Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:53, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы производственных возможностей.
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. У человекаво время безработицы изменяется не только стиль жизни, но и ожидания, цели, ценности, отношения с окружающими. Как правило, разорванным оказывается весь жизненный уклад личности. может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение. Наиболее острые последствия потери стабильного источника дохода — угрызения совести, ярость, негодование, депрессия, страх перед будущим, жалобы на плохое физическое состояние, алкоголизм, наркозависимость, развод, психологическое и(или) физическое насилие над детьми и супругами, мысли о самоубийстве.
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. К издержкам безработицы отнесятся те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Социальные последствия безработицы
Отрицательные
Положительные
Экономические последствия безработицы
Отрицательные
Положительные
2.2 Пути решения проблем безработицы в Казахстане.
Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.
Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство- что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема - отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.
Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою "биржу труда" - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды "челночников" для обеспечения своего существования. А, так как, "челночники относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35 % валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если "челнокам" предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность, тогда за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.
Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса "Казахстан-2030" - "...мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет". И думаю, что с этим высказыванием нельзя не согласиться. [ 1, стр.32 ]
"Стратегия борьбы с бедностью и безработицей будет основываться на:
- внедрении системы микрокредитов;
- развитии малого и среднего бизнеса;
- приоритетном развитии
трудоемких отраслей и
- жестком подходе к
проблемам занятости при
- развитии общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок;
- снятии всех ненужных
административных барьеров на
пути развития частного
- энергичном развитии
сферы услуг и особенно
Видное место в регулировании безработицы занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Законом РК "О занятости населения" (1992) службам занятости даны широкие права в пользовании налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов на рынке труда, повышение его гибкости через перестройку системы образования, подготовки и переподготовки. Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отдел кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.
Как снизить происходящие процессы? Во-первых, должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки экономики, влекущие открытие новых рабочих мест. При этом государству следует обеспечить переквалификацию рабочих, помочь, если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве. Во-вторых, необходима быстрейшая разработка и принятие к реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления: - прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит создание новых рабочих мест; - формирование условий, стимулирующих частные инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения; -прямые и косвенные меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров. В-третьих, нельзя допустить развала единого экономического пространства.
Государство обеспечило унификацию системы социального трудового законодательства, определив объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.
Более 42 тысяч восточноказахстанцев, по предварительным расчетам, в этом году могут оказаться в зоне риска потери работы, среди которых не только работники промышленных предприятий и строительства, но и выпускники учебных заведений, нуждающиеся в трудоустройстве. Для реализации стратегии занятости в области разработан план первоочередных шагов.
Для решения проблемы
безработицы выбрано несколько
направлений. Одной из необходимых мер станет
создание карты занятости во всех городах
и районах, формирование банка данных
по высвобождаемым работникам, выпускникам
вузов, профессиональных лицеев и колледжей,
рабочим местам, создаваемым в рамках
реализации инвестиционных проектов,
нового плана в системе ЖКХ, ремонта социальных
объектов, а также дорожной отрасли.
Для устранения проблемы молодежной
безработицы будут создаваться молодежные
биржи труда. При этом будет усилена работа
по выявлению вакантных рабочих мест с
последующим трудоустройством. На сегодня
по области имеется порядка 1400 вакантных
мест (больше всего в Усть-Каменогорске
- более 800). Кроме того, в области будут
решаться вопросы принятия дополнительного
количества нуждающихся в переобучении
и переподготовке при использовании учебных
программ, обеспечивающих краткосрочную
подготовку специалистов с учетом направлений
нового плана и дальнейшего социально-экономического
развития области.
Премьер-Министр РК Карим Масимов поручил главе Министерства индустрии и торговли «продолжать работу вместе с акционерами предприятий» по вопросу предотвращения роста безработицы. «На первое место мы ставим проблему занятости населения. Поэтому все, что мы ни делаем, какие решения ни принимаем - это недопущение увеличения безработицы. Такие предпосылки существуют», - отметил Премьер-Министр. [15, стр.32]. "Внутри антикризисной программы ключевой вопрос - это недопущение увеличения безработицы", - сказал К. Масимов.[ 21, стр.33 ]. По словам К.Масимова, в течение прошлого года по поручению Главы государства был предпринят ряд мер: заключены меморандумы, созданы дополнительные условия для того, чтобы акционеры, руководители предприятий не допускали сокращения людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя данное исследование, можно сказать, что безработица отражает состояние рынка труда. Показатель уровня безработицы используется для определения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Главная "цена" безработицы - невыпущенная продукция. Различают безработицу фрикционную, структурную, институциональную, циклическую, добровольную.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
Республика Казахстан пережила кризис, который сопровождался спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. При существовании Союза Советских Социалистических Республик хозяйство было общим и, соответственно налажены межреспубликанские связи между предприятиями. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица.