Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать проблему безработицы в современной экономике России. Задачи:
- Изучить понятие и сущность безработицы
- Изучить виды безработицы
- Исследовать причины возникновения безработицы в России
-Проанализировать политику государства в сфере занятости на современном этапе в Российской Федерации
-создание
условий, обеспечивающих
-поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-осуществление
мероприятий, способствующих
-предупреждение
массовой и сокращение
-поощрение
работодателей, сохраняющих
-объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
-координация
деятельности государственных
-международное
сотрудничество в решении
Приведенные выше направления
государственной политики, как правило,
получают свое развитие в иных
нормативных правовых актах (
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
1) активную государственную политику в сфере занятости;
2)
пассивную государственную
Активной политике свойственно
наличие форм обеспечения
Пассивной политике
В Российской Федерации,
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.
Закон о занятости также
Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. В результате отсутствия четкой политики на рынке труда, в сфере занятости сохраняется «статус-кво»: вялое нарастание регистрируемой и нерегистрируемой безработицы и сохранение тенденции нарастания скрытой безработицы по мере продолжения или сохранения экономического спада. Ясно, что сохранение подобного «статус-кво» недопустимо.
Государственная политика
Только эффективная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продуктивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, а экономической политики в целом. В последние годы эффективность занятости в России катастрофически снижается.
Проблема
занятости является одной из острых
социальных проблем. Поэтому социальная
политика применительно к рынку
труда занимает особое место в
государственном регулировании. Государство
законодательно определяет условия
найма и общие условия
В периоды кризисов государство прибегает к использованию общественных работ. Государственное воздействие на рынках труда осуществляется также путем проведения миграционной политики, регулирующей приток и отток иностранной рабочей силы.
Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).
Поскольку
безработица представляет собой
серьезную макроэкономическую проблему,
выступает показателем
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
-
выплата пособий по
-
создание служб занятости (
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
-
улучшения информационного
- устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
-
создания развитого рынка
-
увеличения масштабов
-
отмены административных
- создания специальных служб.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода как Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
1) Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса по мнению Булатовой А.С [9;с.183] являются:
*
стимулирование роста экспорта.
Это может привести к росту
объемов производства и,
*
поддержка и поощрение
2) Создание условий для сокращения предложения труда.
Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
3) Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
4) Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи в трудоустройстве молодежи могут использоваться различные методы:
· экономическое стимулирование молодежной занятости;
· создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
5) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Список
программ сокращения безработицы можно
продолжать еще долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут
полностью ликвидировать или существенно
сократить циклическую безработицу. Такой
результат достигается лишь при общем
улучшении экономической ситуации в стране
[9;с.217].
Заключение
Из всего сказанного следует два вывода.
Первый вывод состоит в том, что в России
появилась массовая безработица, которая
хотя и не достигла пиковых значений, но
служит причиной ухудшения материального
положения народного большинства. Согласно
второму выводу, расширение сферы безработицы
в России оказалось весьма сложным и противоречивым
процессом с неоднозначными последствиями.
С одной стороны, она, как и везде в обществах
с рыночной экономикой стала своеобразной
"резервацией", куда попадают те,
кто в силу объективных причин (работники
производств и предприятий, плохо адаптирующихся
к рынку, жители депрессивных регионов
и т.д.) или по субъективным обстоятельствам
оказались лишними в трансформирующемся
хозяйстве. Часть, по мере возрастания
потребности в рабочей силе, возвращается
в производство, другие окончательно выбывают
из него. С другой стороны, безработица
играет роль специфической школы приспособления
к новым условиям, в особенности для молодежи,
отчасти для среднего поколения. Роль
"резервации" берет на себя само производство,
с его избыточной занятостью. Наоборот,
многие из тех, кто проходит подобную школу
именно в составе безработных, в особенности
тех, кого безработица заставляет активизироваться,
овладевать навыками трудовой деятельности
рыночного типа, нередко остаются невостребованными
производством, реструктуризация которого
задерживается. В результате безработные
и занятые живут, так сказать, в едином
социально-экономическом и социально-психологическом
пространстве.