Принимая
на себя содержание общественного
блага, государство решает и
задачу минимизации трансакционных
издержек: весьма сложно было
бы, например, заключать сделку с
каждым участником движения по
шоссейным дорогам, заставляя
каждого, кто пользуется услугами
скоростной трассы, платить определенную
сумму при въезде или выезде.
Ясно, что такая система создавала
бы «пробки» на дорогах, затрудняла
бы проезд и, в конечном счете,
уничтожила бы все те полюсы,
ради которых такая скоростная
трасса была создана.
Есть
товары, которые, по определению,
не относятся к общественным (предельные
издержки при производстве дополнительной
единицы продукции не равны
нулю), но из-за высоких трансакционных
издержек государству все же
бывает выгодно взять на себя
их финансирование. Классический
пример подобных товаров - некоторые
виды страхования, в основном
связанные с производственной
деятельностью: страхование на
случай безработицы, по старости.
Частные страховые компании нуждаются
в дорогостоящей рекламе, содержании
административного аппарата и
страховых агентов, что не нужно
государству. Поэтому затраты
государства в данной области
значительно ниже, и подобные
товары, как и общественные товары,
целесообразнее производить государству.
Наконец,
государству принадлежит важная
роль в сглаживании макроэкономических
колебаний, которым подвержена
экономика.
Государственное
регулирование необходимо осуществлять
в определенных пределах. Эти
пределы установлены масштабами
«фиаско» рынка в целом и
конкретной экономической ситуацией.
Умелое государственное регулирование
позволяет ликвидировать те «провалы»,
которые невозможно восполнить,
используя исключительно рыночный
механизм.
3.2
Государственное
регулирование экономики
Рыночная
экономика не может существовать
и функционировать без определенных
условий, создаваемых государством.
К ним относятся:
- законодательное
определение прав собственности на экономические
ресурсы и механизмов их осуществления;
- защита свободы
индивидуального выбора людьми той или
иной сферы приложения труда, знаний, опыта,
интеллектуальной и иных форм собственности
в сферах, разрешенных законом;
- гарантия приоритетов
личных интересов и экономической мотивации
законного получения доходов в соответствии
с результатами хозяйственной деятельности;
- использование
конкурентного механизма цен, прибылей
и убытков, ограничение монопольных тенденций
как в государственном, так и в негосударственном
секторах экономики;
- осуществление
социальной политики защиты населения
с низкими доходами;
- поддержание стабильности,
эффективного и устойчивого роста хозяйственных
единиц как в государственном, так и в
негосударственном секторах экономики.
Термин
«регулируемая рыночная экономика»
обладает выраженной избыточностью,
так как подобная экономика
не может быть нерегулируемой.
Прибавление эпитета «регулируемая»
не лишено смысла, если мы подчеркиваем,
что экономика в значительной
степени регулируется со стороны
государства.
При
отсутствии необходимого и достаточного
государственного регулирования
в действие неизбежно вступают
стихийные регуляторы. Они также
«наводят порядок» в экономике,
восстанавливают своеобразную пропорциональность,
но ценой кризисов, глубоких спадов
производства и потребления, повальной
безработицы, социальных напряжений
и взрывов. Там, где не управляет
государство, правят мафия, рэкет.
В
цивилизованной рыночной экономике,
характеризующейся наличием системы
ориентиров, выражающих общегосударственные,
общенациональные интересы, и обладающей
высоким уровнем организованности,
разрушительной силе стихийных
регуляторов противостоит государственное
регулирование.
Государственное
регулирование в заметной степени
ассоциируется с централизацией
управления экономикой, поэтому
к нему относятся положения,
высказанные выше по отношению
к централизации.
Как
правило, государственное регулирование
рыночной экономики проявляется
двояко. С одной стороны, это
необходимо для самого рынка,
представляющее неотъемлемое условие
его надежной работы организующее,
упорядочивающее воздействие. Оно
проявляется в государственном
формировании свода правил и
ограничений рыночной деятельности,
его поддержки и обновлении, контроле
за соблюдением. С другой стороны,
организуя рыночные отношения,
государственные органы способствуют
их органическому встраиванию
в систему общественных отношений,
без чего рынок был бы отогнут
политической и социальной структурами.
Государственное регулирование
рынка осуществляется посредством
законодательства, через государственное
планирование, программирование, распределение,
на основе выпускаемых правительством
нормативных актов. Изымая средства,
необходимые для общегосударственных
нужд, и определенным образом
распределяя их, государство осуществляет
свою финансовую политику таким
образом, чтобы одновременно оказать
влияние на рынок и рыночные
отношения.
Вмешательство
государства в экономику необходимо
также в тех случаях, когда
по различным причинам рыночная
конкуренция и свободное ценообразование
неуместны, не достигают цели
или не дают удовлетворительного
решения существующих проблем.
Примером могут служить сферы
совокупного социального или
муниципального потребления (общественный
транспорт, охрана общественного
порядка, оборона, обслуживание
таких крупных инфраструктурных
систем, как энергетика, водоснабжение,
связь и т.д.).
