Естественные монополии и проблемы их государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

В России влияние естественных монополистов достигло небывалых размеров. До сих пор не выработано единого подхода в вопросах регулирования этих влиятельных гигантов.
Ясно одно: без всестороннего анализа возможных решений проблемы с ними не справиться.
Цель работы: рассмотреть понятие естественной монополии, изучить существующие методы государственного регулирования естественных монополий, изучить проблемы регулирования естественных монополий в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Естественная монополия……………………………………………………….4
1.1 Естественная монополия: определения и критерий оптимальности…...4
1.2 Причины государственного вмешательства……………………………..8
2. Регулирование естественных монополий…………………………………...10
2.1 Ценовое регулирование………………………………………………….10
2.1.1 Ценообразование по средним и предельным издержкам и регулирование нормы дохода…………………………………………………...10
2.1.2 Пиковое ценообразование………………………………………….13
2.1.3 Цены Рамсея…………………………………………………………14
2.2 Стимулирующее регулирование или регулирование верхнего тарифа (дефлятор-X) …………………………………………………………………….16
2.3 Конкуренция за монопольный рынок…………………………………...19
2.4 Государственная собственность…………………………………………21
3. Проблемы регулирования естественных монополий в России…………….24
3.1 Федеральный закон «О естественных монополиях»…………………..24
3.2 Принципы государственного регулирования деятельности естественных монополий………………………………………………………..25
3.3 Естественные монополии как объект государственного регулирования……………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая.DOC

— 204.50 Кб (Скачать)

Рассматривать естественную монополию как состояние рынка товара, все-таки неправильно потому, что отношения, возникающие при обращении определенного товара, не включают в себя иные отношения, которые возникают в естественно-монопольной отрасли.

Более того, закрепленное в законодательстве понятие «естественная  монополия» основано не на экономическом  анализе, а исключительно на соображениях «целесообразности», что, конечно, недопустимо. Выделение именно тех отраслей, которые перечислены в Законе «О естественных монополиях», никак не обосновано, и в этот список часто вносятся изменения. А произвольность включения или исключения тех или иных отраслей из списка естественно-монопольных говорит о плохом понимании законодателем (и государством в целом) направления реформ соответствующих отраслей экономики.

Таким образом, закон  принят вопреки нормальной логике юриспруденции. Вместо того, чтобы сначала определить объект, а уже под него подвести нормативно-правовую базу, был написан закон под императивно выбранные сферы экономической деятельности. Другими словами, если убрать из закона определение естественной монополии, как объекта регулирования, то его юридическая суть не изменится.

Выделяя из какой-либо отрасли отдельные сферы деятельности и называя их естественно-монопольными, Закон «О естественных монополиях» «забывает» обо всей совокупности отношений, которые существуют в этой отрасли в целом. Не следует рассматривать и регулировать естественно-монопольное ядро (естественно-монопольные сферы деятельности, где конкуренция экономически неэффективна или невозможна в силу технологических особенностей) в отрыве от иных сфер деятельности, составляющих естественно-монопольную отрасль.

При этом в законодательстве наметилась именно эта тенденция - попытка считать естественной монополией только ядро соответствующей отрасли. Отсюда - и попытка «искусственно» ограничить сферу государственного регулирования отрасли целиком.

Например, в электроэнергетике, согласно Закону «О естественных монополиях», естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

При этом практически весь массив нормативно-правовых актов в области электроэнергетики нацелен не на регулирование этих видов деятельности, а на регулирование взаимоотношений между различными сферами электроэнергетики: производством, передачей электроэнергии, оперативно-диспетчерскими услугами, оптовой и розничной торговлей электроэнергией и мощностью. Таким образом, государственное регулирование направлено на установление правил взаимодействия различных видов деятельности в рамках одной отрасли - электроэнергетики.

Необходимо конкретизировать положения Закона «О естественных монополиях»: действительно ли переход к конкуренции в рассматриваемых видах деятельности является «стратегической» целью государства. В этом случае концепцию данного закона следует изменить, закрепив конкретные шаги, которые бы позволили преобразовать состояние естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Однако обратим внимание на следующее. Коль скоро состояние  монополии на соответствующих товарных рынках рассматривается как естественное, вызванное объективными причинами, которые не устранимы в обозримом будущем, то представляется нелогичным включать в Закон «О естественных монополиях» нормы о переходе к конкуренции на данном рынке.

Таким образом, причиной несовершенства законодательства в данном случае являются не столько отдельные несогласованные моменты нормативно-правовой базы, сколько отсутствие единого подхода к определению естественных монополий и, как следствие, отсутствие понимания целей регулирования и реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Регулирование сфер естественных монополий является одной из острейших проблем как для экономики переходного периода, так и для нормально действующей рыночной экономики.

Монополия –  это власть, и если эта власть будет неограниченной, благосостоянию общества будет нанесен ущерб. Поэтому разработаны методы по регулированию действия естественных монополий. Важно отметить, что естественная монополия существует в отрасли, в которой одна фирма может производить выпуск, достаточный для обеспечения рынка по более низкой себестоимости, чем смогли бы две или более фирм. То есть, нет экономического смысла в ликвидации такого рода монополии. Поэтому государство вынуждено устанавливать регулирование деятельности монополистов.

Как правило, в теории все не так, как на практике. Зачастую рассмотренные в работе меры неэффективны. А законодательство имеет двоякое и непрозрачное толкование. Поэтому сферу регулирования естественных монополий нужно развивать и искать новые решения их регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Бобер А.А. Ценообразование : учеб. пособие. – Владивосток. : ТИДОТ ДВГУ, 2001. – 145с
  2. Гальперин В.М. Микроэкономика. В 2-х томах. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - Институт «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004.
  3. Грегори М.Н. Принципы экономикс. – СПб: Питер Ком, 1999. – 784с.
  4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.  Пер. с англ. – 14-е изд. :- М. : ИНФРА-М, 2003. – 972с.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика : учеб. для вузов. - Питер, 2003. - 624с.
  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М: Дело, 1995. – 864с.
  7. Королькова Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1999. Т.3. №2. С.238-264
  8. Малинникова Е.В. Зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. 1998. Т.2. №3 С.342-357
  9. Саакян Ю.З. Государственное регулирование естественных монополий и его границы. // Федеральный справочник. Декабрь 2008.



Информация о работе Естественные монополии и проблемы их государственного регулирования