Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства--труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1 БЕЗРАБОТИЦА. ЕЁ СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ………………6
1.1 Сущность безработицы……………………………………………………..6
1.2 Причины безработицы: классическая и кейнсианская концепции………8
1.3 Виды безработицы………………………………………………………….11
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ..18
3 ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИНФЛЯЦИИ………………………..25
3.1 Инфляция, сущность, виды, последствия…………………………………25
3.1.1 сущность и причины инфляции………………………………………….25
3.1.2. виды инфляции…………………………………………………………...26
3.1.3. последствия инфляции…………………………………………………...26
3.2 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса……………………………...28
4 ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………….34
4.1 Причины безработицы в РБ………………………………………………..34
4.2 Безработица в РБ в цифрах………………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...40

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 111.47 Кб (Скачать)

     Рис. 3.2.5

     По-прежнему сплошная вертикальная линия представляет долгосрочную интерпретацию кривой Филлипса (LPKC), отражающей уровень полной занятости, а пунктирные наклонные  линии - ее краткосрочные варианты (SPhC).

Таким образом, в долгосрочном периоде  взаимосвязь мс**ДУ инфляцией и  безработицей практически отсутствует, а кривая Филлипса представляет собой  вертикальную линию.

Теория  рациональных ожиданий

Теория  рациональных ожиданий подразумевает, что инфляционные ожидания хозяйствующих  субъектов соответствуют фактическому уровню инфляции. Важным обстоятельством  является то, что инфляционные ожидания населения основываются не на прошлом  опыте, а на результатах проводящейся макроэкономической политики правительства. Следствием таких ожиданий становится то. что домохозяйства начинают предвидеть рост цен в экономике и сразу  же требовать повышение оплаты труда. Несмотря на рост цен, издержки производителей и цена продукции увеличиваются. Совокупное предложение уменьшается  из-за сокращения совокупного спроса. Долгосрочная кривая Филлипса снова  представляет вертикальную линию (рис. 3.2.6).

Рис.3.2.6

Сплошная      вертикальная линия представляет долгосрочную интерпретацию кривой Филлипса (LPhQ, отражающей уровень полной занятости.

В этой ситуации стимулирование совокупного  спроса со стороны правительства  не имеет смысла. Па увеличение спроса предприниматели ответят ростом цен вследствие мгновенных требований работников о повышения заработков.

Фактический уровень безработицы не уменьшится, так как у предпринимателей не останется средстн на расширение персонала. Изменения в экономике  можно охарактеризовать перемещением по вертикальной кривой Филлипса вверх: из положения U*; Pj в положение U*; Р2 и  так далее с каждой волной увеличения совокупного спроса.

Важно отмстить, что в случае ошибки в  инфляционном прогнозе уровень инфляции может приниматься выше или ниже фактического уровня. Тогда, в первом случае фактический уровень безработицы  сократится, в то время как во втором -вырастет.

Итак, в  настоящее время большинство  экономистов сходятся ко мнении относительно того, что в краткосрочном периоде  существует обратная взаимосвязь между  безработицей и инфляцией. Что касается долгосрочного периода, то такая  зависимость отсутствует. Поэтому  усилия правительства по стимулированию совокупного спроса для увеличения объема ВВП в условиях полной занятости  приводят только к росту темпов инфляции. 
 
 
 
 
 

 

4 ПРОБЛЕМА  БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     Успешные  меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики  рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для  того, что бы можно было результативно  заниматься проблемой предвидения  и предотвращения безработицы.

     Как и любой рынок, рынок труда  регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую  силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность  предприятий к формированию новых  рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного  климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны  предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и  личным транспортом); асинхронизация между  рынком и системой образования.

     Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат  объективного развития общества, застрявшего  между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической  системы государства). В настоящее  время переходный период белорусской  экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при  котором безработица носит скрытый  характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в  народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся. 

4.1 Причины  безработицы в РБ. 