Отличие
государственного управления в
централизованной и рыночной
экономике состоит в том, что
в первом случае органы государственной
власти приспособляют экономику
к своим политическим и экономическим
интересам, к идеологическим доктринам,
а во втором - управление строится
в соответствии с сутью рыночных
отношений, с законами рынка,
хотя и здесь правительство
не забывает о себе, и о тех,
от кого оно зависит.
Найти
оптимальное сочетание рыночной
свободы и государственного регулирования
очень непросто, однозначных подходов
и критериев решения этой проблемы
экономической науки практически
не найдено. Можно лишь попытаться
определить некоторые тенденции
в поиске оптимума. Организация,
упорядочение, регламентация рынка
не должен нарушать огромный
потенциал самонастройки рыночного
механизма. Но и разгул конкурентной
стихии при ослаблении регламентирующих
«правил игры» может иметь
самые негативные и разрушительные
для общества последствия, такие,
как массовые банкротства, безработица,
жульничество и фальсификация
продуктов. Поэтому для каждых
конкурентных условий оптимальным
является максимум свободной
конкуренции при адекватной организации
и регламентации. Такой механизм
можно назвать механизм организованной
конкуренции. Современный инструментарий
государственного вмешательства
в экономику нацелен на поддержание
подобного оптимизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
подведу итоги. Рассмотрев основные
аргументы в пользу и против
рыночной экономики, задаюсь вопросом:
какая из данных позиций правильна?
До известной степени обе правильны.
Некоторые критические замечания
относительно рыночной системы
довольно точны и определенно
слишком серьезны, чтобы их можно
было игнорировать. С другой стороны,
мы не можем выносить суждения
по какой-то проблеме лишь на
основе количества аргументов
за и против. Главный экономический
аргумент в пользу рыночной
системы, а именно что она
способствует обеспечению эффективного
распределения ресурсов, - трудно
опровергнуть. На деле рыночная
система является - или по крайней
мере может быть - довольно эффективной.
В доказательство этому служат
статистические данные социально-экономического
развития России, приведенные в
приложениях 1 и 2. Происходил рост
ВВП. В начале рост ВВП носил
восстановительный характер. Его
основным источником было использование
производственных мощностей, созданных
в советское время. Начиная
с 2003-2004 гг., он все в большей
степени приобретает инвестиционный
характер. Наблюдается увеличение
оборота розничной торговли.
Мой
анализ рыночной системы дает
рабочую модель - грубое приближение
- действительной рыночной системы
нашей экономики. Этот анализ
представляет очень упрощенную
и тем не менее полезную
картину реальности. Конкурентная
рыночная система служит нам
нормой, эталоном, с которым можно
сравнить реальную экономику.
При этом важно отметить, что
между рыночной системой, изображенной
в данной курсовой работе, и
действительной рыночной системой
экономики существуют два коренных
различия:
1.В реальной
жизни конкуренция во многих
отраслях не так сильна, как
это изображено в характеристике
рыночной системы.
2. Правительство
проводит политику, преследующую
цель не только сохранить и
поддержать конкуренцию, но также
и устранить определенные несправедливости,
порождаемые рыночной системой,
с тем чтобы содействовать
надлежащему распределению ресурсов,
когда внешние выгоды и издержки
становятся значительными, обеспечить
удовлетворение коллективных потребностей
и способствовать поддержанию
полной занятости.
Роль
государства в экономике очень
велика. Оно создает условия для
экономической деятельности, защищает
предпринимателей от угрозы со
стороны монополий, обеспечивает
потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную
защиту малообеспеченных слоев
населения, решает вопросы национальной
обороны.
Переход
к рынку предполагает воссоздать
в полном объёме все рыночные
отношения с присущими им регуляторами
экономики. При этом государство
с помощью экономических методов
призвано оказывать регулирующее
воздействие на сам рынок в
интересах всего населения.
Парадоксом
переходной экономики является
то, что возможности государства
влиять на хозяйственные процессы
в этот период уменьшаются
(в силу либерализации, приватизации
и др.), а потребность в государственном
вмешательстве сохраняется на
высоком уровне и даже возрастает
в связи с общим кризисным
состоянием экономики и особенно
ряда его секторов (социальная
сфера и трудно адаптирующиеся
к рынку отрасли).
Государство
всегда выступало особым экономическим
субъектом, так или иначе, участвуя
в экономической жизни общества.
Оценка меры и последствий
такого участия была и остаётся
остро дискуссионным вопросом
экономической науки.
Реалистичен
ли мой анализ рыночной системы?
Один исследователь так ответил
на этот вопрос:
"При всех
новых свойствах индустриального
общества 20 века великие принципы
личного интереса и конкуренции,
как бы они ни были ослаблены
и ограничены, все еще определяют
основные правила поведения, которые
ни одна экономическая организация
не может позволить себе полностью
игнорировать... Действие законов
рынка можно выявить... если заглянуть
в глубь совершающихся на нем
процессов". [Роберт
Хейлбронер. 3, стр. 53-54.]
