Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:05, курсовая работа
Расширение масштабов и усложнение методов международного экономического обмена потребовали более емкой формы учета и отражения платёжного баланса, так что в современных условиях он по существу стал денежным выражением всего комплекса внешнеэкономической и иной деятельности страны на международной арене.
Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с остальным миром. Состояние платежного баланса – это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные понятия и особенности строения платежного баланса 4
1.1. Сущность платежного баланса 4
1.2. Структура платежного баланса 6
2. Дефицит платежного баланса и методы его регулирования 11
2.1. Основные методы регулирования платёжного баланса 11
2.2. Проблемы составления платежного баланса в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Например, практически нет достоверной информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.19
Отсутствуют данные об оплате
труда, выплаченной
Нет данных о нераспределенных
прибылях совместных
Условные выплаты доходов
Отсутствует информация и о
нераспределенных прибылях
К сожалению, определение
Аналогично филиалы и
Серьезной проблемой остается
несовершенство плана
Пока не определена
Платежный баланс является одним из важнейших инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активно используется для определения фискальной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики, поэтому закономерно, что ПБ является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях.
Для достижения стабильности платежного баланса Российской Федерации, и исключения неблагоприятного воздействия внешней конъюнктуры, в ситуации ограниченного количества иностранных инвестиций, государству необходим запас валютных резервов.
Добиться увеличения их уровня можно путем сокращения финансирования дефицита счета текущих операций. В свою очередь это требует наращивания объемов экспорта и сокращения импорта.
Для увеличения экспорта необходимы либерализация деятельности экспортеров; повышение качества экспортируемой продукции; создание инфраструктуры, обеспечивающей реализацию российской продукции на внешних рынках; увеличение удельного веса переработанной продукции в структуре экспорта страны; стимулирование внутреннего инвестирования экспорт ориентированных отраслей.
Сократить импорт можно путем использования протекционистских мер, однако в долгосрочной перспективе такая политика не может быть эффективной. Необходима реализация программы импорт замещения, то есть развития отечественного производства, заменяющего аналогичную импортную продукцию.
Рост
экспорта и сокращение импорта окажут
положительное влияние на состояние
счета текущих операций, что будет
способствовать накоплению валютных резервов
Национального банка. В условиях экономической
нестабильности и постоянно меняющейся
конъюнктуры мирового рынка, высокий уровень
резервов гарантирует безопасность национальной
экономике, исключение возможности втягивания
ее в кризисное состояние из-за случайно
возникших дестабилизирующих факторов.
Чтобы
иметь представление о
Таблица 1- Платежный баланс Российской Федерации за 2010-2011 гг.
Платежный
баланс Российской Федерации
за 2010-2011 гг. (аналитическое представление) (млн. долл. США) | ||||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | 2010 г. | январь-сентябрь 2011 г. | |
Счет текущих операций | 33 623 | 18 506 | 5 461 | 12 664 | 70 253 | 73,6 |
Торговый баланс | 46 530 | 39 522 | 29 207 | 36 422 | 151 681 | 147,7 |
Экспорт | 92 239 | 97 688 | 97 615 | 112 877 | 400 419 | 380,1 |
сырая нефть | 31 394 | 34 064 | 33 473 | 36 869 | 135 799 | 134,3 |
нефтепродукты | 16 979 | 17 910 | 16 243 | 19 339 | 70 471 | 70,1 |
природный газ | 13 573 | 9 823 | 9 347 | 14 997 | 47 739 | 44,7 |
прочие | 30 294 | 35 892 | 38 551 | 41 673 | 146 410 | 131 |
Импорт | -45 709 | -58 166 | -68 408 | -76 455 | -248 738 | -232,3 |
Баланс услуг | -4 854 | -6 263 | -9 763 | -8 331 | -29 211 | -27,3 |
Экспорт | 9 232 | 11 202 | 12 217 | 12 469 | 45 120 | 39,5 |
Импорт | -14 085 | -17 465 | -21 981 | -20 800 | -74 332 | -66,8 |
Баланс оплаты труда | -1 581 | -2 007 | -2 658 | -2 265 | -8 512 | -7,5 |
Баланс инвестиционных доходов | -5 891 | -12 764 | -9 799 | -11 650 | -40 105 | -37,3 |
Доходы к получению | 8 520 | 8 400 | 8 659 | 8 159 | 33 739 | 29,7 |
Доходы к выплате | -14 411 | -21 165 | -18 459 | -19 809 | -73 844 | -67 |
Федеральные органы управления | 145 | -311 | -373 | -365 | -904 | -0,5 |
Доходы к получению | 617 | 159 | 128 | 103 | 1 008 | 0,9 |
Доходы к выплате | -472 | -470 | -502 | -468 | -1 912 | -1,4 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) | -14 | -27 | -28 | -88 | -158 | -0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 1 306 | 1 193 | 1 097 | 1 048 | 4 645 | 3,2 |
Доходы к получению | 1 311 | 1 198 | 1 104 | 1 057 | 4 670 | 3,3 |
Доходы к выплате | -5 | -5 | -7 | -8 | -25 | 0 |
Банки | -732 | -582 | -709 | -803 | -2 826 | -1,9 |
Доходы к получению | 1 887 | 1 922 | 1 830 | 1 634 | 7 273 | 6,8 |
Доходы к выплате | -2 619 | -2 504 | -2 539 | -2 436 | -10 099 | -8,7 |
Прочие секторы | -6 596 | -13 037 | -9 786 | -11 443 | -40 862 | -38 |
Доходы к получению | 4 705 | 5 121 | 5 597 | 5 366 | 20 789 | 18,7 |
Доходы к выплате | -11 301 | -18 158 | -15 383 | -16 809 | -61 651 | -56,7 |
Баланс текущих трансфертов | -581 | 19 | -1 525 | -1 512 | -3 600 | -2,1 |
Продолжение Табл.1 | ||||||
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -11 670 | 9 130 | -6 691 | -16 650 | -25 881 | -48 |
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) | 177 | 38 | -69 | -73 | 73 | 0 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -11 847 | 9 092 | -6 623 | -16 577 | -25 954 | -48 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) | 2 300 | 12 392 | 14 659 | 14 634 | 43 986 | 40,4 |
Федеральные органы управления | -853 | 4 477 | 139 | 14 | 3 776 | -0,8 |
Портфельные инвестиции | -555 | 4 749 | 479 | 270 | 4 941 | 0,2 |
выпуск | 0 | 5 104 | 0 | 0 | 5 104 | 1,3 |
погашение | -1 294 | -103 | -1 270 | -210 | -2 878 | -3,5 |
корпусов | -554 | 0 | -502 | 0 | -1 057 | -1,9 |
Купонов | -739 | -103 | -768 | -210 | -1 821 | -1,7 |
реинвестирование доходов | 433 | 430 | 461 | 430 | 1 754 | 1,4 |
Вторичный рынок | 305 | -682 | 1 288 | 50 | 961 | 1 |
Ссуды и займы | -288 | -669 | -337 | 182 | -1 112 | -1,4 |
Просроченная задолженность | -10 | 410 | -2 | -447 | -50 | 0,4 |
Прочие обязательства | 0 | -12 | -1 | 10 | -3 | 0 |
Субъекты Российской Федерации | 600 | 226 | -197 | -101 | 529 | -0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования | -2 234 | 141 | -211 | -98 | -2 402 | -0,1 |
Банки | 1 863 | -4 417 | 15 422 | 4 784 | 17 651 | 8,1 |
Прочие секторы | 2 925 | 11 965 | -493 | 10 035 | 24 432 | 33,3 |
Прямые инвестиции | 6 573 | 11 108 | 6 066 | 13 641 | 37 387 | 28,3 |
Портфельные инвестиции | 525 | -364 | -1 906 | -3 331 | -5 076 | -2,8 |
Ссуды и займы | -3 955 | -2 113 | -2 966 | 2 735 | -6 298 | 7,4 |
Прочие обязательства | -535 | -2 867 | -487 | -3 191 | -7 080 | 0,4 |
Активы, кроме резервных ('+' – снижение, '-' - рост) | -14 147 | -3 300 | -21 282 | -31 211 | -69 940 | -88,3 |
