Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы Украины.
Для достижения поставленной задачи в работе решаются следующие задачи:
изучить сущность, функции и виды банков;
рассмотреть структуру банковской системы Украины;
охарактеризовать роль банков в экономике развитых стран;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Происхождение, сущность и функции банков 5
1.2 Сущность кредитно-банковской системы и виды банков 10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ 13
2.1 Структура банковской системы Украины 13
2.2 Структура и функции Национального банка Украины 13
2.3 Реформирование и функционирование коммерческих банктов 16
2.4 Инвестиционные и ипотечные банки 23
2.5 Правовые основы деятельности банков в Украине 25
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ 33
3.1 Проблемы становления современной банковской системы 33
3.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45
Депозитные операции - это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей - наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов - срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.
К пассивным операциям
относятся и различные
Активные операции банков - это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто встречающимся видом кредита, выдаваемого банками, является краткосрочная ссуда экономическим агентам, обычно для финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или без него, но в любом случае для ее получения необходимо наличие отчетных финансовых документов, характеризующих финансовое положение заемщика, с тем чтобы банк мог в любой момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды.
Функция кредитования предприятий, государства и населения имеет важное экономическое значение. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки также кредитуют финансовую деятельность правительства.
Поскольку кредитно-банковская система имеет жизненно важное значение для экономики страны, она служит объектом тщательного надзора и регулирования как со стороны Национального банка Украины, так и со стороны высших органов государственной власти и управления. Надзор за коммерческими банками и регулирование их деятельности преследует главным образом две цели: обеспечение устойчивости и предотвращение банкротства банков; ограничение концентрации капитала в руках немногих банков с целью недопущения монопольного контроля над денежным рынком.
Обязательными для каждого коммерческого банка являются следующие экономические нормативы, устанавливаемые Национальным банком Украины:
Для того, чтобы постоянно наращивать свой уставный фонд, коммерческие банки прежде всего проводят такую политику в области дивидендов, которая способствует повышению рыночной цены акций. На прирост уставного фонда банка может использоваться нераспределенная прибыль банка, а также по желанию акционеров причитающиеся им дивиденды.
Уставный фонд банка
имеет очень большое значение
при возникновении крупных
Платежеспособность банка ¾ это достаточность его собственных средств для защиты интересов вкладчиков или других кредиторов банка. Она определяется как соотношение между собственными средствами банка и его активами умноженное на 10. Это соотношение не должно быть менее 8 %. Чтобы добиться высокой платежеспособности, банк должен постоянно следить за качеством своих активов. Для этого прежде всего следует добиваться ликвидации или уменьшения статей с высоким коэффициентом риска. Обычно банк считается платежеспособным до тех пор, пока не затронут его уставный фонд для покрытия убытков.
Ликвидность банка ¾ это его способность своевременно погасить свои финансовые обязательства за счет имеющихся у него наличных денежных средств, продажи активов или мобилизации ресурсов из других источников (привлечения депозитов, получения межбанковского кредита и др.). Банк обязан постоянно следить за своей ликвидностью, чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность.
К обязательствам банка
при расчете показателей
Сумма риска на одного
заемщика превышающая 10% собственных
средств банка считается
На Украине кроме вышеописанных банков действуют также инвестиционные и ипотечные банки.
Инвестиционные банки
- специальные кредитные
Инвестиционные банки, как и другие банки капиталистических государств, осуществляют пассивные и активные операции. К пассивным операциям относятся операции с помощью которых банки образуют свои ресурсы, а активными - посредством которых они эти ресурсы размещают.
Ресурсы инвестиционных банков формируются за счет их собственных и привлеченных средств, прежде всего путем выпуска и размещения ценных бумаг.
К активным операциям относятся предоставление ссуд под ценные бумаги, а также банковские инвестиции. Эти операции так же называются фондовыми.
Банковские инвестиции - покупка ценных бумаг банками, когда эти бумаги становятся собственностью банка. Участие инвестиционных банков в финансировании инвестиций в различных странах неидентично и осуществляется с учетом специфики организационной структуры этих банков.
Различаются два типа инвестиционных банков - первый - тот кто занимается посредничеством на рынке ценных бумаг; второй - коммерческие банки специализирующиеся на долгосрочном кредитовании.
Финансирование и кредитование капитальных вложений на территории Украины долгое время осуществляли и частично осуществляют в настоящее время банки долгосрочных вложений. Впервые такие банки были созданы в 1922 г. В последние годы существования Союза ССР кредитными учреждениями, финансирующими капитальные вложения стали: Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сберегательный банк СССР.
