Анализ структуры и динамики безработицы в России в 2005-2010 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения.

Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Причины такого явления в экономике, как безработица, крайне разнообразны, и их имеется огромное количество.

1. Демографические причины — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы изучения безработицы ……………………………...5

1.1. Понятие, причины и виды возникновения безработицы…………………5

1.2. Показатели, характеризующие безработицу………………………………7

1.2.1. Уровень безработицы……………………………………………………..7

1.2.2. Кривая Филлипса……………………………………………………….…9

1.2.2. Средняя продолжительность безработицы…………………………......11

1.2.4. Показатели структуры безработицы…………………………………….11

2. Анализ структуры и динамики безработицы в РФ за период 2005-2010гг.12

3. Государственная политика занятости……………………………………….16

3.1. Сущность, принципы, виды политики занятости………………………...16

3.2. Программа содействия занятости населения……………………………..19

3.3.Государственная служба занятости населения и ее функции…………….20

Заключение………………………………………………………………………24

Список используемой литературы……………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.14 Кб (Скачать)

      Основные  принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретный исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:

      1) развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защита национального  рынка труда;

      2) обеспечение равных возможностей  всем гражданам Росси-и в реализации  их права на добровольный труд  и свободный выбор занятости,  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения  и отношения к религии;

      3) поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

      4) создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

      5) обеспечение социальной защиты  в области занятости, проведение  специальных мероприятий, способствующих  обеспечению занятости граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите и испытывающих трудности  в поиске работы;

     6) сочетание местных мер с централизованными  в области занятости;

      7) координация мер по занятости  с деятельностью по другим  направлениям экономической и  социальной политики, включая социальное  обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение  доходов;

      8) поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места;

      9) предупреждение массовой и сокращение  длительной (более одного года) безработицы;

      10) координация в этой области  деятельности государственных органов  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и реализации  мер по обеспечению занятости  населения и контроля за ним;

      11) обеспечение занятости малочисленных  народов и народностей с учетом  национальных особенностей их  хозяйственной и культурной деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;

      Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового  законодательства и многие основные принципы трудового права. На них  ориентируются также при правотворчестве  и правоприменении норм по обеспечению  занятости.

      Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную  активную и пассивную политику занятости.

      Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических  мер, проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы мероприятия, связанные с предупреждением  и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск  и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация  новых рабочих мест через систему  общественных работ.

      В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и  др.

      Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий  безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты  — социального пособия, а также  выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает  предоставление услуг по подбору  рабочего места через государственную  службу занятости. Часто применяют  термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает  материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в  первом варианте, услуги по подбору  рабочих мест.

      Внешне  оба этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

      Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития. 

    3.2. Программа содействия занятости населения

       Государственная программа содействия занятости населения: 1) один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода; 2) официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год.

     ГПСЗН может быть: • федеральной; •  региональной - республиканской в  составе Российской Федерации, краевой, областной, городов Москвы и Санкт-Петербурга (т.е. субъекта Федерации); • районной и городской.

     Федеральная программа содействия занятости  населения разрабатывается Министерством  экономики Российской Федерации  с участием федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и  является составной частью федеральных  целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики; она содержит мероприятия, которые могут быть осуществлены лишь на федеральном уровне управления либо на основе межрегионального взаимодействия (т.е. требуют соответствующей координации). 

    1. Государственная служба занятости населения и  ее функции

  Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в русской Федерации на базе работающих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.

  В связи с этим, нового определения  потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость людей. Она  не может, как ранее, осуждаться обществом  либо служить основанием для привлечения  человека к административной либо уголовной  ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который  ищет работу. Конкретно эта категория  населения обязана находиться в  поле зрения страны, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное  право на труд.

  Соответственно необходимо решать делему организации учета незанятого населения, нужно из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в таковой ситуации вынуждено.

  Законодательство  предугадывает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новейших принципов, определяющих правила поведения гражданина и  страны на рынке труда: не правительство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а конкретно в  Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у  страны наступает - 11 - обязанность в  течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении  этого периода предложений о  подходящей работе нет, то он приобретает  статус безработного и начинает получать государственное пособие.

  Государственная служба занятости является структурой особых государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Сервисы предоставляются службой  занятости бесплатно.

  Функции службы занятости многообразны:

  1. анализ и прогнозирование спроса  и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

   2. учет свободных рабочих мест  и людей, обращающихся по вопросам  трудоустройства; Для эффективного  воплощения этих задач нужно  комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью.

  3. консультация обращающихся в  службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях,  предъявляемых к профессиям и  работникам;

  4. оказание помощи гражданам в  выборе подходящей работы, а работодателям  - в подборе нужных работников; Для людей, потерявших работу  и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной  подготовке, учитывающая возраст,  трудовой стаж и опыт по  прежней специальности, транспортную  доступность нового рабочего  места. 

  5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  людей в учебных центрах службы  занятости либо остальных учебных  заведениях, оказание помощи в  развитии и определении содержания  курсов обучения и переобучения;

  6. оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и  иным категориям населения; в  связи с этим нужна разработка  новой концепции развития системы  профориентации, обхватывающей все  категории населения, определения  статуса разных звеньев данной системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

  7. регистрация безработных и оказание  им в пределах собственной  компетенции помощи; В законе  определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый  человек, по отношению к которому  правительство не сумело выполнить  собственных обязательств, то есть  не предоставило работы.

  8. оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки людей,  трудоустройство которых просит  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии; 

  9. выдача в установленном законе  порядке гражданам пособия по  безработице и приостановление  выплаты этих пособий; 

  10. подготовка предложений и заключений  об использовании труда иностранных  рабочих, привлекаемых в РФ  на базе межправительственных  соглашений и лицензий;

  11. разработка республиканских и  региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности разных групп населения. 

  Динамика  численности незанятых граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения за период 2006-2010гг.

  
годы 2006 2007 2008 2009 2010
Численность 95% 95% 90% 115% 122%

    ( в процентах к предыдущему году)

                                                                    Таблица 4. 
 

Информация о работе Анализ структуры и динамики безработицы в России в 2005-2010 годах