Анализ товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить и проанализировать состояние товарных запасов и товарооборачиваемости в условиях насыщения рынка товарами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-Изучить задачи и последовательность анализа товарных запасов и оборачиваемости. Источники информации.
-Исследовать экономическую характеристику предприятия.
-Изучить состояние и обеспечение товарных запасов.
-Проанализировать оборачиваемость товаров.
- Исследовать и выявить пути ускорения оборачиваемости товаров.

Оглавление

Введение
1. Значение задачи и последовательность анализа товарных запасов и оборачиваемости. Источники информации
2.Экономическая характеристика предприятия
3. Анализ состояния и обеспечения товарными запасами
4. Анализ оборачиваемости товаров
5. Пути ускорения оборачиваемости товаров
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсовая интернет 1.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

2. Изминения, происшедшие за анализируемый период в общем объеме и структуре товарных запасов, и их причины;

3. Соответствие состава товарных  запасов спросу населения, причины  образования сверхнормативных товарных  запасов или их снижение по  сравнению с нормативом;

4. Правильность распределения товарных запасов между отдельными организациями и предприятиями.

5.Анализ  должен показать, как товарные  запасы в целом и по каждой  группе товаров обеспечивают  нормальное развитие товарооборота.

Товарные  запасы делятся на нормируемые и  ненормируемые. К нормируемым товарным запасам относятся: все товары текущего хранения и товары в пути, т.е. товары на складах и базах; товары в розничных предприятиях; товары, отгруженные по расчетам, документам, которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных на сдачу документов для обеспечения суд. Эти данные имеются в 1-й группе раздела ЙЙ актива баланса.

К ненормируемым товарным запасам  относятся:

- Товары сезонного хранения и  досрочного завода; товары, отгруженные  по расчетам документам, не сданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки, оплаты которых не поступили;

-Товары, отгруженные, но не оплаченные  покупателями в срок;

-Товары, находящиеся на ответственном  хранении у покупателя.

Товарные  запасы не должны быть чрезмерно велики, так как это замедляет их оборачиваемость, увеличивает издержки по их хранению и перевозкам и товарные потери, снижает прибыль и рентабельность. Недостаточные запасы приводят к сужению ассортимента и перебоям в торговле, к невыполнению плана товарооборота.

Анализ  товарных запасов должен выявить  степень соблюдения нормативов, вскрыть  причины отклонений от них и наметить пути упорядочения запасов.

Вначале необходимо проанализировать нормируемые  товарные запасы, для чего следует  их фактическую сумму сопоставить с нормативом.

С переходом потребительской кооперации на новые условия хозяйствования предприятиями организациям предоставлено  право, уменьшать ил увеличивать  норматив товарных запасов, установленный  вышестоящей организацией. При анализе  товарных запасов необходимо проверить правильность и обоснованность этих нормативов, соблюдена ли доля участия собственных оборотных средств в образовании плановых запасов товаров. Существующая бухгалтерская и статистическая отчетность потребительских обществ (потребсоюзов) не дает для анализа в готовом виде фактические суммы запасов на конец года или квартала. В бухгалтерском балансе товарные запасы показаны в целом, включая сезонное хранение и досрочный завоз, а товары в пути показаны по покупным ценам. Статистическая отчетность не отражает товары в пути, которые включаются в норматив товарных запасов, а показывает только наличие товаров в сети, причем наличие товаров в сети включает в общей сумме, как товары текущего хранения, так и товары сезон ног, накопления в розничных ценах. Поэтому, перед тем как приступить к анализу, необходимо:

Исключить из общей суммы товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза. Для этого из общей суммы товарных запасов в торговле, указанных в активе баланса в разделе ЙЙ, группа 1, вычитается ссуда под товары сезонного хранения и досрочного завоза (раздел ЙЙ, группа 1 пассива баланса);

Товары в пути дать в розничных  ценах, так как и они в балансе показываются по покупным ценам. Для этого к стоимости товаров по покупным ценам прибавляется средняя товарная скидка, уровень которой определяется умножением суммы торговой, скидки на 100 и делением на сумму товарных запасов. Сумма торговой скидки берется из раздела ЙЙ пассива баланса, группа 2 “Регулирующая статьи”.

Как уже отмечалось, товарные запасы измеряются в сумме и в днях оборота. Товарные запасы в днях оборота  определяются путем деления суммы  товарных запасов на товарооборот и умножения на количество дней в периоде.

Товарные запасы в днях оборота  можно рассчитать также делением товарных запасов на однодневный  товарооборот.

При расчете товарных запасов в  днях оборота по системе, где имеется  розничная и оптовая торговля; необходимо брать товарные запасы по системе в целом, а товарооборот только розничный.

Анализ, товарных запасов начинается со сравнения товарных запасов в  сумме и в днях оборота на конец  квартала с нормативом следующего квартала.

Для того чтобы определить влияние товарных запасов на выполнение плана товарооборота, необходимо проанализировать товарные запасы по кварталам и месяцам.

Сравнение с нормативом внутри года показывает, что товарные запасы почти  по всем кварталам, за исключение плана  товарооборота и превышали установленный норматив. В начале ЙЙЙ квартала товарные запасы были ниже норматива на 59,9 тыс. руб., или на 8,8 дня. Это явилось одной из основных причин невыполнения плана товарооборота. Кроме того, в конце этого квартала образовались большие сверхнормативные товарные запасы, что свидетельствует о неравномерном завозе товаров.

Далее необходимо проанализировать состояние  товарных запасов по отдельным торговым объединениям и магазинам, сравнив  фактические товарные запасы с нормативом.

Одним из основных моментов анализа товарных запасов является сравнение их с нормативом по отдельным товарам группам, а также внутри товарных групп. Анализ товарных запасов должен вскрыть конкретные причины затоваривания или недостатка товаров. В их числе может быть завоз товаров без достаточного учета спроса, наличие в ранее завезенных товарах остатков неходовых или несезонных товаров, товаров, потерявших первоначальное качество или устаревших моделей и фасонов, а также неправильное размещение их между торговыми предприятиями и организациями. Выявлению этих причин может помочь изучение инвентаризационных описей и личное ознакомление с имеющимися в избытке товарами.

На основе анализа причин затоваривания  или недостатка товаров должны разрабатываться  мероприятия по упорядочению товарных запасов. К ним относятся: перераспределение товаров между потребительскими обществами и магазинами; продажа избыточных товаров за пределами района; уценка товаров и т.д., а также меры, направленные на развитие активных форм розничной торговли (организация выставок-продаж отдельных товаров, вывоз товаров на ярмарки).

4. Анализ оборачиваемости  товаров

Оборачиваемость товаров:

1) процесс постоянного обновления  и замены товаров, движения  товаров в сфере обращения,  образования и реализации товарных запасов.

2) показатель, характеризующий скорость  оборота товаров, их движение  в сфере обращения, от производителя  к потребителю через торговлю.

В соответствии с Инструкцией Госкомстата  РФ [18] под розничным товарооборотам понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:

· Юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и организацию  общественного питания.

· Физическим лицам, осуществляющими  продажу товаров на вещевых, смешанных  и продовольственных рынках.

Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и  общественного питания.

В розничной торговли объектами  изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.

Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.

Характеристика товарооборота  по выделенным признакам дана на рис. 7.1, где предоставлена обобщенная группировка различных видов  товарооборота на предприятии.

Состав товарооборота можно анализировать и по другим, соответствующим специфики предприятия, признакам.

Анализ товарооборота проводится не только на уровне предприятия, но и  на макро-уровне статическими органами.

Анализ товарооборота по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия, оценки выбранной ценовой и товарной политики.

Анализ товарооборота по структуре  позволяет `Вычертить' жизненный цикл товара и определить стадию, на которой  находится товар, принять меры к  снижению потерь, связанных со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения по формированию ассортиментного портфеля.

Анализ общего объема и структуры  товарооборота на федеральном уровне имеет целью установить конъюнктурные  колебания, соотнести их со стадиями экономического цикла и принять меры государственного регулирования экономикой.

Источниками информации для анализа  товарооборота являются статистическая отчетность, первичные бухгалтерские  документы.

Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно - денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручку и расходы, произведенные из выручки (квитанции учреждений банков, почтового отделения, приходно - кассовые ордера и т.д.).

На основании товарно - денежного  отчета розничный товарооборот определяется как сумма:

1. Выручки, с данной в учреждения  банков, на почту или в кассу  своего предприятия;

2. Хозяйственных расходов, произведенных  из выручки. 

Отметим три важных момента, прежде чем приступим к вычислению оборачиваемости.

1. Если у компании нет запасов,  то нет смысла вычислять оборачиваемость:  например, мы торгуем услугами (содержим  салон красоты или даем консультации  населению) или осуществляем поставки  покупателю со склада поставщика, минуя свой собственный склад (например, книжный интернет-магазин).

2. Если мы неожиданно для себя  реализовали какой-то крупный  проект и продали необычно  большую партию товара под  заказ покупателя. Например, компания  выиграла тендер на поставку отделочных материалов в строящийся рядом торговый центр и под этот проект завезла на склад большую партию сантехники. В таком случае товары, поставленные под этот проект, не должны приниматься в расчет, так как это была целевая поставка уже проданного заранее товара.

3. Все подсчеты по оборачиваемости  необходимо проводить в закупочных  ценах. Товарооборот считается  не по цене реализации, а по  цене закупленного товара.

5. Пути ускорения оборачиваемости  товаров

В условиях рыночной экономической системы смешанного типа основной целью предпринимательства является извещение прибыли в процессе осуществления розничной хозяйственной деятельности, в том числе и торговли. Поэтому планирование прибыль - исходная часть всей плановой работы торговой организации (предприятия). В зависимости от плановой суммы прибыли ограничивается объем розничного товарооборота, потребность в экономических ресурсах, необходимых для достижения намеченной величины прибыли.

Планирование прибыли, как правило, осуществляется в условиях самых различных ограничений, к числу которых можно отнести ограничение финансовых возможностей потребностей конкуренция на рынке товаров и услуг, наличие у предприятия оборотных средств торговых площадей.

Успешное выполнение товарооборота  во многом зависит от современного контроля над ходом его выполнения, от анализа оперативных данных.

Анализ товарооборота необходимо проводить по семидневкам и за каждый день, используя оперативные  данные.

Фактический товарооборот через каждые семь дней нарастаемым итогом с начало месяца сопоставляется с планом, затем выясняются причины отклонения. Результаты оперативного анализа должны исполняться руководящими работниками для принятия мер по обеспечению выполнения плана товарооборота.

При анализе выполнения плана товарооборота целесообразно определить коофицент ритмичности. Наиболее простым является отношение числа периодов, за которое план выполнен во всех изучаемых периодах (кварталах, месяцах).

Анализ не будет выполнен, если не сравнить выполнения плана за ряд  лет, т.е. не установить динамику товарооборота. Она позволяет выявить тенденции в развитии торговли, выполнении пятилетних и других планов.

Успешное выполнение плана розничной  торговли и организации бесперебойной  продажи товаров в необходимом  количестве и разнообразном ассортименте. Важнейшими задачами анализа поступления товаров является:

1. Оценка выполнения плана товарного  обеспечения в общем объеме  по ассортименту;

2. Планомерности завоза товаров  в торговую сеть и оценка  выполнения договорных обязательств  поставщиками;

3. Выявление возможностей изысканий  и вовлечение в товарооборот  местных ресурсов.

Поступления и реализация товаров  представляют собой два взаимосвязанных  и взаимно способных показателя розничной торговли. Рост продажи  товаров может вызвать увеличение их поступления, что в свою очередь служит объективной предпосылкой для увеличения товарооборота. Выполнение плана поступление товаров анализируется в такой последовательности:

- Общая характеристика выполнения  плана поступления товаров;

- Выполнение договорных обязательств поставщиками;

-Выполнение плана поступление  товаров по фондам, выполнение  плана постановления товаров  из местных товарных ресурсов;

-Выполнение плана снабжения.

Приступая к анализу плана поступления  товаров, необходимо, прежде всего, определить в целом и по отдельным товарным группам взаимосвязь товарных ресурсов и реализации. Как уже оказалось, ее можно установить по данным товарного баланса.

Большое значение имеет проверка события  договоров поставки товаров отдельными партиями. Невыполнение договоров поставки товаров может произойти как по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту или качеству поставленных товаров, срокам отгрузки и другим условиям поставки), так по вине торговых предприятий и организаций (несвоевременное представление поставщикам разнарядок и заявок, отказ от заказных товаров.).

Информация о работе Анализ товарных запасов