Денежно-кредитная политика Центрального банка: методы и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации
1.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования..4
1.2 Методы денежно-кредитной политики………………………….…………5
1.3 Инструменты денежно-кредитной политики…………………….………..8
2. Статистика денежно–кредитной политики Центрального банка РФ в 2009-2010 г.г.
2.1 Анализ денежно – кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации за 2010-2011г.г………………………………….…….23
2.2 Анализ объемов операций Центрального банка Российской Федерации за 2010-2011г.г ……………………………………………………………….…….25
3. Проблемы и пути решения денежно–кредитной политики Центрального банка РФ.
3.1 Проблемы денежно – кредитного регулирования в Российской Федерации………………………………………………………………….….32
3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики Центрального Банка в Российской Федерации……………………………………………….….......34
Заключение………………………………………………………………..…..40
Список используемой литературы…………………………………….…....43

Файлы: 1 файл

Тимохина Ксения 2507.docx

— 164.89 Кб (Скачать)

Если  процентные ставки по обязательным резервам высоки, то Центральный банк ограничивает количество денег, находящихся в  распоряжении коммерческих банков. Это  снижает кредитоспособность последних и повышает проценты по выдаваемым ими кредитам. Поэтому резервируемая часть таких вкладов должна превышать, сумму вкладов с длительными сроками хранения.

На размер норм обязательного резерва влияют также уровень развития банковской системы и состояние экономики  в целом. В странах с развитой банковской системой, функционирующей в условиях стабильной экономики, нормы обязательных резервов устанавливаются на относительно длинное время.

Валютное  регулирование

Необходимость регулирования валютного курса  обусловлена негативными последствиями  его резких и непредсказуемых  колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет  большое значение для обеспечения  стабильности цен и денежного  обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен  на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного  снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются  не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Центральный банк осуществляет регулирование валютного  курса посредством:

— проведения денежно-кредитной политики;

— валютных интервенций;

— использования  государственных резервов международных  платежных средств или иностранных  займов.

На практике обычно используют две основные формы  валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий  рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование  валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса  национальной денежной единицы —  это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных  интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду  с прямыми мерами валютного регулирования  — дисконтной и девизной политикой  — и мерами непосредственного  валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают  многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие  три группы норм.

1. Нормы  налогового законодательства:

— налогообложение  курсовых разниц;

— форма  платежей налогов по валютным операциям;

— налогообложение  операций по купле и продаже иностранной  валюты

2. Нормы,  регламентирующие экономические  условия развития:

— законодательная  регламентация расчетов в иностранной  валюте на территории страны;

— требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;

— норма  обязательной продажи валютной выручки;

— ставка % по валютным кредитам, списываемая  на себестоимость;

— регламентация  государственных закупок (выбор  поставщиков — отечественных  или иностранных).

3. Нормы  банковского законодательства:

— нормы  обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.

— требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение  перечисленных требований ведет, с  одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а  с другой

— к изменению  стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются  две тенденции: снижение предложения  и ограничение конкурентоспособности  ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в  крупных банках снижает расходы  и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос  на валютном рынке.

Установление  ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление  динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного  регулирования.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

Также Центральный Банк может  устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно  вынужденных мер.

Все выше рассмотренные инструменты относятся  к косвенным методам.

Законом предусмотрено, что Центральный  банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Законодательная и нормативная база

Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему  рефинансирования (кредитования) кредитных  организаций, в том числе устанавливает  порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Статистика денежно–кредитной политики Центрального банка РФ в 2010-2011 г.г.

2.1 Анализ денежно – кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации

 

Таблица 2.1 - Анализ денежно – кредитного регулирования 2010 – 2011 год4

 

2010 (руб)

2011 (руб)

Чистые требования к органам государственного управления

1 308 572

975 582

Требования к центральному банку

17 903 729

23 522 080

Требования к федеральным органам  государственного управления

6 906 204

7 881 932

Обязательства перед федеральными органами государственного управления

3 178 368

7 552 646

Требования к населению

11 127 183

10 414 578

Обязательства перед центральными банками

46 198 935

35 045 866

Депозиты, включаемые в широкую денежную массу

135 043 398

159 218 786


 

Из таблицы 2.1 следует что в период с 2010 по 2011 годы требования со стороны кредитных организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.

 

 

Рис. 2.1 Анализ денежно – кредитного регулирования 2010 год

 

Рис. 2.2 Анализ денежно – кредитного регулирования 2011 год

2.2 Анализ объемов операций Центрального банка Российской Федерации

Таблица 2.2 - Объемы операций кредитования Банка  России5

Месяц

/год

Объем предоставленных внутридневных  кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

т.р

%

т.р

%

т.р

%

т.р

%

Итого за 2010 год

17 324 352,8

95%

23 0236,1

1,3%

2126777

2,5%

445526

2,5%

Итого за 2011 год

22 832 687,5

88%

31 1423,6

1,2%

308848,5

1,1%

2419364

9,4%

Итого за год (с января по ноябрь)

17509291,4

97%

149667,1

0,8%

52 845,4

0,3%

317751

1,8%

Сумма

57657331,7

93%

69 1326,8

1,1%

57 4371,5

0,9%

3182642

5%

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка: методы и инструменты