Банковский бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 22:47, реферат

Краткое описание

В последнее десятилетие XX века в нашей стране были предприняты меры по децентрализации так называемой "монобанковской" системы, приняты законы о банках и банковской деятельности, привнесены элементы конкуренции в банковскую сферу, заложены основы функционирования новой российской банковской системы, ориентированной на потребности экономики рыночного типа. Череда кризисов в последние годы предопределила необходимость формирования условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской системе.

Файлы: 1 файл

банковский бизнес1.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     Важнейшие характеристики современного банковского бизнеса 

     В последнее десятилетие XX века в нашей  стране были предприняты меры по децентрализации  так называемой "монобанковской" системы, приняты законы о банках и банковской деятельности, привнесены элементы конкуренции в банковскую сферу, заложены основы функционирования новой российской банковской системы, ориентированной на потребности экономики рыночного типа. Череда кризисов в последние годы предопределила необходимость формирования условий для повышения устойчивости банков и развития конкуренции в банковской системе.

     В недавнем прошлом коммерческие банки  занимали особое положение в экономике  западных стран. Государственные органы всегда поддерживали в случае кризиса  ликвидности или при угрозе банкротства, чтобы гарантировать стабильность финансово-кредитной системы. При этом финансовое законодательство ограничивало сферу деятельности коммерческих банков, точно определяя, что и как они могут делать, и одновременно предохраняло банки от появления конкурентов. Банки при этом играли традиционную роль посредника между вкладчиками и заемщиками и обеспечивали функционирование платежной системы, относительно мало думая о применении новых методов и технологий.

     Однако  конец XX - начало XXI века явились периодом глубоких и драматических изменений в банковском деле, многочисленных новшеств в организации, методах управления банками и формах обслуживания корпоративных и индивидуальных клиентов. Эти процессы в различной степени и с разной интенсивностью затронули все страны, включая Россию.

     Подчеркивая значимость происходящих перемен, эксперты нередко называют их "финансовой революцией". Складывавшиеся веками приемы и методы банковской деятельности усложняются, приобретают новые  черты. В то же время возникают  совершенно новые, оригинальные виды операций и услуг, не имевшие аналогов в мировой практике и ставшие возможными благодаря сложному сочетанию причин, влияющих на спрос и предложение денежного капитала.

     Важнейшими  характеристиками современного банковского бизнеса в России и многих других странах стали: 

     - финансовая глобализация;

     - дерегулирование рынка банковских  услуг;

     - усиление конкуренции в банковском  деле;

     - компьютеризация, финансовые инновации  и инжиниринг; - возрастание рисков.

     Финансовая  глобализация 

     Один  из важнейших аспектов банковских перемен получил название интернационализации или "глобализации". Речь идет о бурном процессе расширения сферы деятельности банков за пределы национальных границ, сопровождающемся созданием сети зарубежных филиалов, с одной стороны, и ростом числа иностранных банков на данной территории, - с другой.

     В результате интернационализации финансовых рынков банки сталкиваются с дополнительными  рисками (внешними и внутренними), связанными с изменениями конъюктуры рынков не только национальных, но и мировых, что еще более усложняет управление банковскими портфелями.

     Наиболее  амбициозные банки старались  любой ценой проникнуть за пределы  национальных границ. Например, американские банки заплатили высокую цену за право работы на фондовом рынке Лондона, движимые желанием стать "глобальными игроками", а их коллеги из Японии конкурировали с европейскими и американскими банками, по сути дела не обращая внимания на прибыльность и риск. Результаты подобной политики не замедлили негативно сказаться на их деятельности.

     Отмена  ограничений на уровень процентных ставок в странах Запада позволила  банкам существенно увеличить объем  привлекаемых ресурсов, которые затем  направлялись на инвестирование. Считалось, что рост активов банка равнозначен  росту его прибыли.

