Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа
Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации
1.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования..4
1.2 Методы денежно-кредитной политики………………………….…………5
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики…………………….………..8
2. Статистика денежно–кредитной политики Центрального банка РФ в 2009-2010 г.г.
2.1 Анализ денежно – кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации за 2010-2011г.г………………………………….…….23
2.2 Анализ объемов операций Центрального банка Российской Федерации за 2010-2011г.г ……………………………………………………………….…….25
3. Проблемы и пути решения денежно–кредитной политики Центрального банка РФ.
3.1 Проблемы денежно – кредитного регулирования в Российской Федерации………………………………………………………………….….32
3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики Центрального Банка в Российской Федерации……………………………………………….….......34
Заключение………………………………………………………………..…..40
Список используемой литературы…………………………………….…....43
Если процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Это снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.
На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.
Валютное регулирование
Необходимость
регулирования валютного курса
обусловлена негативными
Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:
— проведения денежно-кредитной политики;
— валютных интервенций;
— использования
государственных резервов международных
платежных средств или
На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Наряду с прямыми мерами валютного регулирования — дисконтной и девизной политикой — и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.
1. Нормы налогового законодательства:
— налогообложение курсовых разниц;
— форма платежей налогов по валютным операциям;
— налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты
2. Нормы,
регламентирующие
— законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;
— требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;
— норма обязательной продажи валютной выручки;
— ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;
— регламентация государственных закупок (выбор поставщиков — отечественных или иностранных).
3. Нормы банковского законодательства:
— нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.
— требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой
— к изменению
стоимости банковских услуг по обслуживанию
валютных счетов. При этом проявляются
две тенденции: снижение предложения
и ограничение
Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения: политика таргетирования
Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование
Центральным банком целевых ориентиров
динамики денежной массы способствует
повышению эффективности и
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также Центральный Банк может
устанавливать различные
Очевидно, что использование
административного воздействия
со стороны центрального банка по
отношению к коммерческим банкам
не должно носить систематического характера,
а применяться в порядке
Все выше
рассмотренные инструменты
Законом предусмотрено, что Центральный банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Законодательная и нормативная база
Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" 3.
2. Статистика денежно–кредитной политики Центрального банка РФ в 2010-2011 г.г.
Таблица 2.1 - Анализ денежно – кредитного регулирования 2010 – 2011 год4
2010 (руб) |
2011 (руб) | |
Чистые требования к органам государственного управления |
1 308 572 |
975 582 |
Требования к центральному банку |
17 903 729 |
23 522 080 |
Требования к федеральным |
6 906 204 |
7 881 932 |
Обязательства перед федеральными органами государственного управления |
3 178 368 |
7 552 646 |
Требования к населению |
11 127 183 |
10 414 578 |
Обязательства перед центральными банками |
46 198 935 |
35 045 866 |
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу |
135 043 398 |
159 218 786 |
Из таблицы 2.1 следует что в период с 2010 по 2011 годы требования со стороны кредитных организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.
Рис. 2.1 Анализ денежно – кредитного регулирования 2010 год
Рис. 2.2 Анализ денежно – кредитного регулирования 2011 год
2.2 Анализ объемов операций Центрального банка Российской Федерации
Таблица 2.2 - Объемы операций кредитования Банка России5
Месяц /год |
Объем предоставленных внутридневных кредитов |
Объем предоставленных кредитов овернайт |
Объем предоставленных ломбардных кредитов |
Объем предоставленных других кредитов | ||||
т.р |
% |
т.р |
% |
т.р |
% |
т.р |
% | |
Итого за 2010 год |
17 324 352,8 |
95% |
23 0236,1 |
1,3% |
2126777 |
2,5% |
445526 |
2,5% |
Итого за 2011 год |
22 832 687,5 |
88% |
31 1423,6 |
1,2% |
308848,5 |
1,1% |
2419364 |
9,4% |
Итого за год (с января по ноябрь) |
17509291,4 |
97% |
149667,1 |
0,8% |
52 845,4 |
0,3% |
317751 |
1,8% |
Сумма |
57657331,7 |
93% |
69 1326,8 |
1,1% |
57 4371,5 |
0,9% |
3182642 |
5% |
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка: методы и инструменты