Банковская система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы Украины.
Для достижения поставленной задачи в работе решаются следующие задачи:
изучить сущность, функции и виды банков;
рассмотреть структуру банковской системы Украины;
охарактеризовать роль банков в экономике развитых стран;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Происхождение, сущность и функции банков 5
1.2 Сущность кредитно-банковской системы и виды банков 10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ 13
2.1 Структура банковской системы Украины 13
2.2 Структура и функции Национального банка Украины 13
2.3 Реформирование и функционирование коммерческих банктов 16
2.4 Инвестиционные и ипотечные банки 23
2.5 Правовые основы деятельности банков в Украине 25
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ 33
3.1 Проблемы становления современной банковской системы 33
3.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45

Файлы: 1 файл

Банковская система Украины.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Банки в Украине создаются  в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или  кооперативного банка.

Законодательство о  хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей Закону. Участниками банка могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов.

Владельцы существенного участия в банке должны иметь безупречную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое положение.

Требования к деловой  репутации и удовлетворительности финансового положения учредителей  и акционеров (пайщиков), приобретающих  существенное участие в банке, устанавливаются Законом и нормативно- правовыми актами Национального банка Украины.

Участниками банка не могут быть юридические лица, в  которых банк имеет существенное участие, объединения граждан, религиозные  и благотворительные организации.

Банк имеет полное и сокращенное официальные наименования на украинском и иностранных языках. Наименование банка должно содержать  слово «банк», а также указание на организационно- правовую форму  банка. Банк имеет печать со своим  полным официальным наименованием. Государственная регистрация банков осуществляется Национальным банком Украины в соответствии с требованиями Закона и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Банк имеет право  осуществлять банковскую деятельность только после получения банковской лицензии. На основании банковской лицензии банки имеют право осуществлять следующие банковские операции:

    1. прием вкладов (депозитов) от юридических и физических лиц;
    2. открытие и ведение текущих счетов клиентов и банков- корреспондентов, в том числе перевод денежных средств с этих счетов при помощи платежных инструментов и зачисление средств на них;
    3. размещение привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск.

Банк, кроме данных операций, имеет право осуществлять следующие операции и сделки:

    1. операции с валютными ценностями;
    2. эмиссию собственных ценных бумаг;
    3. организацию купли и продажи ценных бумаг по поручению клиентов;
    4. осуществление операций на рынке ценных бумаг от своего имени (включая андеррайтинг);
    5. предоставление гарантий и поручительств и других обязательств от третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
    6. приобретение права требования на исполнение обязательств в денежной форме за поставленные товары или оказанные услуги, принимая на себя риск выполнения таких требований и прием платежей (факторинг);
    7. лизинг;
    8. услуги по ответственному хранению и предоставлению в аренду сейфов для хранения ценностей и документов;
    9. выпуск, покупку, продажу и обслуживание чеков, векселей и других оборотных платежных инструментов;
    10. выпуск банковских платежных карточек и осуществление операций с использованием этих карточек;
    11. оказание консультационных и информационных услуг по банковским операциям.

Без получения банковской лицензии не разрешается осуществлять одновременно деятельность по привлечению вкладов и других средств, подлежащих возврату, и предоставлению кредитов, а также вести счета. Лица, виновные в осуществлении банковской деятельности без банковской лицензии, несут уголовную, гражданскую или административную ответственность согласно законам Украины.

Банковская лицензия предоставляется Национальным банком Украины на основании ходатайства  банка при наличии необходимых  документов.

Капитал банка включает:

    1. основной капитал;
    2. дополнительный капитал.

Основной капитал банка включает уплаченный и зарегистрированный уставный капитал и раскрытые резервы, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли, надбавок к курсу акций и дополнительных взносов акционеров в капитал, общий фонд покрытия рисков, создаваемый под неопределенный риск при проведении банковских операций, за исключением убытков за текущий год и нематериальных активов. Раскрытые резервы включают и другие фонды такого же качества, которые должны соответствовать следующим критериям:

    1. отчисления в фонды должны осуществляться из прибыли после обложения налогом или из прибыли до обложения налогом, скорректированного на все потенциальные налоговые обязательства;
    2. фонды и движение средств в них и из них должны в отдельности раскрываться в опубликованных отчетах банка;
    3. фонды должны находиться в распоряжении банка для покрытия убытков с целью неограниченного и немедленного использования при появлении убытков;
    4. убытки не могут непосредственно покрываться из фондов, а должны проводиться через счет прибылей и убытков.

При условии утверждения  Национальным банком Украины дополнительный капитал может включать:

      • нераскрытые резервы (кроме того факта, что такие резервы не отражаются в опубликованном балансе банка, они должны иметь те же качества и сущность, что и раскрытый капитальный резерв);
      • резервы переоценки (основные средства и нереализованная стоимость «скрытых» резервов переоценки в результате долгосрочного пребывания во владении ценных бумаг, отраженных в балансе по исторической стоимости их приобретения);
      • гибридные (долг/капитал) капитальные инструменты;
      • убординированный долг (обычные необеспеченные долговые капитальные инструменты, которые по условию контракта не могут быть взяты из банка ранее 5 лет, а в случае банкротства или ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех других кредиторов). При этом сумма таких средств, включенных в капитал, не может превышать 50 процентов размера основного капитала с ежегодным уменьшением на 20 процентов от его первичной стоимости в течение 5 последних лет соглашения.

В соответствии со ст. 31 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»2 от 07 декабря 2000 года № 2121- III Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше:

        1. для местных кооперативных банков - 1 миллиона евро;
        2. для коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории одной области, - 3 миллионов евро;
        3. для банков, осуществляющих свою деятельность на территории всей Украины, - 5 миллионов евро.

Пересчет размера уставного капитала в гривни осуществляется по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному Национальным банком Украины на день заключения учредительного договора.