     Первоначально эта политика оправдывала себя. Крупные  американские банки ежегодно увеличивали  размер своих кредитных портфелей  примерно на 9% в 1981-1989 гг. Их прибыли, соответственно, росли на 10% в год вплоть до 1987 г., когда стали появляться убытки в связи с невозвратом ссуд развивающимися странами. Далее убытки от кредитных операций стали превосходить доходы по ним. Обнаружилась тенденция к тому, что безграничный рост объемов выданных кредитов отнюдь не способствует увеличению прибыли, а, наоборот, понижает ее. Согласно результатам исследования, проведенного американским инвестиционным банком Salomon Brothers "лучшим показателем, предсказывающим ухудшение качества банковских активов, является темп их роста" (The Economist, May, 2, 1992.).

     Согласно вышеназванному исследованию, проведенному экспертами Salomon Brothers, с 1986 по 1990 гг. капитал, вложенный в акции крупнейших банков США, Великобритании и Франции обеспечивал меньший уровень доходности, чем безрисковые облигации правительств этих стран.

     Таким образом, стремление к безграничному  росту, последовавшее за либерализацией финансового законодательства в 1980-е  гг., не принесло желаемых результатов, а полученный опыт заставил многие банки изменить собственную стратегию, сосредоточив внимание на повышении эффективности их деятельности.

     Что же означает глобализация для России и российских банков?

     Важнейшая задача для России на сегодняшний  день - стать частью глобальной экономической  системы на равных. Поэтому именно сегодня необходимо оценить, на каком этапе развития находится банковская система России. Не отклонилась ли она в своем развитии от мировых тенденций? Если отклонилась, то насколько? И нуждаются ли в корректировке наши нынешние позиции?

     При глобализации экономических процессов  западный мир выступает за прозрачность, транспарентность, а по существу - за отслеживание всех финансовых потоков. Если мы не наладим у себя в стране такого рода систему мониторинга, то рано или поздно вход в западное сообщество для нас будет закрыт.

     "Россия  строит открытую экономику, и ее участие в международных экономических организациях, одной из которых является Всемирная торговая организация (ВТО), закономерно. Вместе с тем, российский финансовый рынок находится в стадии становления, многие его параметры существенно уступают аналогичным показателям западных рынков, что требует взвешенного подхода при принятии решения о вступлении в ВТО, согласованного с осуществляемыми государством реформами и уровнем макроэкономической стабильности экономики страны" (Финансовое содружество, 2002, N 5, с.17.).

     Не  секрет, что в настоящее время  в мире вес, значимость страны определяет не мощь вооруженных сил и даже не объем бюджета, в том числе  направляемого на финансирование армии, а глобальная конкурентоспособность  национальной экономики.

     Одним из важнейших путей к обеспечению  глобальной конкурентоспособности  страны является современная, эффективная  финансово-банковская система. Понимая  это, некоторые экономисты предлагают заставить нашу банковскую систему  работать и развиваться быстрее остальных сегментов экономики, чтобы банковский сектор рос опережающими темпами по сравнению с другими секторами экономики, обеспечивая дополнительные стимулы для общего экономического подъема, то есть фактически предлагается сделать банковскую систему сверхприбыльной, для притока денежных, интеллектуальных и прочих инвестиций. Чтобы банковская система потянула за собой оставшиеся сегменты экономики (См: Перспективы развития банковской системы: мировой опыт и Россия. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001, С.65-66).

     Однако  такая постановка вопроса представляется экономически и логически необоснованной. Более продуктивен, по нашему мнению, другой подход. Необходимо дать возможность  банкам расти снизу, то есть определиться: сколько и каких банков нам нужно на местном, региональном уровне. А Правительство РФ и Центральный банк РФ должны помочь регионам и банкам создать действительно оптимальную, эффективную банковскую систему. Это - более сложный, трудный подход. Но именно он позволит России выйти из сложного экономического положения.

     Ведь  если не считать Москву, Петербург  и несколько крупных промышленных центров, то банковское обслуживание в  целом по стране развито неудовлетворительно. Это говорит о слабо развитой конкуренции в банковском деле (за исключением конкуренции банков-гигантов).

     В ряде регионов существует проблема отсутствия банков, либо наличия их столь мизерного  количества, что это свидетельствует  о монополизации банковского  рынка и отсутствии конкуренции.

