Цикличность экономического развития и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить сущность экономического цикла и его фазы, а также выявить направления антициклической политики государства.
Для достижения поставленной цели в работе планируется решение следующих задач:
 изучить характеристику и фазы экономического цикла;
 рассмотреть основные причины циклических колебаний в экономической теории;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Цикличность экономического развития как форма проявления макроэкономической нестабильности………………………………………. 6
1.1. Экономический цикл: понятие, фазы и виды…………………………... 6
1.2. Причины циклических колебаний в экономической теории………….. 14
2. Концепции государственного антициклического регулирования……… 23
2.1. Кейнсианский подход……………………………………………………. 23
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………. 24
3. Особенности циклического развития экономики в национальном хозяйстве………………………………………………………………………. 27
3.1. Анализ динамики основных макроэкономических показателей……… 27
3.2. Экономические циклы и экономическое развитие Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 30
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 40
Приложение 1. Фазы экономического цикла……………………………….. 42
Приложение 2. Длинные волны Н.Д. Кондратьева………………………… 43
Приложение 3. Основные макроэкономические показатели белорусской экономики за январь-август 2008 гг. – январь-август 2009гг.……………... 44
Приложение 4. Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-августе 2009 года…………………………………………………………………………….. 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 68.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности циклического развития в национальном хозяйстве

 

 

    1. Анализ динамики основных макроэкономических показателей

 

С обретением в начале 90-х  гг. XX в. независимости Республики Беларусь получила возможность проведения собственной  макроэкономической политики. Правительство  проводит как стимулирующую фискальную и денежно-кредитную политику, так  и макроэкономические мероприятия  регулирования цен и заработной платы, институциональные преобразования и реструктуризацию экономики. Особенностями  белорусской экономической модели является приоритет политики обеспечения  занятости над инфляционной политикой, значительные темпы экономического роста при недопущении невысокой  инфляции. [5, с.233]

В январе-августе 2008 года опережающими темпами по сравнению с тем же периодом 2007 года увеличился ВВП (на 10,9%). Розничный товарооборот возрос на 19,4%, объем внешней торговли товарами и услугам – на 55,8%. Одним из важнейших показателей стабильной финансовой политики является индекс потребительских цен. В 2007 г. за 9 месяцев этот показатель был в рамках прогноза. Однако в ΙV квартале резко изменилась мировая конъюнктура цен на продовольственные товары. В совокупности с повышением в начале года цен на энергоресурсы это привело к росту годового индекса цен на 12,1% при прогнозе 8%.

Уровень безработицы снизился, что свидетельствует о том, что белорусское правительство добилось определенных успехов в этой области. Это во многом объясняется социальной направленностью белорусской модели: безработица ведет к социальной напряженности  и воспринимается как большее зло, чем рост цен, которые также увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2008г.

Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений  в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий  воздействие автоматических и дискреционных  эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного  роста бюджетных поступлений  к процентному росту ВВП. Расчеты  показывают, что за 8 месяцев 2008 года динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о  более быстром темпе роста  реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу  роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту  налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за 8 месяцев 2007 года динамичность доходов была 1,037).

Многие экономисты говорят  о том, что эпоха экономического роста для Беларуси закончилась. Об этом, в первую очередь свидетельствует то, что все экономические показатели за январь-сентябрь 2009г. снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем внешней торговли сократился почти в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом, уровень безработицы увеличился на 25%, не получил прироста и валовой внутренний продукт по сравнению с тем же периодом прошлого года (см. Приложение 3). Доходы республиканского бюджета за январь - август 2009 года сложились в сумме 28,8 трлн. рублей, за аналогичный период 2008 года доходы республиканского бюджета составили 31,4 трлн. рублей. Коэффициент динамичности бюджетных доходов за восемь месяцев 2009 года составил 0,92, что свидетельствует о замедлении роста доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП.

Причина всех этих явлений, на мой взгляд, очевидна. Это разразившийся  мировой экономический кризис, который потряс экономики всех государств и все отрасли, а не только финансовые структуры.

К основным последствиям кризиса  в 2009 году во всех странах можно отнести:

  • сокращение производства и объема кредитования;
  • повышение процентных ставок по кредитам;
  • ужесточения требований к заемщикам;
  • сокращение масштабов ипотечного кредитования;
  • падение цен на энергоносители;
  • крах фондовых рынков;
  • кризис недоверия;
  • спад деловой активности;
  • банкротство предприятий и банков;
  • сокращение рабочих мест и заработной платы;
  • рост безработицы и т.д.

По мнению независимых экспертов, кризис в Беларуси продлится до 2012 года, также они считают, что наивно полагать, будто наше состояние экономики более стабильно по сравнению с остальным миром.

Конечно, может, в Беларуси и нет такой зависимости от экспорта, как, скажем, в Японии, России (где эта зависимость, несомненно, ведёт к осложнению ситуации в экономике). Но наш рынок сильно завязан на импорте, а значит любые изменения в экономике других стран, отразятся и на экономике Республики Беларусь.

 Однако при всех отрицательных моментах мировой финансово-экономический кризис сыграет для белорусской экономики и положительную роль: он стимулирует производство востребованной на мировых рынках продукции, научит эффективности и дисциплине производства.

Сегодня, в условиях достаточно напряженной ситуации, вызванной кризисом, Беларуси необходимо продолжать вкладывать средства в обновление основных фондов, новые технологии. Направляя в эти сферы средства сегодня, завтра мы получим продукт, который будет востребован на рынке после кризиса.