По итогам года на основании  финансовой отчетности банки обязаны корректировать размер уставного капитала на индекс девальвации или ревальвации гривни за счет и в пределах валовых доходов или валовых расходов банка в соответствии с методикой, установленной Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины  имеет право установить для отдельных банков в зависимости от их специализации дифференцированный минимальный уставный капитал на момент регистрации банка, но не ниже размеров, предусмотренных настоящей статьей.

Органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление (совет директоров) банка. Органом контроля банка являются ревизионная комиссия и внутренний аудит банка.

Высшим органом управления банка является общее собрание участников.

К компетенции общего собрания банка относится принятие решений об:

      • определении основных направлений деятельности банка и утверждении отчетов об их выполнении;
      • внесении изменений и дополнений в устав банка;
      • изменении размера уставного капитала банка;
      • назначении и освобождении председателей и членов наблюдательного совета банка, ревизионной комиссии;
      • утверждении годовых результатов деятельности банка, включая его дочерние предприятия, утверждении отчетов и заключений ревизионной комиссии и внешнего аудитора;
      • распределении прибыли;
      • прекращении деятельности банка, назначении ликвидатора, утверждении ликвидационного баланса.

Данные полномочия относятся  к исключительной компетенции общего собрания участников. Другие полномочия общего собрания участников банка могут  быть делегированы в компетенцию  наблюдательного совета банка.

Наблюдательный совет  банка избирается общим собранием  участников из числа участников банка  или их представителей. Члены наблюдательного  совета банка не могут входить  в состав правления (совета директоров) банка, ревизионной комиссии банка.

Наблюдательный совет  банка осуществляет следующие функции:

      • назначает и освобождает председателя и членов правления (совета директоров) банка;
      • контролирует деятельность правления (совета директоров) банка;
      • определяет внешнего аудитора;
      • устанавливает порядок проведения ревизий и контроля за финансово- хозяйственной деятельностью банка;
      • принимает решения о покрытии убытков;
      • принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств банка, утверждении их уставов и положений;
      • утверждает условия оплаты труда и материального стимулирования членов правления банка;
      • готовит предложения по вопросам, которые выносятся на общее собрание участников;
      • осуществляет другие полномочия, делегированные общим собранием участников банка.

Полномочия и порядок  работы наблюдательного совета банка  определяются у ставом банка или  положением о совете банка, которые  утверждаются общим собранием участников банка.

Правление (совет директоров) банка является исполнительным органом  банка, осуществляет управление текущей деятельностью банка, формирование фондов, необходимых для уставной деятельности банка, и несет ответственность за эффективность его работы согласно принципам и порядку, установленным уставом банка, решениями общего собрания участников и наблюдательного совета банка.

В пределах своей компетенции  правление (совет директоров) действует  от имени банка, подотчетно общему собранию участников и наблюдательному совету банка.

Правление (совет директоров) банка действует на основании положения, утверждаемого общим собранием участников или наблюдательным советом банка. Председатель правления (совета директоров) банка руководит работой исполнительного органа и имеет право представлять банк без поручения.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово- хозяйственной деятельностью банка.

Ревизионная комиссия:

    1. контролирует соблюдение банком законодательства Украины и нормативно- правовых актов Национального банка Украины;
    2. рассматривает отчеты внутренних и внешних аудиторов и готовит соответствующие предложения общему собранию участников;
    3. вносит на общее собрание участников или наблюдательному совету банка предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции ревизионной комиссии, которые касаются финансовой безопасности и стабильности банка и защиты интересов клиентов.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников банка  из числа участников или их представителей. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию участников банка. Членами  ревизионной комиссии не могут быть лица, являющиеся работниками банка. Ревизионная комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности банка по поручению общего собрания участников, наблюдательного совета банка или по требованию участника (участников), владеющих в совокупности более чем 10 процентами голосов. Ревизионная комиссия имеет право привлекать к ревизиям и проверкам внешних и внутренних экспертов и аудиторов. Ревизионная комиссия докладывает о результатах ревизий и проверок общему собранию участников или наблюдательному совету банка. Ревизионная комиссия готовит заключения по отчетам и балансам банка. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание участников не имеет права утверждать финансовый отчет банка.

Члены ревизионной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях наблюдательного совета и правления (совета директоров) банка. Заседания ревизионной комиссии проводятся по необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные заседания ревизионной комиссии могут созываться наблюдательным советом банка или по инициативе акционеров, владеющих более чем 10 процентами голосов.

  1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ

    1. Проблемы становления современной банковской системы

Следует отметить, что  в данный момент существуют проблемы в деятельности коммерческих банков в условиях криминальной экономики Украины. Прежде всего, это связано с объективными причинами финансовых трудностей в банковской системе, которые возникают из общего источника экономики страны нехватки соответствующего опыта и соответственно подготовки специалистов для функционирования в условиях рыночных реформ. Вместе с этим, в значительной степени финансовые проблемы банков связаны факторами, в том числе слишком рискованной кредитной политикой их руководителей в погоне за высокими доходами, не высчитанными затратами на развитие финансов без подъема ее потенциальной доходности и другие. Ключевым фактором устойчивости и конкурентоспособности банковской системы в рыночной экономике, есть наличие собственного капитала, банки, уставные фонды, которые формируются в денежной форме, несут максимальные убытки от обесценивания национальной валюты [21, стр.83].

Вторым серьезным фактором влияния на ликвидность и платежеспособность банков, является проблема несвоевременного возвращения займов, увеличения бюджетной, кредитной задолжности. Без введения кардинальных изменений, что касается исправления данной ситуации с возвращением кредитов, увеличивается угроза потери ликвидности банковской системы Украины.

Информация о работе Банковская система Украины