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. Фридман
"Капитализм и свобода" Чикаго,
1962.
2. К. Поппер
"Открытое общество и его
враги" М., т.1, 1992.
3. Р. Хейлбронер
"Мировые философы" Нью Йорк,
1967.
4. Д.Б. Шоу.
"Справочник умной женщины
по социализму и капитализму"
Нью-Йорк. 1928.
5. С. Фишер,
Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика»
Москва, 1999.
6. А.И. Добрынин,
Л.С. Тарасевич «Экономическая
теория»: Учебник для вузов,
С.-Петербург, 1997.
7. В.Д. Камаева
"Экономическая теория: учебник
для вузов" Москва, 2003.
8. Ф.Х.
Аширов "Основы экономической
теории и практики" М. 2005.
9. М.К.
Бункина "Национальная экономика:
Учебник для вузов" М. 2002.
10. В.М. Кушлина,
Н.А. Волгина "Государственное
регулирование рыночной экономики:
Учебник для вузов" М. 2000.
11. В.Я. Иохин
"Экономическая теория" Москва,
2007.
12. К. Р.
Макконнелл, С.Л. Брю " Экономикс"
Москва, 1992.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
Среднегодовые темпы
прироста (снижения)
основных социально-экономических
показателей в
1966 – 2009 гг.
(стоимостные показатели в сопоставимых
ценах; в среднем за год; в процентах)
(http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm)
|
1966-1970 |
1971-1975 |
1976-1980 |
1981-1985 |
1986-1990 |
1991-1995 |
1996-2000 |
2001-2005 |
2006-2009 |
Численность
населения2) (на конец года) |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
-0,04 |
-0,3 |
-0,5 |
-0,1 |
Среднегодовая
численность занятых в экономике |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
0,5 |
0,1 |
-2,7 |
-0,5 |
0,7 |
0,1 |
Численность
безработных3) |
|
|
|
|
|
19,8 |
1,2 |
-4,6 |
7,2 |
Численность
пенсионеров (на конец года; 2007, 2008 гг.
- на 1 января года, следующего за отчетным) |
|
1,9 |
2,1 |
2,0 |
1,6 |
2,5 |
0,7 |
-0,1 |
0,5 |
Реальные
денежные доходы населения |
|
|
|
|
|
-8,0 |
-2,1 |
11,6 |
7,8 |
Реальная
начисленная заработная плата |
|
|
|
|
|
-18,2 |
-3,8 |
12,6 |
8,1 |
Реальный
размер назначенных пенсий
(1993 - 2001 гг. - с учетом компенсации) |
|
|
|
|
|
-12,5 |
-5,4 |
11,3 |
9,6 |
Валовой внутренний
продукт4) |
|
|
|
|
|
|
1,6 |
6,2 |
3,3 |
Расходы на
конечное потребление4) |
|
|
|
|
|
|
0,5 |
7,7 |
5,8 |
Фактическое
конечное потребление домашних хозяйств4) |
|
|
|
|
|
|
0,1 |
8,8 |
6,2 |
Основные
фонды в экономике |
7,2 |
7,9 |
6,9 |
6,2 |
4,9 |
1,2 |
0,0 |
1,3 |
3,1 |
Ввод в
действие основных фондов |
7,1 |
6,8 |
4,0 |
3,0 |
4,2 |
-20,5 |
-1,5 |
12,3 |
11,8 |
Промышленное
производство5) |
|
|
|
|
|
-13,0 |
1,0 |
5,6 |
0,9 |
Продукция
сельского хозяйства |
3,7 |
1,7 |
1,0 |
1,0 |
2,2 |
-7,7 |
-1,95 |
2,3 |
4,6 |
Ввод в
действие общей площади жилых
домов |
1,2 |
1,3 |
-1,6 |
1,3 |
3,1 |
-12,1 |
-8,2 |
7,0 |
12,4 |
Грузооборот
транспорта |
6,2 |
6,6 |
4,0 |
1,2 |
0,2 |
-9,7 |
-0,3 |
5,2 |
-1,2 |
Пассажирооборот
транспорта общего пользования6) |
8,3 |
5,7 |
2,9 |
2,5 |
2,6 |
-7,9 |
-1,7 |
-0,9 |
-1,9 |
Оборот розничной
торговли |
7,8 |
6,2 |
4,4 |
3,4 |
6,0 |
-1,8 |
1,0 |
11,0 |
9,4 |
Платные услуги
населению |
|
|
|
|
|
-24,9 |
2,0 |
5,3 |
4,2 |
Инвестиции
в основной капитал4) |
7,2 |
7,2 |
4,1 |
3,5 |
6,6 |
-22,1 |
-8,6 |
9,2 |
13,1 |
Внешнеторговый
оборот7) |
|
|
|
|
|
|
-1,1 |
19,8 |
7,6 |