Дефицит платежного баланса и методы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Расширение масштабов и усложнение методов международного экономического обмена потребовали более емкой формы учета и отражения платёжного баланса, так что в современных условиях он по существу стал денежным выражением всего комплекса внешнеэкономической и иной деятельности страны на международной арене.
Как один из основных объектов государственного регулирования, платежный баланс характеризует отношение страны с остальным миром. Состояние платежного баланса – это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные понятия и особенности строения платежного баланса 4
1.1. Сущность платежного баланса 4
1.2. Структура платежного баланса 6
2. Дефицит платежного баланса и методы его регулирования 11
2.1. Основные методы регулирования платёжного баланса 11
2.2. Проблемы составления платежного баланса в России 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Структура и основные показатели платежного баланса.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

       Например, практически нет достоверной  информации об экспорте (импорте) услуг, прямых инвестициях. Если совсем недавно клиринговые и расчетные операции российских резидентов с партнерами ближнего зарубежья осуществлялись через центральные банки стран, то в настоящее время их стали осуществлять коммерческие банки. Пока еще не введена полноценная отчетность по таким операциям.19

       Отсутствуют данные об оплате  труда, выплаченной нерезидентам  и полученной от них. Более того, миграционные службы не располагают достоверной информацией даже о числе граждан иностранных государств, временно находящихся на территории России, и их трудоустройстве. По непроверенным данным, только в Москве число иностранных граждан, которые должны классифицироваться как нерезиденты России, превышает 100000 человек. Численность сезонных иностранных рабочих в приграничных районах тоже велика (например, в Приморском крае).

       Нет данных о нераспределенных  прибылях совместных предприятий  в России. Согласно методологии  платежного баланса считается, что часть таких прибылей, соответствующая доле, принадлежащей прямому иностранному инвестору в общем объеме собственного капитала предприятия, выплачивается иностранному инвестору, который сразу же ее реинвестирует.   

       Условные выплаты доходов классифицируются как доходы от инвестиций и отражаются в счете текущих операций, в то время как их реинвестирование отражается в финансовом счете по статье "Прямые инвестиции".20

       Отсутствует информация и о  нераспределенных прибылях иностранных  предприятий, в которые российские резиденты осуществили прямые инвестиции. Эти обстоятельства приводят к деформации структуры счета текущих операций в платежном балансе России.

       К сожалению, определение понятия  резидентства в законодательстве  России расходится с определением,  данным в Руководстве. В частности, в соответствии с нашим законодательством, филиалы и представительства российских предприятий и банков, расположенные на территории других стран и действующие там более года, рассматриваются как резиденты России. 

       Аналогично филиалы и представительства  иностранных компаний и банков  считаются нерезидентами России. В Руководстве используется прямо противоположная трактовка. Более того, определение понятия резидентства, приведенное в законодательстве России, сформулировано нечетко и не дает возможности отчитывающимся единицам однозначно применять его.21

       Серьезной проблемой остается  несовершенство плана бухгалтерских  счетов. Используемый в настоящее  время план не позволяет отделять  операции с нерезидентами от операций с резидентами, не дает основы для четкой классификации активов и пассивов по виду финансового инструмента. Это существенно затрудняет составление отчетности об иностранных активах и пассивах коммерческих банков.22

       Пока не определена стандартная  форма отчетности о финансовых взаимоотношениях с нерезидентами для единиц сектора нефинансовых предприятий. Очень трудно отслеживать движение наличной иностранной валюты по секторам российской экономики, особенно в секторе домашних хозяйств. Очевидно, данные о приросте наличной валюты на руках у населения позволили бы уменьшить чистые ошибки и пропуски.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Платежный баланс является одним из  важнейших  инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активно используется для определения фискальной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики, поэтому закономерно, что ПБ является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях.

      Для достижения стабильности платежного баланса  Российской Федерации, и исключения неблагоприятного воздействия внешней конъюнктуры, в ситуации ограниченного количества иностранных инвестиций, государству необходим запас валютных резервов.

      Добиться  увеличения их уровня можно путем  сокращения финансирования дефицита счета текущих операций. В свою очередь это требует наращивания объемов экспорта и сокращения импорта.