 

    1. Экономические циклы и экономическое развитие Республики Беларусь

 

Еще в XΙX ст. известный экономист  Кон отмечал: «Выпуск денег –  слишком ответственное дело, чтобы  доверять его правительству». Смысл  фразы сводится к тому, что Центральный  банк должен быть независим от правительства, чтобы правительство не злоупотребляло денежной эмиссией. Это один из аспектов антиинфляционной позиции Центрального банка.

Согласно Белорусскому законодательству Национальный банк (так называется в Республике Беларусь Центральный банк) подчиняется законодательным органам власти (Парламенту) и независим от исполнительных органов власти (Правительства).

Практика показала, что  при инфляции свыше 3-4% в год резко  снижаются возможности экономического роста, а при темпах больше 100% в  год экономический рост прекращается. Снижение инфляционных процессов в  Республике Беларусь на рубеже XX-XXΙ  вв. – пример конструктивной политики Национального банка.

Достаточно эффективны меры по снижению циклических процессов, основанные на изменении ставки Национального  банка. В периоды, когда экономика  бурно развивается, Национальный банк повышает процентную ставку на финансовые ресурсы. Это несколько снижает  экономический рост, но снижает диспропорции развития отраслей экономики, повышает рациональное использование финансовых ресурсов (снижает «перегрев экономики»).

В периоды спада, наоборот, снижение процентной ставки Национального  банка увеличивает спрос на инвестиционные ресурсы, экономическое развитие оживляется. Например, в период экономического спада 2001-2002 гг. процентные ставки центральных  банков были низкими (Европейский центральный  банк – 4,75%, Федеральная резервная  система США – 2,5%, Банк Японии – 2%).

Управляемые Национальным банком золотовалютные резервы государства  выступают еще одним стабилизатором экономики. Их накопление осуществляется постепенно, в основном, в благоприятной  экономической обстановке, тогда  как в кризисных ситуациях  золотовалютные резервы используются как средство страхования, то есть по своему прямому назначению.

Продуманные операции Национального  банка на открытом рынке также  способствуют повышению плавности  экономического развития. Во многих странах  развита целая система правовых актов, закрепляющая регулирующую роль Национального банка в экономике.

Таким образом, Национальный банк играет важную роль в осуществлении  государством функции макроэкономического  регулирования.

Со второй половины 1980-х  гг. в Беларуси, как и во всех бывших социалистических республиках, наблюдалось  замедление экономического роста, обусловленное  неэффективностью административно-командной  системы управления национальным хозяйством, а также исчерпанием возможностей для экстенсивного развития.

После обретения страной  самостоятельности в условиях кризиса  на государственном уровне было принято  решение активизировать производственные мощности с целью выхода на прежние  объемы производства. Однако при решении  данной проблемы возник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические  связи; резко снизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляции  государственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежное обращение, усилился бартерные обмен; возросла конкуренция со стороны  иностранных фирм; проявился недостаток знаний в области функционирования рынка.

В этих условиях правительство  приняло меры по кредитованию реального  сектора экономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями, укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизация валютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий, повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборота посреднических структур привело к перераспределению национального дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий позволило сохранить позиции белорусских производителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранных инвесторов. Загрузка производственных мощностей привела к снижению средних издержек и установлению низкого уровня безработицы. На внутреннем белорусском рынке стали решаться проблемы импортозамещения. Рост денежных доходов населения увеличил потребительский спрос. Своевременная выплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильность урожаев. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис был практически преодолен.

Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический  рост. Вместе с тем все более  истощаются резервы экстенсивного  роста за счет загрузки свободных  производственных мощностей. Национальная экономика испытывает проблемы с самофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (с целью повышения конкурентоспособности) и сокращением вследствие этого амортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.

На динамику роста ВВП  активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее  заметно воздействие инвестиционного  спроса. В связи с тем, что значительная часть совокупного спроса покрывается  за счет импорта товаров и услуг, возникает необходимость в проведении политики импортозамещения. Актуализируются  также проблемы существенного повышения  качества отечественной продукции  в результате усиления конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и формирования современной наукоемкой структуры национальной экономики.

В переходный период предстоит  преодолеть те негативные черты, которые  были свойственны административно-командной  системе. Прежде всего необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения.

Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько  высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной  системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

Конец 2008 года теперь всегда будет ассоциироваться с таким экономическим явлением как мировой финансовый кризис, который не обошел стороной ни одно цивилизованное государство. Практически каждому человеку в мире пришлось ощутить на себе последствия мирового кризиса.

Что же послужило причиной кризиса? Основным толчком к развитию мирового кризиса стал кризис ипотечного кредитования в Соединенных Штатах Америки. В определенный момент ипотека  стала дешевой и доступной  каждому американцу, чем они и  поспешили воспользоваться, так  как требования к заемщикам значительно  упростились. В число заемщиков  по ипотечному кредиту вошли и  те, кто переоценил свои возможности  в плане выплат по кредиту. В итоге  массовый переход ипотечного жилья  в собственность банков и как  следствие – банкротство банков.

Всем известно, что американская экономика опутала всю планету. Для большинства стран мира американский доллар и ценные бумаги США являются гарантами. Поэтому становится очевидным, что кризис США – это кризис для всех стран, что мы и наблюдаем  в настоящее время.

Экономическое развитие Республики Беларусь. 13 января текущего года правительством Беларуси был утвержден план либерализации условий ведения экономической деятельности в 2009 году.

Всего в совместном плане  администрации Президента и Правительства  Беларуси разработано 52 мероприятия. Так, уже в первом квартале 2009 года ожидается  расширение возможностей для применения свободных цен и тарифов, оптимизация  арендной платы для субъектов  хозяйствования.

Информация о работе Цикличность экономического развития и ее особенности в Республике Беларусь