Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:08, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
введение
1. Теоретические аспекты рыночного хозяйства и социально ориентированного общества 5
1.1 Теория социального рыночного хозяйства 5
1.2 Социальные реформы в РФ на этапе ее перехода от плановой
к рыночной экономике 11
2 Анализ концепций Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля о
социальном рыночном хозяйстве 18
2.1 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда 18
2.2 «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях
рыночной экономики 27
3 современное состояние и Основные направления социального развития 30
3.1 Социальная направленность политики России 30
3.2 Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству 36
Заключение 43
Библиографический список 44
По мнению Мюрдаля, главное в деятельности государства – социальная защита населения, под которой он понимает систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам, равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным гражданам – создание определенного уровня жизнеобеспечения [9].
Формирование социальной защиты, по мнению Мюрдаля, должно предусматривать следующие направления деятельности государства:
а) обеспечение членам общества высокого прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима; внимание действительно нуждающимся, изъятие привилегий у тех, кто в них не нуждается;
б) создание условий, позволяющих гражданам зарабатывать себе средства для полнокровной жизни любыми, не противоречащими закону способами, обеспечивающими удовлетворение высокого уровня потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
в) совершенствование условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий рыночной экономики;
г) обеспечение экологической безопасности членов общества;
д) защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, социального государства;
е) защита граждан от преступных посягательств, от политического преследования и административного произвола, идеологического давления, от психологического прессинга;
ж) создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных ячейках и структурных образованиях;
з) обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Компромисс между классами, отказ от изнурительной и разрушительной борьбы за «победу» в классовой борьбе проявились в высокой степени сотрудничества труда и капитала, редкости трудовых и политических конфликтов в Швеции [11].
Для реализации мер социальной защиты необходимо изучать и формировать стремления людей, которые, по мнению Г. Мюрдаля, «действительно принадлежат к числу самых важных социальных явлений…» «Восстановить точную картину социальных интересов, – писал Мюрдаль, – задача огромной практической важности, ибо ее решение предопределяет успех государственных и иных решений, соответствующих интересам людей».
Идея социального рыночного хозяйства практически осуществлялась социал-демократами в Швеции, как уже говорилось, в течение длительного времени. Каковы же итоги теоретической и практической деятельности Мюрдаля по реализации идеи социального рыночного хозяйства? К началу 90-х гг. 90% всей шведской промышленности составлял частный сектор. 75% сельскохозяйственной продукции проходили через закупочные, перерабатывающие, торговые кооперативы. В целом с кооперативным движением были связаны каждые две из трех семей Швеции. Частнокапиталистическая основа хозяйства хорошо уживалась с общественной формой перераспределения. Так, на заработную и прочие выплаты (общественные фонды потребления) приходилось 70% валового продукта, а капиталу оставалось около 30%. Рабочий человек в среднем зарабатывал в 4–5 раз больше, чем рабочие в СССР [4].
Конечно, сам шведский эксперимент небезупречен. Наблюдается чрезмерная зарегулированность в экономике, дефицит финансирования разросшихся социальных программ и отчасти с этим связанная инфляция.
В заключение отметим, что успехи немецкого и шведского народов в период правления Эрхарда и Мюрдаля были очевидны. Они объяснялись многими причинами. И прежде всего правильным выбором модели общественного развития.
3 современное состояние и Основные направления социального развития
3.1 Социальная направленность политики России
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России» [1].
Социальный приоритет - социальная задача, признающаяся группой или обществом в качестве наиболее неотложной, требующей первоочередного решения.
В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил:
1. здравоохранение;
2. образование;
3. жильё;
4. сельское хозяйство.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой. В 2006 году ряд политиков и СМИ называли меры по улучшению демографической ситуации «новым национальным проектом».
1. Национальный проект «Здоровье».
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам), денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам, вакцинация, обследование новорожденных, профпереподготовка.
В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:
Женская консультация получает 3000 рублей;
Родильный дом получает 6000 рублей.
Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.
2. Национальный проект «Образование».
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших преподавателей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих, конкурсы инновационных вузов, учебные пособия, премии школам, лучшим учителям и лучшим ученикам, транспорт сельским школам, национальные университеты, профобразование в экспериментальных воинских частях, премии преподавателям ВУЗов.
На стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета было выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб. [10]
Сейчас готовится проект указа президента об изменении положения о грантах молодым учёным: кандидатам наук до 35 лет, докторам наук до 40 лет. Указ должен быть подписан до конца января 2009 года. Президентские гранты для кандидатов наук должны вырасти со 150 тысяч до 600 тысяч рублей, для докторов наук – с 250 тысяч до миллиона рублей ежегодно (гранты выдаются на два года). Размер грантов существенно увеличится, но одновременно сократиться количество их обладателей. Среди кандидатов наук на поддержку смогут рассчитывать уже не 500 человек, а 400, среди докторов – не 100, а 60. Кроме того, вводится условие, что обладатели грантов будут оплачивать труд привлекаемых к исследованиям специалистов.
3. Национальный проект «Жильё».
увеличение к 2010 году объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 году — на треть (до 56 млн. кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
увеличение к 2007 году объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 году и до 8 % в 2008—2009 гг.;
выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 году частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
С начала реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в России возросли темпы строительства и уменьшилось число очередников. Так, годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40% – с 43 млн. кв. м в 2005 году до 61 млн. кв. м в 2008-м. На 21% – с 3,4 до 2,8 млн. – сократилось количество семей, стоящих в очереди на получение квартир.
Об этом в ходе «правительственного часа» в Государственной Думе рассказал Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин 21 января 2009 года. По его словам, за три года жилищный фонд РФ увеличился на 5,5% – до 3,118 млрд кв. м, а уровень обеспеченности жильем на душу населения подрос на 4,9% и составил 21,9 кв. м на каждого россиянина.
При этом, как отметил глава Минрегиона, «несмотря на развитие ипотечных жилищных кредитов и увеличение темпов ввода жилья, его доступность практически не увеличилась». Он пояснил, что «доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам, увеличилась с 17 до18%». По мнению министра, это вызвано ростом цен на квадратный метр в 2006–2008 годах.
По сравнению с 2005 годом в четыре раза сократилось количество крупных аварий в системе жилищно-коммунального хозяйства. Виктор Басаргин рассказал, что в 2008 году в стране была зарегистрирована всего 21 авария, тогда как в 2005 году их число составляло 87.
Такому улучшению ситуации в системе ЖКХ, по оценке главы Минрегиона, могли способствовать федеральные программы, направленные на оздоровление жилищно-коммунального сектора.
Виктор Басаргин подчеркнул, что в ходе реализации нацпроекта особенно остро проявились проблемы, связанные с необходимостью переселения людей из аварийного жилфонда и капремонта домов.
Для решения этих задач в середине 2007 года был создан один из институтов развития – государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которой было выделено 240 млрд руб. на 2008–2011 годы. Фонд содействия реформированию ЖКХ был создан как некоммерческая организация, осуществляющая функции по предоставлению финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение людей из аварийного жилфонда. Фонд призван создать безопасные и благоприятные условия проживания россиян, повысить качество реформирования ЖКХ, сформировать эффективные механизмы управления жилфондом и внедрить ресурсосберегающие технологии. Средства фонда предоставляются регионам на условии софинансирования [13].
Как рассказал в ходе «правительственного часа» генеральный директор госкорпорации Константин Цицин, временно свободные средства фонда размещаются на банковских депозитах, что уже принесло фонду 11,7 млрд руб. «После уплаты всех необходимых налогов сумма составит приблизительно 8 млрд руб., они пойдут на капремонт и расселение аварийного жилья в регионах сверх определенных изначально на эти цели 240 млрд руб.», – пояснил Константин Цицин.
Виктор Басаргин проинформировал депутатов, что в 2009 году предполагается направить 21,5 млрд руб. в виде субсидий из федерального бюджета на создание условий для увеличения объемов строительства жилья и необходимой коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Согласно плану реализации нацпроекта на 2009–2012 год, в этом году на государственную поддержку спроса на рынке жилья из федерального бюджета планируется выделить 294 млрд руб., в том числе 68,9 млрд руб. – на обеспечение жильем льготников; 20,8 – на решение жилищных проблем ветеранов; 4,7 млрд руб.– на поддержку молодых семей и 200 млрд руб.– на увеличение уставного капитала ОАО «Агентств по ипотечному жилищному кредитованию».
На повышение качества жилищного фонда пойдет 6,1 млрд руб. в виде федеральных субсидий на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры и 80,8 млрд руб. из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Помимо этого, как рассказал Виктор Басаргин, «Правительство в целом рассматривает комплекс мер поддержки отдельных категорий, обрабатываются механизмы, чтобы дополнительно направить на обеспечение жильем молодых семей 10 млрд руб.». Выделение такой суммы позволит в общей сложности оказать господдержку при покупке или строительстве жилья 36 тыс. молодых семей. Он пояснил, что семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, будут предоставляться субсидии в размере 40% от стоимости жилья, 10% составят собственные средства участников программы, а оставшиеся 50% семьи смогут взять в ипотеку.
Глава Минрегиона напомнил, что с начала 2009 года для выплат по ипотечным кредитам можно использовать средства материнского (семейного) капитала. Он также заявил о готовности расширить возможности применения материнского капитала на жилищном рынке.
Касаясь вопросов ипотечного кредитования, министр заявил, что на сегодняшний день около 7% заемщиков столкнулись с проблемами при погашении долга. Он подчеркнул, что трудности возникают в основном в тех регионах, где «базовые отрасли переживают какие-то проблемы». В пример Виктор Басаргин привел Магнитогорск и Челябинскую область.
Он отметил, что в 2008 году на решение этих проблем было выделено 5 млрд руб. «В 2009 году из 200 млрд руб., которые выделяются Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, 50 млрд будет направлено на поддержку таких категорий населения и на реструктуризацию долгов тех, кто испытывает в этом отношении какие-то сложности», – рассказал министр. При этом он подчеркнул, что государство не планирует брать на себя ответственность за неплатежеспособных заемщиков.
«Мы окажем содействие людям, оказавшимся в сложной ситуации, заморозив эти долги. Однако в дальнейшем человеку придется рассчитываться по своим кредитам», – пояснил он.