      Для увеличения экспорта необходимы либерализация деятельности экспортеров; повышение качества экспортируемой продукции; создание инфраструктуры, обеспечивающей реализацию российской продукции на внешних рынках; увеличение удельного веса переработанной продукции в структуре экспорта страны; стимулирование внутреннего инвестирования экспорт ориентированных отраслей.

      Сократить импорт можно путем использования  протекционистских мер, однако в  долгосрочной перспективе такая  политика не может быть эффективной. Необходима реализация программы импорт замещения, то есть развития отечественного производства, заменяющего аналогичную импортную продукцию.

      Рост  экспорта и сокращение импорта окажут положительное влияние на состояние  счета текущих операций, что будет  способствовать накоплению валютных резервов Национального банка. В условиях экономической нестабильности  и постоянно меняющейся конъюнктуры мирового рынка, высокий уровень резервов гарантирует безопасность национальной экономике, исключение возможности втягивания ее в кризисное состояние из-за случайно возникших дестабилизирующих факторов.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Гальперин В.И., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/ Общая редакция Л.С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 2008. – 400 с.
  2. Иванов Н. О новых рекомендациях МВФ по платежному балансу // Вопросы экономики. 2010. - № 4. –С.84-94.
  3. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. / Пер. с англ. - М.: Юнити, 2007 г.;
  4. Международные финансы: Учебное пособие/ РАН ИНИОН. – М., 2008. – 130 с.
  5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л.Н. Красавиной. - Москва, 2009 г.;
  6. Методологический комментарий к платежному балансу // Вестник Банка России №29 (192) 20 мая 2010 г;
  7. Носкова И.Я., Максимова Л.Н. Международные экономически отношения. - Москва, 2007 г.;
  8. Основы экономической теории. Учеб. пособие/ Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 284 с.
  9. Технологические услуги в платежном  балансе в долгосрочном периоде // Учет ЦБ Германии. – Франкфурт, 2009. - № 5. – С. 63-73.
  10. Пупликов С.И. Режим валютного курса: возможные варианты выбора //  Банковский вестник, №2, 2009 г.;
  11. Пупликов С.И. Роль национальной валюты, и предупреждения минимизации последствий мирового и финансового кризиса на экономику страны // Вестник Ассоциации российских банков, №29, 30.07.2009 г.;
  12. Плышевский Б. К итогам 2009 года: Обзор // Экономист. – 2010. – № 2. – С. 10-17.
  13. Потемкин А. Платежный баланс России за 2009 г. // Внешняя торговля. – М., 2010. - № 1. – С. 10-17.
  14. Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2008 г.;
  15. Руководство по платежному балансу. 5-е изд.: Пер. с англ. Вашингтон: МВФ, 2007;
  16. Статистический ежегодник, Министерство статистики и анализа Российской Федерации, Москва, 2009 г.;
  17. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. – Мн.: 2010 г.;
  18. Платежный баланс РФ, итоги 2009 г. // Экономическая газета №27 (945) от 04.11.2009 г.;
  19. Фомичев В.И. Международная торговля. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.;
  20. Чурикова  А. Экономический рост: проблемы оценки в условиях высокой инфляции // Экономика РФ: тенденции, оценки, прогнозы, №2 (10)., 2009 г.; 
  21. Щербакова С.Г. Платежный баланс РФ за 9 месяцев 2009 года// Деньги и кредит. 2009. - № 12.
  22. Шенаев В.Н. Деньги, валюта и платежный баланс России. – М., 2010. –117 с.
  23. Экономика: Учебник. 3е изд., перераб. и доп./ Под ред. доктора эк. наук профессора А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002 г.;
  24. http://ru.wikipedia.org/wiki
  25. www.cbr.ru/statistics
  26. http://ria.ru/economy/20110908/432516427.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

      Чтобы иметь представление о платёжном  балансе России, необходимо исследовать  статистические данные за 2010-2011 гг. Полученные данные сведём в таблицу и проанализируем.

      Таблица 1- Платежный баланс Российской Федерации за 2010-2011 гг.

