Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Человеческий капитал в современных экономических системах имеет критическое значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. На примере регионов РФ показано, что человеческий капитал, выраженный в уровне образования работников, положительно связан с производительностью труда и экономическим ростом.
Человеческий капитал в современных экономических системах имеет критическое значение для обеспечения национальной конкурентоспособности. На примере регионов РФ показано, что человеческий капитал, выраженный в уровне образования работников, положительно связан с производительностью труда и экономическим ростом. Иными словами, современная эмпирика подтверждает мудрость древних:
Люди
– вот твои зáмки.
Люди – вот твои стены.
Такэда Сингэн (1521-1573)
В современных
условиях конкурентные преимущества экономики
и возможности ее модернизации в
значительной степени определяются
накопленным и реализованным
человеческим капиталом. Именно люди с
их образованием, квалификаций и опытом
определяют границы и возможности
технологической, экономической и
социальной модернизации общества. В
то же время, в России человеческому
капиталу как фактору инновационного
развития уделяется лишь незначительное
внимание. Основной акцент ставится на
развитие инновационной инфраструктуры,
на формирование эффективных институтов
и повышение эффективности
Переход к инновационному развитию означает, что инновации должны охватывать не только создание новых технологий, их внедрение в производство, но и продвижение продукции на рынке, адекватную коммуникационную инфраструктуру. Инновационным называется такое развитие современного общества, основой которого становится интеллектуальный капитал, определяющий конкурентоспособность экономической системы2.
Анализ перспектив
инновационного развития в России показывает
наличие многих препятствий на этом
пути. В исследовании эволюции новосибирской
модели инноваций недостаток высококвалифицированных
работников считается одним из главных
барьеров для развития наукоемкого
производства, особенно в перспективе.
Нередки случаи, когда научно-технический
персонал и руководство заинтересованы
в новых технологических
Негативное воздействие
оказывают и общий «приоритет
развитию сырьевого сектора, не сопряженному
с развитием отраслей обрабатывающей
промышленности, в первую очередь
наукоемких; ориентация на краткосрочные
цели; значительная недооценка человеческого
капитала; нарушение преемственности
научных и технических знаний…»
Понятие «человеческий
капитал» не имеет однозначной трактовки
и отражает производительные способности
человека как капитальный товар.
Отнесение человека к категории
капитального товара небесспорно с
этической точки зрения, но удобно
для включения некоторых
Далее мы коротко рассмотрим место занимаемое человеческим капиталом среди факторов экономического роста и продемонстрируем положительную связь между эффективностью труда и уровнем образования работников в РФ.
1. Человеческий капитал как фактор экономического роста
В экономической теории в качестве факторов, влияющих на экономический рост, рассматривается достаточно широкий набор переменных, которые можно объединить в следующие группы: физический и природный капитал (основные фонды, природно-сырьевые ресурсы), человеческий капитал, финансовые ресурсы, технический прогресс и эффективность организации экономики (эффективность функционирования институтов).
Начиная со второй
половины ХХ века, интерес к роли
человеческого капитала в экономике
возрос, что связано с объективными
причинами: развитые страны перешли
на новый путь социально-экономического
развития, в котором человеческий
капитал приобрел качественно новое
значение. Изменение структуры
Необходимость формирования национальной инновационной системы в России предъявляет особые требования к качеству и уровню человеческого капитала. Вместе с тем имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого капитала как ключевого элемента национального богатства. Качество человеческого капитала во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий капитал имеет на сегодня минимальное практическое значение для России7.
Человеческий
капитал лежит в основе многих
явлений стимулирующих
Рисунок 1. Каналы влияния человеческого капитала на экономический рост. |
2. Производительность труда и человеческий капитал в РФ
Чем можно объяснить
различия между российскими регионами?
Только степенью эксплуатации природных
ресурсов или человеческий капитал
тоже имеет значение? Иными словами,
насколько важен и нужен
Поиск ответов
на эти вопросы уже сам по себе
представляет научный интерес. И
не только научный, поскольку от полученных
результатов будет зависеть наше
понимание того, какое место занимает
и должен занимать человеческий капитал
в современной России. В свете
дискуссий о поиске источников роста
не зависящих от сырьевой составляющей
и плачевного состояния российского
образования исследование подобных
вопросов имеет и социально-
Российскую экономику часто называют «невосприимчивой» к инновациям и даже «контринновационной». Поэтому, зачастую считается, что человеческий капитал не играет существенной роли в экономическом развитии России, так как квалифицированный труд оказывается невостребованным, а основной объем производства завязан на сырьевые отрасли.
Низкий спрос на квалифицированный труд рассматривается в качестве одной из основных причин «утечки мозгов», то есть ситуации, когда российские квалифицированные и талантливые специалисты предпочитают жить и работать за рубежом, так как в России их труд оказался «ненужным» обществу. Однако даже если общество и считает такой труд «ненужным» это не значит, что он бесполезен. В действительности производительность труда и человеческий капитал в российской экономике тесно связаны.
Для того чтобы продемонстрировать эту связь, мы оценили уровень производительности труда в регионах как частное от деления валового регионального продукта на среднюю численность занятых в экономике. Это наиболее простой показатель, отражающий эффективность труда в стоимостном выражении. Естественно ожидать, что наша оценка производительности должна быть существенно выше в регионах с отраслевой структурой производства, смещенной в сторону добычи природных ресурсов.
Необходимо также
учесть степень индустриализации экономики,
поскольку регионы с
Еще один специфический для некоторых российских регионов фактор это роль, которую играет в экономике сектор услуг. Например, в Москве и Санкт-Петербурге услуги составляют бóльшую часть валового продукта – около 70 и 60 процентов соответственно.
Для того чтобы учесть влияние перечисленных факторов мы использовали следующие переменные:
Уровень человеческого
капитала мы оценивали, используя данные
Росстата, как среднее число лет
обучения занятых в экономике. В
среднем по регионам Российской Федерации
число лет обучения рабочей силы
составляет 12,9 лет, что соответствует
среднему профессиональному или
начальному высшему образованию (см.
Рисунок 2). Для сравнения в США в 2002 году
доля населения в возрасте 25-64 лет имевшего
дипломы о высшем образовании (tertiary attainment)
составляла 38% в то время как в РФ дипломы
о высшем профессиональном образовании
имели 23% занятых. Это достаточно высокий
показатель, в странах ОЭСР он соответствует
уровню Германии, Франции и Испании. При
этом уровень производительности труда
в РФ остается низким – среднее значение
составляет всего 55 тысяч рублей в год
(в ценах 1999 года) на одного занятого (см.
Рисунок 3).
Рисунок 2. Распределение регионов РФ по средней продолжительности обучения рабочей силы, 2000-2004 гг. |
Рисунок 3. Распределение регионов РФ по средней производительности труда, 2000-2004 гг. |
На Рисунках
4-7, приведены графики
Рисунки 4-7. Графики производительности труда в зависимости от рассматриваемых параметров. |
Однако приведенные графики ничего не говорят о том, как вся совокупность факторов одновременно влияет на производительность труда. Иными словами, могут ли рассматриваемые нами факторы отвечать за дифференциацию в производительности труда между регионами?
Для того чтобы
ответить на этот вопрос, мы оценили
уравнение линейной регрессии, в
котором в роли объясняемой переменной
выступала производительность труда.
В качестве объясняющих переменных
использовались уже знакомые нам
факторы. Мы также ввели в состав
объясняющих переменных фиксированные
факторы (фиктивные переменные) для
того чтобы учесть региональные особенности
Москвы, Республики Саха и Тюменской
области. Результаты оценки приведены
в Таблице 1.
Таблица 1.
Видно, что используемые
нами факторы способны объяснить 87%
наблюдаемого разброса (дисперсии) в
производительности труда. Наиболее примечательным
является то, что человеческий капитал
играет статистически значимую роль
в объяснении разброса. Как и следовало
ожидать коэффициент перед
Таблица 2.
Результаты, приведенные
в Таблице 2, показывают нам, насколько
процентов изменится
Наиболее примечательным результатом
является то, что именно уровень человеческого
капитала оказывает на производительность
труда наибольшее влияние. Хотелось бы
отметить, что увеличение человеческого
капитала на один процент в рамках полученных
результатов означает, что число лет обучения
рабочей силы должно вырасти в среднем
всего на 1,5 месяца. Это кажется вполне
посильной задачей при соответствующей
мотивации и возможности доступа к образованию.
Информация о работе Человеческий капитал как фактор экономического роста