Постановлению Правительства РФ исключительно из государственных предприятий с более высокой долей.

    Альтернативными предложенному могут быть и другие условия управления и контроля государства  над холдингов:

  • создание холдингов из государственных предприятий с участием в ней уполномоченного банка, в обмен на внесение государством акций государственного холдинга или отдельных оборонных предприятий;
  • за счет передачи в траст центральной (управляющей) компании холдингов имеющихся у государства акций оборонных предприятий, в том числе и с правом последующего опциона;
  • управление временно закрепленным за государством или приобретенным на фондовом рынке пакетом акций предприятия-участника холдингов.

    Порядок применения этих условий должен быть закреплен нормативным актом и доведен до сведения инициаторов создания холдингов. Формами такого управления и контроля может быть передача государству определенного пакета акций холдингов, "золотой акции", введение в Совет директоров представителя Государства.

    Сочетание в рамках холдингов государственного управления и контроля за деятельностью  предприятий и частного менеджмента  позволяет решить задачу соблюдения интересов государства, как одного из главных заказчиков высокотехнологичной  продукции, и участников холдингов, заинтересованных в стабильной прибыли за счет роста эффективности производства.

    Наиболее  серьезным упущением существующего  законодательства является практическая невозможность создать группу при  доле государственной собственности, превышающей 25% (создание холдингов из государственных предприятий ставит вопрос о финансовом блоке группы). Это особенно существенно для предприятий и организаций с объективно высокой долей государственной собственности.

    Основной  формой государственного управления деятельностью холдинга может быть договор (контракт) о партнерстве и взаимной ответственности между Правительством и холдингом. В этом документе закрепляется взаимный интерес группы в выборочной государственной поддержке и интерес государства в контроле за деятельностью группы и обеспечении ей определенных народнохозяйственных результатов. Такой договор основан на возможности избирательного подхода государственных органов к различным холдингам в зависимости от их специфики и является мощным инструментом государственного управления промышленной политикой.

    Принцип построения этого документа базируется на достижении баланса интересов  двух сторон на добровольной основе. Любые  льготы, оговоренные в договоре (контракте), должны давать явный народнохозяйственный эффект. Договор должен предусматривать механизм контроля и санкций за невыполнение обязательств, равно как гарантий со стороны обеих сторон Лысенко В.А., Старостина Г.Л. Предприятия в современной России - стр. 227.

    Многие  потенциально активные предложения о создании холдингов на добровольной основе сегодня наталкиваются на имеющиеся ограничения по доле государственной собственности в консолидированном капитале группы. Жесткое ограничение по доле государственной собственности предприятий в случае их добровольного вхождения в холдинг имеет искусственный, а не экономически обоснованный, характер. Вполне достаточно иметь согласие соответствующих собственников (или собственника в лице государства - при вхождении в холдингов федерального предприятия) для принятия решений по составу участников групп. Аналогично, следовало бы отказаться от формальных ограничений по количеству участников и численности работающих в группах.

    При совершенствовании процедуры рассмотрения ведомствами проектов холдингов  следует учитывать, что действующее в настоящее время требование представления в составе пакета документа соответствующих решений общих собраний акционеров нередко затягивает процесс подготовки только формальной части проекта на многие месяцы. В этой связи целесообразно принять решение, позволяющее ведомствам на стадии рассмотрения проектов использовать протоколы и решения заседаний советов директоров или других уполномоченных органов участников холдингов. В то же время, безусловно, на момент внесения группы в Реестр решения общих собраний акционеров должны быть представлены.

Информация о работе Финансово-промышленные группы и холдинги в России