Органы государственного управления | -434 | -550 | 390 | -354 | -947 | -1,3 |
Ссуды и займы | -3 955 | -2 113 | -2 966 | 2 735 | -6 298 | 0,5 |
Просроченная задолженность | -615 | -181 | 412 | -104 | -487 | -0,6 |
Прочие активы | 16 | -682 | 27 | -315 | -954 | -1,2 |
Органы денежно-кредитного регулирования | -434 | -550 | 390 | -354 | -947 | 0 |
Банки | -1 028 | 11 241 | -5 443 | -6 555 | -1 785 | -23 |
Прочие секторы | -12 585 | -13 955 | -16 315 | -24 322 | -67 178 | -64,1 |
Прямые и портфельные инвестиции | -8 960 | -12 628 | -10 993 | -18 156 | -50 737 | -45,6 |
Наличная иностранная валюта | 3 478 | 6 638 | 3 438 | 1 173 | 14 727 | 5,4 |
Торговые кредиты и авансы | -984 | -375 | 132 | 1 164 | -63 | 1,3 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений | 839 | -210 | -112 | -1 404 | -887 | -0,6 |
Продолжение Табл.1 | ||||||
Сомнительные операции | -7 490 | -6 645 | -7 868 | -8 585 | -30 588 | -20,9 |
Прочие активы | 532 | -735 | -912 | 1 485 | 370 | -3,6 |
Чистые ошибки и пропуски | -5 355 | -1 521 | 3 908 | -4 654 | -7 621 | -4,4 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) | -16 599 | -26 115 | -2 677 | 8 640 | -36 751 | -21,2 |
Таблица
составлена по статистическим данным
Центрального Банка России.24
Проанализировав полученные данные, делаем вывод, что в 2010 году продолжилось восстановление масштабов участия Российской Федерации в международном трансграничном движении товаров и услуг. Улучшение условий торговли способствовало увеличению положительного сальдо счета текущих операций и наращиванию резервных активов. На фоне возобновления доступа резидентов к международному рынку капитала нетто-вывоз частного капитала сократился на треть.
Счет текущих операций
Положительное сальдо счета текущих операций в 2010 году увеличилось по отношению к уровню 2009 года на 46,3% и составило 71,1 млрд. долларов США. Решающее влияние оказал рост профицита торгового баланса – со 111,6 до 151,4 млрд. долларов США.
Экспорт товаров увеличился на 31,9% и превысил 400,1 млрд. долларов США. Высокие темпы наращивания вывоза отмечались по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства.
Преобладающая часть прироста стоимости экспорта сложилась вследствие повышения контрактных цен, физические объемы поставок увеличились всего на 6,3%.
Российская сырая нефть и нефтепродукты поставлялись внешним потребителям по ценам на треть выше, чем в 2009 году, природный газ – на 7,7%. С учетом роста физических объемов поставок нефти (на 1,3%), нефтепродуктов (на 7,0%) и природного газа (на 5,6%) суммарная стоимость вывоза этих товаров достигла 254,0 млрд. долларов США, а их доля в совокупном экспорте и его годовом приросте составила примерно две трети.
Вывоз черных и цветных металлов и изделий из них увеличился до 42,7 млрд. долларов США. Темп прироста экспорта черных металлов заметно отставал от динамики экспорта в целом. В итоге удельный вес черных и цветных металлов и изделий из них сократился с 11,1 до 10,8%.
В географической структуре экспорта доля стран ЕС практически не изменилась (53,2%), государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – выросла с 15,1 до 17,0%. Наибольшие объемы поставок приходились на Нидерланды (13,6%), Италию (6,9%) и Германию (6,3%).
Импорт товаров в условиях возросшего внутреннего спроса и укрепления обменного курса рубля повысился на 29,7% и составил 248,7 млрд. долларов США. Основной причиной столь резкого притока товарного импорта стало динамичное восстановление физических объемов ввоза при относительно умеренном росте контрактных цен.
Информация о работе Дефицит платежного баланса и методы его регулирования