Платежный баланс Российской Федерации  за 2010-2011 гг. 
(аналитическое представление)  
(млн. долл. США)
  I квартал II квартал III квартал IV квартал 2010 г. январь-сентябрь 2011 г.
Счет  текущих операций 33 623 18 506 5 461 12 664 70 253 73,6
Торговый  баланс 46 530 39 522 29 207 36 422 151 681 147,7
 Экспорт 92 239 97 688 97 615 112 877 400 419 380,1
 сырая нефть 31 394 34 064 33 473 36 869 135 799 134,3
 нефтепродукты 16 979 17 910 16 243 19 339 70 471 70,1
 природный газ 13 573 9 823 9 347 14 997 47 739 44,7
 прочие 30 294 35 892 38 551 41 673 146 410 131
 Импорт -45 709 -58 166 -68 408 -76 455 -248 738 -232,3
Баланс  услуг -4 854 -6 263 -9 763 -8 331 -29 211 -27,3
 Экспорт 9 232 11 202 12 217 12 469 45 120 39,5
 Импорт -14 085 -17 465 -21 981 -20 800 -74 332 -66,8
Баланс  оплаты труда -1 581 -2 007 -2 658 -2 265 -8 512 -7,5
Баланс  инвестиционных доходов -5 891 -12 764 -9 799 -11 650 -40 105 -37,3
 Доходы  к получению 8 520 8 400 8 659 8 159 33 739 29,7
 Доходы  к выплате -14 411 -21 165 -18 459 -19 809 -73 844 -67
 Федеральные органы управления 145 -311 -373 -365 -904 -0,5
   Доходы  к получению 617 159 128 103 1 008 0,9
   Доходы  к выплате -472 -470 -502 -468 -1 912 -1,4
 Субъекты  Российской Федерации (доходы к выплате) -14 -27 -28 -88 -158 -0,1
 Органы  денежно-кредитного регулирования 1 306 1 193 1 097 1 048 4 645 3,2
   Доходы  к получению 1 311 1 198 1 104 1 057 4 670 3,3
   Доходы  к выплате -5 -5 -7 -8 -25 0
 Банки -732 -582 -709 -803 -2 826 -1,9
   Доходы  к получению 1 887 1 922 1 830 1 634 7 273 6,8
   Доходы  к выплате -2 619 -2 504 -2 539 -2 436 -10 099 -8,7
 Прочие  секторы -6 596 -13 037 -9 786 -11 443 -40 862 -38
   Доходы  к получению 4 705 5 121 5 597 5 366 20 789 18,7
   Доходы  к выплате -11 301 -18 158 -15 383 -16 809 -61 651 -56,7
Баланс  текущих трансфертов -581 19 -1 525 -1 512 -3 600 -2,1
Продолжение Табл.1
Счет  операций с капиталом и финансовыми  инструментами -11 670 9 130 -6 691 -16 650 -25 881 -48
Счет  операций с капиталом (капитальные  трансферты) 177 38 -69 -73 73 0
Финансовый  счет (кроме резервных активов) -11 847 9 092 -6 623 -16 577 -25 954 -48
 Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) 2 300 12 392 14 659 14 634 43 986 40,4
 Федеральные органы управления -853 4 477 139 14 3 776 -0,8
   Портфельные инвестиции -555 4 749 479 270 4 941 0,2
   выпуск 0 5 104 0 0 5 104 1,3
   погашение -1 294 -103 -1 270 -210 -2 878 -3,5
     корпусов -554 0 -502 0 -1 057 -1,9
     Купонов -739 -103 -768 -210 -1 821 -1,7
   реинвестирование доходов 433 430 461 430 1 754 1,4
   Вторичный рынок 305 -682 1 288 50 961 1
   Ссуды и займы -288 -669 -337 182 -1 112 -1,4
   Просроченная  задолженность -10 410 -2 -447 -50 0,4
   Прочие  обязательства 0 -12 -1 10 -3 0
 Субъекты  Российской Федерации 600 226 -197 -101 529 -0,1
 Органы  денежно-кредитного регулирования -2 234 141 -211 -98 -2 402 -0,1
 Банки 1 863 -4 417 15 422 4 784 17 651 8,1
 Прочие  секторы 2 925 11 965 -493 10 035 24 432 33,3
   Прямые  инвестиции 6 573 11 108 6 066 13 641 37 387 28,3
   Портфельные инвестиции 525 -364 -1 906 -3 331 -5 076 -2,8
   Ссуды и займы -3 955 -2 113 -2 966 2 735 -6 298 7,4
   Прочие  обязательства -535 -2 867 -487 -3 191 -7 080 0,4
 Активы, кроме резервных  ('+' – снижение, '-' - рост) -14 147 -3 300 -21 282 -31 211 -69 940 -88,3
 Органы  государственного управления -434 -550 390 -354 -947 -1,3
   Ссуды и займы -3 955 -2 113 -2 966 2 735 -6 298 0,5
   Просроченная  задолженность -615 -181 412 -104 -487 -0,6
   Прочие  активы 16 -682 27 -315 -954 -1,2
 Органы  денежно-кредитного регулирования -434 -550 390 -354 -947 0
 Банки -1 028 11 241 -5 443 -6 555 -1 785 -23
 Прочие  секторы -12 585 -13 955 -16 315 -24 322 -67 178 -64,1
   Прямые  и портфельные инвестиции -8 960 -12 628 -10 993 -18 156 -50 737 -45,6
   Наличная  иностранная валюта 3 478 6 638 3 438 1 173 14 727 5,4
   Торговые  кредиты и авансы -984 -375 132 1 164 -63 1,3
   Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений 839 -210 -112 -1 404 -887 -0,6 
 
