Аспекты рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Оглавление

введение
1. Теоретические аспекты рыночного хозяйства и социально ориентированного общества 5
1.1 Теория социального рыночного хозяйства 5
1.2 Социальные реформы в РФ на этапе ее перехода от плановой
к рыночной экономике 11
2 Анализ концепций Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля о
социальном рыночном хозяйстве 18
2.1 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда 18
2.2 «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях
рыночной экономики 27
3 современное состояние и Основные направления социального развития 30
3.1 Социальная направленность политики России 30
3.2 Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству 36
Заключение 43
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Социальное рыночное хозяйство и социально ориентированное общество Гульфия.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.).

Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики [6].

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.

Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Реальные условия и задачи переходной экономики требуют более конкретного анализа и ответа на вопросы: необходима ли такая ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированной переходной экономики, какими методами может достигаться «настройка» процессов саморегулирования на подобную ориентацию экономики.

Первая задача социальной ориентации экономики — достижение благосостояния человека. Под благосостоянием, как отмечалось, понимается такой уровень удовлетворения утилитарных потребностей, который создает необходимые предпосылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага».

Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее бедными слоями населения.

Вопреки ожиданиям рыночные реформы в России оказались не совсем успешными. Ежегодный спад составляет 10-20% - один из самых значительных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция «съела» сбережения населения и разрушила средний класс - основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, создала потенциал социально-политической нестабильности и, вероятно, даже возможность возврата к какому-либо типу авторитарного режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметов роскоши и продовольствия. Имеет место утечка капитала за рубеж, капиталовложения в производство и иностранные инвестиции незначительны. Россия создала модель того, как не следует выполнять переход к рыночной экономике [13].

При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.

При проведении приватизации в России выделяют два основных подхода: платная и бесплатная приватизация. Бесплатная приватизация. Практическая реализация ее состоит в том, что каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками – «ваучерами». Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги.

В экономике России за годы господства командно-административной системы Советского Союза произошли серьезные структурные деформации: практически полная монополизация всех отраслей предприятиями государственного сектора, вследствие чего многие из них неэффективны; милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии; отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавших невозможным процесс саморегуляции уровней спроса и предложение; административная система распределения инвестиционных и прочих ресурсов: застой сельского хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.

Таким образом, реформирование экономики осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов. Основные разногласия возникают, когда идет речь о методах реформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы, которые и без государственного вмешательства определят направление структурных реформ. Этот подход критикуют за то, что рыночные механизмы в переходной экономике весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы. Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышение эффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы, то это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду производства, массовой безработице, потере страной научного потенциала, криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.

Согласно второму подходу, государство должно принимать активное участие в проведении структурных реформ. Оно должно взять на себя разработку и решительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам направленного характера. Являясь единственным мощным институтом в постсоветском обществе, государство должно принять ответственность по выполнению следующих задач:

- поддержание производства на жизнеспособных предприятиях, при этом одновременно должны свертываться заведомо нежизнеспособные предприятия;

- антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;

- стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов в экономике;

- поддержание частных инвестиций и банковского инвестиционного кредита;

- содействие формированию внутренних инвесторов и привлечение иностранных инвестиций организация эффективного использования иностранных кредитов;

- постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен, а также активное продвижение отечественной продукции на мировой рынок;

- сохранение научно-технического потенциала и закладывание основ дальнейшего экономического роста.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики [1].

Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах:

- приоритетность проблем социальной защищенности населения;

- повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества;

- организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству [13].

Важное значение в социальной политике приобретает переход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства, а именно защита права человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам.

Механизм социальных гарантий должен обеспечить такие условия жизнедеятельности населения, при которых снижение уровня жизни, связанное с трудностями переходного периода, может быть минимальным и кратковременным.

Решение проблем социальных гарантий должно быть комплексным: на государственном, региональном и местном уровнях.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Проводимая государством социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности.

К началу XXI в. одной из важней острейших социальных проблем России стала проблема бедности. В первые годы становления рыночных отношений эта проблема не попадала в фокус внимания государства, поскольку воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования. Однако и по истечении 10 лет рыночных преобразований дифференциация доходов населения превышала дореформенный уровень более чем в 3 раза. Закономерным следствием стало увеличение масштабов и глубины бедности. После кризиса 1998 года масштабы бедности начали сокращаться, но все еще остаются большими [12].

Актуальной проблемой социальной политики государства является пенсионная реформа. Создание понятной для работающего населения пенсионной системы позволит прогнозировать, планировать и формировать свою будущую пенсию. Вместе с тем накопительная пенсионная система окажет позитивное влияние на легализацию доходов, повышение трудовой активности населения и создание рабочих мест в новых финансовых институтов.

Важнейшее направление социальной политики российского государства составляют образовательные услуги. Реализация социальной политики в сфере образования обеспечит приоритетность развития этой отрасли как неотъемлемого условия модернизации российского общества и конкурентоспособность российской экономики, позволит России развиваться в русле прогрессивных мировых тенденций.


2 Анализ концепций Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля о социальном рыночном хозяйстве

 

2.1 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда

социальный ориентированный экономика рыночный

Людвиг Эрхард (1897–1977) был вторым канцлером ФРГ, выдающимся ученым, разработавшим и осуществившим в 50–60 гг. нашего столетия в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, которая в корне преобразовала социально-экономическую жизнь потерпевшей поражение в годы второй мировой войны страны. «Сегодняшняя система, – предупреждал в конце войны Л. Эрхард, – должна либо принять форму более свободного рыночного хозяйства, либо повернуться в сторону абсолютного тоталитаризма». Вопреки сомнениям союзников, Эрхард постепенно освободил рынок от оков администрации военного времени и замороженных цен и дал «зеленый свет» частной инициативе и конкуренции.

В основе реформаторской деятельности Л. Эрхарда лежит концепция «социального рыночного хозяйства», которая была возведена в ранг официальной государственной доктрины и явилась основой экономической программы Христианско-демократического союза, одной из ведущих партий Западной Германии. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство являлось не только теорией, но и практической деятельностью германского государства [17].

По своим теоретическим установкам концепция социального рыночного хозяйства Эрхарда близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50–60 гг. в Европе в широких масштабах применялись рецепты хозяйственной политики, предложенные Дж.М. Кейнсом и усовершенствованные его последователями. Концепция социального рыночного хозяйства была использована Л. Эрхардом для обоснования программы «сформированного общества», провозглашенной им на съезде ХДС в марте 1965 г. Целью такого общества объявлялось «преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателе всеобщего благополучия». Эрхард осуществил экономическую реформу, сердцевину которой составил принцип социальной ориентации рынка. Основные положения теоретической модели социально ориентированного рыночного хозяйства Эрхарда предельно четки и просты:

а) целевой установкой реформы является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения;

б) путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию и частное предпринимательство;

в) активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству;

г) высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии.

Эрхард подчеркивал, что обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, поскольку оно выступает материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Оно обеспечивает емкий рынок сбыта продукции внутри страны «путем создания массовой потребительной способности». «При прежнем порядке, – писал Эрхард, – существовал, с одной стороны, очень немногочисленный высший слой, который, в смысле потребления, мог себе позволить все, а, с другой стороны – численно весьма обширный, но обладающий недостаточно высокой покупательной способностью нижний слой населения. При реорганизации нашего хозяйственного порядка следовало поэтому создать предпосылки для преодоления этого противоречащего прогрессивному развитию социальной структуры положения и, вместе с тем, и для преодоления, наконец, неприязни между «богатыми» и «бедными [18].

Переход к социально ориентированному рынку был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социокультурных проблем, обусловленных изменениями мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.

Социальная ориентация рынка предполагает прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности.

Информация о работе Аспекты рыночного хозяйства