В дальнейшем в связи с образованием Содружества независимых государств, в структуру банков долгосрочных вложений были внесены новые коррективы, в том числе и на территории Украины. Финансирование инвестиций стали осуществлять многие коммерческие банки, в том числе в наиболее крупных размерах – Проминвестбанк Украины, Сбербанк Украины и др.
Ипотечные банки - банки, специализирующиеся на предоставлении ссуд под залог недвижимости - земли и строений (к ним относятся, например, банк «Укрсоцбанк», банк «Украина» и др.) . К ним относятся и земельные банки, выдающие долгосрочные ссуды в основном под залог земли.
Ресурсами ипотечных банков являются собственные накопления и ипотечные облигации. Ипотечные банки, как правило, производят и обычные банковские операции, что позволяет им увеличивать свои доходы и поддерживать связи с широким денежным рынком.
Ипотечные облигации - долгосрочные
ценные бумаги, выпускаемые под обеспечение
недвижимым имуществом и приносящие
твердый процент. Выпускаются ипотечные
облигации как ипотечными банками
так и торгово-промышленными
Ресурсы ипотечных банков используются для предоставления ипотечного кредита. Ипотечный кредит - долгосрочные ссуды, выдаваемые под залог недвижимости, прежде всего земли. Залог недвижимого имущества с целью получения ссуды называют также ипотекой. Этот кредит позволяет предпринимателям увеличивать размер производительного использования капитала, а землевладельцам - финансировать покупку дополнительных участков земли. Предоставляют его специальные ипотечные банки (в странах, где они имеются), а также коммерческие, сельскохозяйственные и другие банки. Для ипотечного кредита кроме долгосрочности характерно оставление заложенного имущества в руках должника, который продолжает его эксплуатировать. Допускается повторный залог с получением дополнительного кредита, если ценность имущества не исчерпана предыдущими закладными и должник имеет экономическую возможность уплачивать проценты и погашать долг.
В настоящее время ипотечный кредит расширяет сферы применения - ссуды идут в основном на строительство жилых домов, коммерческих сооружений и увеличение производственных фондов, т.е. растут масштабы операций связанных с городской недвижимостью, ширится городская ипотека. Процентные ставки по ипотечным ссудам, как правило, дифференцируются в зависимости от финансового положения заемщиков. При неуплате задолженности в срок заемщик теряет недвижимость, которая является обеспечением кредита.
Долгосрочные денежные накопления, образуемые путем выпуска ипотечных облигаций, аккумулировались на ипотечном рынке, являвшемся частью рынка ценных бумаг. Предмет сделок на ипотечном рынке - ипотечные облигации. Источник ресурсов - денежные накопления корпораций, населения, и государства, аккумулируемые на счетах кредитно-финансовых институтов, занимающихся ипотечными операциями.
В современных условиях ресурсы ипотечного рынка активно используются для обновления и расширения производственных фондов торгово-промышленных корпораций, финансирования сельского хозяйства и жилищного строительства. Ипотечный кредит подвергается государственному регулированию, что вытекает из обшей направленности возрастания роли денежно-кредитного регулирования экономики развитых капиталистических стран после второй мировой войны. Это регулирование включает обеспечение ликвидности ипотечных банков, обязательное хранение определенной части привлеченных ими средств в центральных банках, контроль за объемом кредитных операций и эмиссией ценных бумаг и другие мероприятия. Банковская система Украины (как и система банков долгосрочных вложений) еще не приобрела законченного вида и находится в стадии формирования.
В соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности»1 от 07 декабря 2000 года № 2121- III банк- юридическое лицо, имеющее исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона. Банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми).
Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков посредством экономических нормативов и нормативно-правового обеспечения осуществляемых этими банками операций.
Банк приобретает статус специализированного банка в случае, если более 50 процентов его активов являются активами одного типа.
Банк приобретает статус специализированного
сберегательного банка в
Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор в соответствии с положениями Конституции Украины, Закона Украины «О банках и банковской деятельности», Закона Украины «О Национальном банке Украины», иных законодательных актов и нормативно- правовых актов Национального банка Украины.
Банки имеют право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое находится в их собственности. Государство не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам государства, если иное не предусмотрено законом или договором. Национальный банк Украины не отвечает по обязательствами банков, а банки не отвечают по обязательствам Национального банка Украины, если иное не предусмотрено законом или договором. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается каким-либо образом влиять на руководство либо работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом. Ущерб, причиненный банку в результате такого вмешательства, подлежит возмещению в порядке, определенном законом.