Продолжение Табл.1
   Сомнительные  операции -7 490 -6 645 -7 868 -8 585 -30 588 -20,9
   Прочие  активы 532 -735 -912 1 485 370 -3,6
Чистые  ошибки и пропуски -5 355 -1 521 3 908 -4 654 -7 621 -4,4
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -16 599 -26 115 -2 677 8 640 -36 751 -21,2
 

      Таблица составлена по статистическим данным Центрального Банка России.24 

      Проанализировав полученные данные, делаем вывод, что  в 2010 году продолжилось восстановление масштабов участия Российской Федерации в международном трансграничном движении товаров и услуг. Улучшение условий торговли способствовало увеличению положительного сальдо счета текущих операций и наращиванию резервных активов. На фоне возобновления доступа резидентов к международному рынку капитала нетто-вывоз частного капитала сократился на треть.

      Счет  текущих операций

      Положительное сальдо счета текущих операций в 2010 году увеличилось по отношению к уровню 2009 года на 46,3% и составило 71,1 млрд. долларов США. Решающее влияние оказал рост профицита торгового баланса – со 111,6 до 151,4 млрд. долларов США.

      Экспорт товаров увеличился на 31,9% и превысил 400,1 млрд. долларов США. Высокие темпы наращивания вывоза отмечались по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры, за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства.

      Преобладающая часть прироста стоимости экспорта сложилась вследствие повышения контрактных цен, физические объемы поставок увеличились всего на 6,3%.

      Российская  сырая нефть и нефтепродукты  поставлялись внешним потребителям по ценам на треть выше, чем в 2009 году, природный газ – на 7,7%. С учетом роста физических объемов поставок нефти (на 1,3%), нефтепродуктов (на 7,0%) и природного газа (на 5,6%) суммарная стоимость вывоза этих товаров достигла 254,0 млрд. долларов США, а их доля в совокупном экспорте и его годовом приросте составила примерно две трети.

      Вывоз черных и цветных металлов и изделий  из них увеличился до 42,7 млрд. долларов США. Темп прироста экспорта черных металлов заметно отставал от динамики экспорта в целом. В итоге удельный вес черных и цветных металлов и изделий из них сократился с 11,1 до 10,8%.

      В географической структуре экспорта доля стран ЕС практически не изменилась (53,2%), государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – выросла с 15,1 до 17,0%. Наибольшие объемы поставок приходились на Нидерланды (13,6%), Италию (6,9%) и Германию (6,3%).

      Импорт  товаров в условиях возросшего внутреннего спроса и укрепления обменного курса рубля повысился на 29,7% и составил 248,7 млрд. долларов США. Основной причиной столь резкого притока товарного импорта стало динамичное восстановление физических объемов ввоза при относительно умеренном росте контрактных цен.

Информация о работе Дефицит платежного баланса и методы его регулирования