Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Введение ---------------------------------------------------------- 3 
 1. Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь -----------------------------------------------------------5
1.1. Понятие Государственного  бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь --------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16            2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь ----------------------------------------------------------------------27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
 бюджета ----------------------------------------------------------------------37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45
Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.
2. Формирование государственного бюджета
                     
Республики Беларусь           
2.1. Формирование 
доходной части            
государственного бюджета и 
                              
2.1.1. Понятие доходов, их виды.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
 К неналоговым доходам относят
2.1.2. Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой , формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В таблице № 2 приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица № 2 «Структура доходов Госбюджета, %»1
| 
   Статья                         
  | 
  1990  | 
  1991  | 
  1992  | 
  1993  | 
  1994  | 
  1995  | 
  1996  | 
  1997  | 
  1998  | 
Доходы, всегоВ том числе НДС Налог на прибыль и доходы Акцизы Государственные налоги С населения Налог на топливо Налог на недвижимость Чрезв.-й налог Платежи за пользование прир.-ми рес.-ми Плата за землю Госпошлина, сборы и разные неналоговые доходы Доходы от ВЭД 
  | 
  100,0 
 --- 
 23,4 --- 
 
 6,0 --- 
 --- --- 
 
 --- --- 
 
 
 2,5 0,1  | 
  100,0 
 --- 
 24,7 --- 
 
 9,2 --- 
 --- --- 
 
 --- 0,0 
 
 
 19,1 0,7  | 
  100,0 
 37,1 
 25,8 8,9 
 
 7,4 2,4 
 0,6 --- 
 
 0,1 0,5 
 
 
 13,5 1,6  | 
  100,0 
 27,6 
 29,7 12,1 
 
 7,1 2,6 
 0,9 --- 
 
 0,3 0,4 
 
 
 11,9 6,9 
 
  | 
  100,0 
 27,4 
 30,7 10,6 
 
 7,3 2,2 
 1,3 4,9 
 
 0,1 0,3 
 
 
 3,9 9,2 
  | 
  100,0 
 28,0 
 23,5 7,9 
 
 9,3 1,7 
 2,5 7,8 
 
 0,5 0,9 
 
 
 9,3 5,7 
 
  | 
  100,0 
 28,2 
 14,6 12,5 
 
 10,4 0,5 
 1,9 7,5 
 
 0,9 1,8 
 
 
 9,7 6,7 
  | 
  100,0 
 29,7 
 14,7 12,9 
 
 10,1 --- 
 2,8 5,0 
 
 0,7 1,6 
 
 
 8,1 8,2 
 
 
  | 
  100,0 
 25,8 
 12,3 11,1 
 
 10,1 ….. 
 3,8 ….. 
 
 ….. ….. 
 
 
 …... 6,3  | 
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994 году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.
Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.
Ниже, на рисунке 1 представлена композиционная структура доходов госбюджета.1
Вообще, структура доходной 
части бюджета на 2000 год не претерпела 
существенных изменений по сравнению 
с предыдущим годом. Так, Статьей 5, в 
республиканском бюджете на 2000 год 
предусмотрены поступления 
Статья 5. (тыс. рублей)
1. Текущие доходы 1 177 020 214,0
1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0
1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль 231 780 079,0
Налог на прибыль 224 348 224,0
Налог на доходы 7 431 855,0
1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда заработной платы 61 771 420,0
Чрезвычайный налог 61 771 420,0
1.1.3. Внутренние налоги на товары и услуги 658 913 482,0
Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0
Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0
Акцизы 227 745 040,0
Налоги и сборы на автотранспортные средства и за пользование автомобильными дорогами 4 603 500,0
Лицензионные и 
1.1.4. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 139 020 875,0
1.2. Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 85 534 358,0
1.2.1. Доходы от государственной 
собственности и 
Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0
1.2.2. Административные сборы и платежи 24 173 665,0
1.2.3. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 38 121 908,0
2. Капитальные доходы 31 021 100,0
2.1. Капитальные неналоговые 
3. Доходы свободных 
4. Доходы государственных 
Итак, главное назначение мобилизованных 
доходов – создание устойчивой финансовой 
базы, позволяющей органам власти 
всех уровней управления осуществлять 
свои функции, удовлетворять 
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь
     Налоговая политика, 
наряду с бюджетной политикой, 
является важнейшим инструменто
      Вообще, главное назначение 
налогов – пополнять бюджет 
и обеспечивать выполнение 
Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.
На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.
При разработке подходов в области 
совершенствования налоговой по