     Основной  причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального  производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких  условиях невозможно формирование рабочий  мест. Большинство белорусских предприятий  на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к  промышленности и к сельскому  хозяйству. Методы реанемирования убыточных  предприятий в своем большинстве  основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

     Процессы  увеличения уровня безработицы тесно  связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все  более отчетливую структурную безработицу./25/

     Низкая  эластичность предложения на рынке  труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для  процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

     Проблем предостаточно. Все экономические  процессы, развивающиеся на рынке  труда, тесно взаимосвязаны с  ситуацией во внутренней и внешней  экономике. Их решение не в компетенции  одних служб занятости или  даже министерства труда. /25/ 

4.2 Безработица  в РБ в цифрах 

     Уровень зарегистрированной безработицы в  Беларуси снизился с 2,1% к численности  экономически активного населения  в конце 2000 года до 0,9% в конце 2009-го. Такие данные приводятся в издании Национального статистического комитета "Республика Беларусь на пути достижения целей, сформулированных в Декларации тысячелетия".

За минувшее десятилетие безработица значительно  сократилась во всех регионах Беларуси. Так, в Брестской области - соответственно с 1,7% до 1%, в Витебской и Гомельской областях - 2,6% до 1,1%, в Гродненской - с 2,2% до 1,1%, в Минской - с 1,9% до 0,8%, в  Могилевской области - с 2,6% до 1%, а  в столице республики - с 1,5% до 0,4%.

     Позитивная  динамика укрепляется и в уменьшении продолжительности безработицы. Например, в 2000 году безработный оставался  без трудоустройства в среднем 6,4 месяца, в 2005-м - 5,8 месяца, а в 2009 году - 4 месяца.

"Индикатором"  возможного повышения уровня  безработицы в республике является  такой показатель, как регистрация  безработных. В январе-апреле  текущего года статус безработного  получили 76,1 тыс. человек - на 2,4% больше  по сравнению с аналогичным  прошлогодним периодом. Но при  этом за апрель численность  безработных снизилась на 0,7 тыс.  человек (за март их стало  на 0,3 тыс. больше). В результате  на 1 мая нынешнего года на учете  по безработице состояли 43,1 тыс.  человек (на 1 мая 2009-го было 44 тыс.).

     Безработица в Беларуси, как и в других странах, - с женским лицом. В структуре  безработных представительницы  слабого пола традиционно преобладают. Но их удельный вес с каждым годом  снижается: если в 2000 году данный показатель равнялся 60,7%, то в 2009-м - 57%. Уменьшается  и численность безработных женщин: с 58,1 тыс. человек в 2000-м до 23 тыс. в 2009 году.

     Декларация  тысячелетия - это план, принятый на Саммите тысячелетия, проходившем  в Нью-Йорке 6-8 сентября 2000 года. Целью  его разработки провозглашено "утверждение  принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне" путем достижения к 2015 году восьми целей в области развития и искоренения нищеты.

     Республика  Беларусь заявила о своей приверженности достижению следующих Целей в  области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия: ликвидация крайней нищеты и голода; обеспечение  всеобщего среднего образования; поощрение  равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение  экологической устойчивости. 

     Важным шагом к созданию национальной системы мониторинга Целей в области развития было создание в 2007 году национальной базы данных социально-экономических показателей BelarusInfo, характеризующих демографическую ситуацию и социально-экономическое развитие республики, областей и г. Минска, положение детей и женщин за период начиная с 2000 года.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

     Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни  семьи безработного, так как пособие  по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое  состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье  и т. д.

     В этой связи одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие  функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным  найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и  психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку  тем предприятиям, где планируется  массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые  льготы для тех предприятий, которые  принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные  матери, “чернобыльцы”, “афганцы”). 

Понятно, что безработица была, есть и будет  и поэтому задача государственных  органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской  деятельности.

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

      Однако, как мы видим из 4-й главы работы проблема безработицы в РБ стоит  не так остро, как в других, даже более развитых странах. Уровень  безработицы в РБ постоянно снижается  по всем группам населения, и, несмотря на серьёзные мировые последствия  экономического кризиса, наша страна остается одной из самых благополучных  в плане занятости. 
 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Безработица,  структурная перестройка экономики  и рынок труда Восточной Европе  и России.- М., 1995.

Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности