Бюджетная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Оглавление

Введение ---------------------------------------------------------- 3
1. Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь -----------------------------------------------------------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь --------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16 2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь ----------------------------------------------------------------------27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета ----------------------------------------------------------------------37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика государства -2000.doc

— 663.00 Кб (Скачать)
  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

         Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование  государственного бюджета

                     Республики Беларусь                      

 

2.1. Формирование  доходной части            государственного бюджета и налоговая  политика    в Республике  Беларусь                             

 

                    

                                                                                      

                    

                       2.1.1. Понятие доходов, их виды.

 

                          

Центральным показателем  государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов  определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны.

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы.   За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
  2. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов.
  3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

 В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль и доходы;
  • Экологический налог;
  • Налог на недвижимость;
  • Таможенные экспортные и импортные пошлины;
  • Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

 К неналоговым доходам относятся доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

 

 

        2.1.2. Формирование доходной части  государственного бюджета Республики Беларусь

 

 

Доходная часть бюджета РБ, как  и в странах с развитой рыночной экономикой , формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

 

 

В таблице № 2 приведена структура доходов Государственного бюджета.

 

 

Таблица № 2 «Структура доходов  Госбюджета, %»1

 

Статья                          доходов

 

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Доходы, всего

       В том числе

НДС

Налог на прибыль и доходы

Акцизы

Государственные налоги

С населения

Налог на топливо

Налог на недвижимость

Чрезв.-й  налог

Платежи за пользование

прир.-ми рес.-ми

Плата за землю

Госпошлина, сборы и разные неналоговые  доходы

Доходы от ВЭД

 

100,0

 

   ---

 

23,4

  ---

 

 

6,0

  ---

 

  ---

  ---

 

 

  ---

  ---

 

 

 

2,5

0,1

100,0

 

  ---

 

24,7

  ---

 

 

9,2

  ---

 

  ---

  ---

 

 

  ---

0,0

 

 

 

19,1

0,7

100,0

 

37,1

 

25,8

8,9

 

 

7,4

2,4

 

0,6

  ---

 

 

0,1

0,5

 

 

 

13,5

1,6

100,0

 

27,6

 

29,7

12,1

 

 

7,1

2,6

 

0,9

  ---

 

 

0,3

0,4

 

 

 

11,9

6,9

 

 

100,0

 

27,4

 

30,7

10,6

 

 

7,3

2,2

 

1,3

4,9

 

 

0,1

0,3

 

 

 

3,9

9,2

 

100,0

 

28,0

 

23,5

7,9

 

 

9,3

1,7

 

2,5

7,8

 

 

0,5

0,9

 

 

 

9,3

5,7

 

 

100,0

 

28,2

 

14,6

12,5

 

 

10,4

0,5

 

1,9

7,5

 

 

0,9

1,8

 

 

 

9,7

6,7

 

100,0

 

29,7

 

14,7

12,9

 

 

10,1

  ---

 

2,8

5,0

 

 

0,7

1,6

 

 

 

8,1

8,2

 

 

 

100,0

 

25,8

 

12,3

11,1

 

 

10,1

…..

 

3,8

…..

 

 

…..

…..

 

 

 

…...

6,3


 

 

 

Анализируя структуру  доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий  и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994 году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.

Доля косвенных же налогов в  доходах государственного бюджета  увеличивалась. 

 

Ниже, на рисунке 1 представлена композиционная структура доходов госбюджета.1

 


 

 

 

Вообще, структура доходной части бюджета на 2000 год не претерпела существенных изменений по сравнению  с предыдущим годом. Так, Статьей 5, в  республиканском бюджете на 2000 год  предусмотрены поступления доходов  по основным источникам в следующих суммах:2

 

Статья 5. (тыс. рублей)

1. Текущие доходы 1 177 020 214,0

1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0

1.1.1. Прямые налоги на доходы  и прибыль 231 780 079,0

Налог на прибыль 224 348 224,0

Налог на доходы 7 431 855,0

1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда  заработной платы 61 771 420,0

Чрезвычайный налог 61 771 420,0

1.1.3. Внутренние налоги на товары  и услуги 658 913 482,0

Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0

Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0

Акцизы 227 745 040,0

Налоги и сборы на автотранспортные средства и за пользование автомобильными дорогами 4 603 500,0

Лицензионные и регистрационные  сборы 9 138 180,0

1.1.4. Доходы от внешней торговли  и внешнеэкономических операций 139 020 875,0

1.2. Текущие неналоговые доходы  и обязательные платежи 85 534 358,0

1.2.1. Доходы от государственной  собственности и предпринимательской  деятельности 23 238 785,0

Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0

1.2.2. Административные сборы и  платежи 24 173 665,0

1.2.3. Прочие текущие неналоговые  доходы и обязательные платежи 38 121 908,0

2. Капитальные доходы 31 021 100,0

2.1. Капитальные неналоговые доходы  и обязательные платежи 31 021 100,0

3. Доходы свободных экономических  зон 7 813 900,0

4. Доходы государственных целевых  бюджетных фондов 277 503 0

 

Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные  потребности. Назначение доходов также  – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.

      

 

 

        2.1.3. Налоговая политика Республики  Беларусь

 

 

     Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой,  является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.

      Вообще, главное назначение  налогов – пополнять бюджет  и обеспечивать выполнение функций  государства. По своей форме  их можно определить как обязательные  денежные платежи, взимаемые в  бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.

     Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в  значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

При разработке подходов в области  совершенствования налоговой политики и решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 1996 году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 1997 отменены некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а также сокращены некоторые виды акцизов. В 1998 году ставка чрезвычайного налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования налоговой политики сохранились и в 1999году. Так, ставка налога на прибыль была снижена до 25 %  вместо действовавшей ставки 30 %.1 Положительную роль в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом прогрессивно.

Информация о работе Бюджетная политика государства