Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является проведение общего анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Региональный склад «Уралгидравлика» и выработка направлений ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, сущность, задачи и виды анализа;
- рассмотреть методику оценки показателей прибыли, рентабельности, деловой активности и безубыточности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…….……5
1.1. Сущности и задачи анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия……………………………………...……..5
1.2. Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности
Предприятия……………………………………………………...…….7
1.3. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности
Предприятия…………………………………………………………..11
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………...……28
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации.28
2.2. Финансовые ресурсы. Анализ внеоборотных и оборотных
активов организации………………………………………...………..32
2.3. Оценка финансового состояния организации………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...................................……………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЗ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…...…..47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа экон.анализ.doc

— 614.00 Кб (Скачать)

                               П = – , (9) 

     где – средняя цена единицы продукции в отчетном периоде.

     Сумма прибыли за отчетный период рассчитывается по формуле (10): 

                                         П = – , (10) 

     где – средняя себестоимость в отчетном периоде.

     Далее определяется изменение прибыли  за счет влияния следующих факторов:

  • объема реализации продукции: = П – П ;
  • структуры товарной продукции: = П – П ;
  • отпускных цен: = П – П ;
  • себестоимости реализованной продукции: = П – П .

     Далее проводятся результаты расчетов, анализируются полученные коэффициенты и сравниваются с рассматриваемыми периодами.

     Факторная модель прибыли от реализации отдельных  видов продукции  представлена в формуле (11): 

            П = Vрп *(Ц – С ),                                       (11) 

     где Vрп – объем реализованной продукции;

            Ц – средняя цена единицы продукции;

            С – средняя себестоимость единицы продукции.

     Для удобства расчета суммы прибыли  по каждому виду продукции составляются и используются таблицы.

     Используя формулу (11), можно рассчитать величину прибыли по отдельным видам продукции.

     Далее необходимо определить влияние каждого фактора на величину прибыли. В данном случае используется следующая методика расчета влияния факторов.

     Расчет  влияния факторов на изменение суммы  прибыли от реализации выбранной  продукции следующий:

  • объема реализации продукции: ∆ Пц = (Ц i1 – Ц i0)*Vрп i1;
  • отпускных цен: ∆ Пц = (Ц i1 – Ц i0)*Vрп i1;
  • себестоимости реализованной продукции: ∆ Пс = –(C i1 – C i0)*Vрп i1;

     Далее определяется изменение общей суммы прибыли по формуле: 

       = П i1 – П i0                                             (12) 

     Факторный анализ прибыли от реализации по выбранным  видам продукции требует проведения соответствующих выводов.4

     Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные, которая рассчитывается по формуле (13): 

     Пдно = Ппр ± Содр ± Свдр,                                        (13) 

     где Содроперационные доходы и расходы;

           Свдрвнереализационные доходы и расходы.

     Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей и рассчитана по формуле (14): 

     Под = Пдно – Н,                                                    (14)

где Н – сумма налогов.

     Чистая  прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов. Рассчитывается по формуле (15): 

     Пч = Под ± Чдр,                                                   (15) 

     где Чдрчрезвычайные доходы и расходы.

     На  предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Итак, значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

     Для оценки эффективности работы предприятия  недостаточно использовать только показатели прибыли. Поэтому анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия обусловлен еще и такими показателями как рентабельность, деловая активность и безубыточность.

     Перейдем  к анализу рентабельности предприятия.

     Рентабельность – один из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более полно, чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.

     Основные  задачи анализа рентабельности заключаются  в следующем:

    • изучить динамику уровня прибыли;
    • оценить выполнение плана по уровню рентабельности;
    • определить влияние на изменение уровня рентабельности отдельных факторов;
    • сделать выводы и предложения по результатам проведенного анализа.

     Рентабельность  отражает способность предприятия генерировать прибыль на вложенный собственный капитал и имеющиеся у организации активы.

