Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, курсовая работа
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения.
Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество.
1. Демографические причины — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы изучения безработицы ……………………………...5
1.1. Понятие, причины и виды возникновения безработицы…………………5
1.2. Показатели, характеризующие безработицу………………………………7
1.2.1. Уровень безработицы……………………………………………………..7
1.2.2. Кривая Филлипса……………………………………………………….…9
1.2.2. Средняя продолжительность безработицы…………………………......11
1.2.4. Показатели структуры безработицы…………………………………….11
2. Анализ структуры и динамики безработицы в РФ за период 2005-2010гг.12
3. Государственная политика занятости……………………………………….16
3.1. Сущность, принципы, виды политики занятости………………………...16
3.2. Программа содействия занятости населения……………………………..19
3.3.Государственная служба занятости населения и ее функции…………….20
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..26
Основные принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретный исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:
1)
развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защита
2)
обеспечение равных
3)
поддержка трудовой и
4)
создание условий,
5)
обеспечение социальной защиты
в области занятости,
6)
сочетание местных мер с
7)
координация мер по занятости
с деятельностью по другим
направлениям экономической и
социальной политики, включая социальное
обеспечение, предупреждение
8)
поощрение работодателей,
9)
предупреждение массовой и
10)
координация в этой области
деятельности государственных
11)
обеспечение занятости
Указанные
принципы государственной политики
в области занятости отражают
единство и дифференциацию трудового
законодательства и многие основные
принципы трудового права. На них
ориентируются также при
Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная
политика занятости (активная политика
на рынке труда) — это: совокупность
правовых, организационных и
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение
активной государственной политики
занятости населения
3.2. Программа содействия занятости населения
Государственная программа содействия занятости населения: 1) один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода; 2) официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год.
ГПСЗН может быть: • федеральной; • региональной - республиканской в составе Российской Федерации, краевой, областной, городов Москвы и Санкт-Петербурга (т.е. субъекта Федерации); • районной и городской.
Федеральная
программа содействия занятости
населения разрабатывается
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в русской Федерации на базе работающих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость людей. Она не может, как ранее, осуждаться обществом либо служить основанием для привлечения человека к административной либо уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Конкретно эта категория населения обязана находиться в поле зрения страны, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.
Соответственно необходимо решать делему организации учета незанятого населения, нужно из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в таковой ситуации вынуждено.
Законодательство
предугадывает обязанность
Государственная
служба занятости является структурой
особых государственных органов, призванных
обеспечить координацию, решение вопросов
занятости населения, регулировать
спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки, оказании
социальной поддержки безработным.
Сервисы предоставляются
Функции службы занятости многообразны:
1.
анализ и прогнозирование
2. учет свободных рабочих мест
и людей, обращающихся по
3.
консультация обращающихся в
службу занятости трудящихся
и работодателей о
4.
оказание помощи гражданам в
выборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе нужных работников;
Для людей, потерявших работу
и заработок, подходящей
5.
организация профессиональной
6.
оказание услуг в
7.
регистрация безработных и
8.
оплата стоимости
9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10.
подготовка предложений и
11.
разработка республиканских и
региональных программ
Динамика численности незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения за период 2006-2010гг.
годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Численность | 95% | 95% | 90% | 115% | 122% |
( в процентах к предыдущему году)
Информация о работе Анализ структуры и динамики безработицы в России в 2005-2010 годах