     Банк-монополист диктует условия для своих клиентов. Поэтому, видимо, целесообразно рассмотреть вопрос о развитии сети небанковских кредитных организаций (учитывая, что нередко в регионах нет ни капитала, ни бизнеса для банков или даже для филиалов крупных банков).

     Отдаленность  банка от клиентуры - другой важнейший вопрос. Мы говорим о необходимости привлечения средств населения для инвестиций. Но в результате того, что банки все более отдаляются от населения, решать эту проблему становится все труднее. Возможно, принятый 14.11.2002 г. Государственной Думой РФ Федеральный закон о гарантировании вкладов населения в банках позволит в определенной степени решить ее.

     "Эти  вопросы должны быть в компетенции  местных органов масти, которые  сами определяют, какая структура  банковской системы им необходима.

     Понятно, что в силу особенностей экономического развития регионов, разного экономического потенциала, конъюнктуры местных  финансовых рынков и т.д. для Калининградской  области, Красноярского края или  Брянской области структура банковской системы будет совершенно различная. Местные органы власти в регионах должны создать условия для ее формирования, оказывая прежде всего организационную и, возможно, материальную поддержку.

     В настоящее время идет подготовка проекта Федерального закона "Об особых экономических зонах на территории Российской Федерации" и самостоятельного закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (учитывая анклавное положение региона). Естественно, в этой связи, идет обсуждение вопросов функционирования финансово-кредитных институтов на территории Калининградской области. Очевидно, что в ОЭЗ следует предусмотреть определенные льготы для банков и других финансово-кредитных институтов (например, в части резервирования, налогообложения, сокращения числа обязательных нормативов и др.).

     Дерегулирование банковского рынка

     Участники рынка банковских операций и услуг  оказали влияние на правительства  своих стран, и с конца 1960-х  гг. в мире начался процесс законодательных  реформ, охвативший большинство стран  с развитой экономикой. Реформы были направлены на смягчение или полную отмену таких ограничений и запретов в области финансовой деятельности, как:

     - территориальная экспансия банков (открытие новых учреждений, расширение  филиальной сети, создание холдингов  и т.п.),

     - регулирование процентных ставок и тарифов на финансовые услуги (отмена предельных ставок по активным и пассивным операциям),

     - введение в практику новых  финансовых инструментов и новых  видов обслуживания (например, открытие  так называемых "гибридных"  счетов, сочетающих характеристики текущего счета (счета до востребования) и срочного счета, предполагающего получение процентов владельцем счета);

     - запрет на выполнение операций  с корпоративными ценными бумагами  для коммерческих банков, который  был отменен, в частности, в США.

     Принятие  этих законодательных ограничений  на разных исторических этапах имело  целью оградить банковское дело от чрезмерного риска, разрушительной конкуренции, опасности лавинообразного  развития банкротств, чреватых серьезными потерями для клиентов банков и для экономики в целом. Однако специфическое сочетание многих причин: резкое усиление конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников и, как результат, падение прибыльности банков по сравнению с их соперниками; инфляция, сделавшая нетерпимой дальнейшую фиксацию цены банковских услуг, и, наконец, бурный рост финансовых инноваций в виде производных финансовых инструментов и услуг -диктовало необходимость отмены запретов и ослабления административного контроля над деятельностью банковских учреждений.

     Развитие  международной торговли, глобализация финансовых рынков также способствовали дерегулированию банковской деятельности. Достаточно сказать, что в 1965-1985 гг. общий объем кредитования в развитых странах Запада увеличился в 17 раз. Последствия этого процесса оказали как положительное, так и отрицательное воздействие на дальнейшее развитие банков и выражались прежде всего в ухудшении качества кредитных портфелей банков, принятии на себя значительных кредитных рисков.

     В России процесс дерегулирования  проходил в конце 1980-х гг. в форме  резкого перехода от централизованной "монобанковской" системы к децентрализованной двухуровневой банковской системе, в которой четко разграничены функции центрального и коммерческих банков.

Информация о работе Банковский бизнес