     Показатель рентабельности – это относительный показатель, в числителе которого стоит прибыль (одна из разновидностей прибыли), а в знаменателе – объем того ресурса или вида затрат, эффективность использования которого определяется. Рентабельность считается в процентах и в общем виде показывает, сколько копеек прибыли получено на 1 рубль использованных ресурсов или осуществленных затрат.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;
  • показатели, характеризующие прибыльность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню. Все показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

     Коэффициенты  рентабельности характеризуют прибыльность деятельности предприятия, рассчитываются как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции.

     Различают рентабельность производства, продукции, оборота (продаж), совокупных активов, внеоборотных активов, оборотных активов, собственного оборотного капитала, собственного капитала, издержек.

     Далее важно рассмотреть уровень рентабельности продукции, исчисленной в целом по предприятию. Факторная модель этого показателя представлена в формуле (16) и имеет следующий вид: 

      ,                                      (16) 

     Расчет  влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом  по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблицы 1: 

     Р = ; Р = ;

     Р = ; Р = ; Р = . 

     Для того чтобы проанализировать рентабельность в целом по предприятию, необходимо дать общую оценку изменения рентабельности, представленную в формуле (17): 

      Р = Р – Р ,                                             (17) 

     Далее определяется изменение рентабельности за счет влияния следующих факторов:

  • объема реализации продукции: = Р – Р ;
  • структуры товарной продукции: = Р – Р ;
  • отпускных цен: = Р – Р ;
  • себестоимости реализованной продукции: = Р – Р .

     Далее проводятся результаты расчетов, анализируются  полученные коэффициенты и сравниваются с рассматриваемыми периодами.

     Затем следует провести факторный анализ рентабельности по отдельным видам продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. Формула (18) для расчета следующая: 

      ,                                     (18) 

     Расчеты производятся по каждому виду товарной продукции, после чего составляется обобщенная таблица, из которой видно, какие виды продукции более рентабельные, как изменился уровень рентабельности и какие факторы на это повлияли.

     Изучая  показатели рентабельности, следует  произвести факторный анализ рентабельности оборота (продаж). Детерминированная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, представлена в формуле (19) и имеет следующий вид: 

      ,                                     (19) 

     Далее определяется изменение уровня рентабельности за счет влияния определенных факторов и производятся соответствующие выводы.

     Важным  является изучение уровня рентабельности (оборота) продаж отдельных видов продукции, который зависит от среднего уровня цены и себестоимости продукции и представлен в формуле (20): 

      ,                                    (20)

     Итак, анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную  деятельность, вскрыть резервы повышения  ее эффективности и разработать  систему мер по использованию данных резервов. И поэтому показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности.5

     Изучая  вопрос об эффективности финансово-хозяйственной  деятельности необходимо также рассмотреть  деловую активность предприятия.

     Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики коэффициентов оборачиваемости, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

     Деловая активность предприятия измеряется с помощью системных количественных и качественных критериев.6

     Качественные  критерии:

  • широта рынков сбыта внутренних и внешних;
  • деловая репутация предприятия;
  • конкурентоспособность предприятия;
  • наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции.

     Данные  критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами конкурентов, действующих в отрасли и сфере  бизнеса.

     Количественные  критерии характеризуются абсолютными и относительными показателями.

     Среди абсолютных показателей необходимо выделить:

  • объем продаж готовой продукции, работ, услуг;
  • прибыль;
  • величину авансируемого капитала.

     Целесообразно сравнить эти параметры динамики за ряд периодов. Оптимальное соотношение  между ними представлено в неравенстве (21): 

     ТП > ТВ > ТА > 100%,                                    (21) 

     где ТП – темп роста прибыли;

            ТВ – темп роста выручки от продаж товаров, работ, услуг;

            ТА – темп роста активов.

     Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы, имущество предприятия использоваться более рационально. Однако на практике даже у стабильно работающих предприятий возможны отклонения от указанного соотношения показателей.

     Показатели  деловой активности предприятия – это показатели скорости оборачиваемости активов. Данные показатели являются главными показателями оценки эффективности использования оборотных средств. Они наиболее полно отражают степень использования оборотных средств.

Информация о работе Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий