Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:53, реферат
В конце ХIХ – начале ХХ вв. Западная цивилизация находилась в процессе бурного возрастания противоречий, связанных с промышленным развитием и последствиями картелизации производства. Они особенно коснулись США, где финансовый капитал расширял зоны своего влияния, а издержки промышленной концентрации перекладывались на потребителей, фермеров, рабочих.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
экономической теории и истории
экономических учений
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
«Американский институционализм»
Выполнила:
Проверил:
Минск
2010
В конце ХIХ – начале ХХ вв. Западная цивилизация находилась в процессе бурного возрастания противоречий, связанных с промышленным развитием и последствиями картелизации производства. Они особенно коснулись США, где финансовый капитал расширял зоны своего влияния, а издержки промышленной концентрации перекладывались на потребителей, фермеров, рабочих.
В
этих условиях в американской науке
сформировалась группа ученых, которые
основали новое течение – институционали
Ученые поставили под сомнение выводы неоклассического направления и исходя из идеи развития определили задачу изучения сущности действительных явлений и исследования причин их эволюции.
Институционализм выделяется в особое течение экономической науки вследствие своей оригинальной методологии, для которой характерно использование социальной психологии, сосредоточение особого внимания на политических и социальных институтах, эволюционизм.
По мнению институционалистов, экономическая наука занимается проблемами цен и конкуренции исходя из рациональной психологии человека. При этом важным является изучение не равновесия, а конфликта между человеческими коллективами.
Институты – это разного рода социальные явления (налоги, семья, государство, профсоюзы, конкуренция, частная собственность, финансовая система) или лежащие в их основе различного рода психологические, правовые, этические и другие явления (обычаи, институты, привычки). Институты – это как бы словесный символ для описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для группы или обычаем для народа.
В институционализме прослеживаются два исходных начала: критическое, которое находит выражение негативном отношении к свободному предпринимательству и бизнесу, и позитивное, которое воплощается в стремлении к модернизации существующего строя.
В зависимости от особенности подхода выделяют:
Лидер институционализма - Торстейн Веблен. Своеобразием его методологии является разработка специфического варианта социального дарвинизма. Веблен, исходя из того, что человек в своей деятельности (в том числе хозяйственной) руководствуется подсознательными инстинктами, пытается объяснить социально-экономические явления. Он считает, что жизнь человека в обществе точно так же, как жизнь других видов, есть борьба за существование и, следовательно, представляет собой процесс отбора и приспособления, а эволюция общественной структуры есть процесс естественного отбора институтов.
Согласно Веблену, институты определяют непосредственные цели, руководящие поведением людей. Когда они совпадают с конечными целями, вытекающими из инстинктов, то обязательно складываются удовлетворительные и социальные условия и экономические условия. Институты подвержены изменениям.
Уэсли Клэр Митчелл известен как исследователь промышленного цикла. Он показал, что можно подойти по-новому к экономическим проблемам и утверждал, что цифры могут использоваться для уяснения проблем раскрытия причинных связей, установления соотношения между элементами нашего знания.
Главную
задачу экономиста Митчелл видел
в сборе и обобщении
Институциональный подход проявляется у Митчелла в размышлениях о природе человека и его денежном интересе. Его понятие институтов как образцов и норм поведения, коренящихся в действиях и мышлениях людей, является основой объяснения «искусства делать деньги и тратить их».
Митчелл является сторонником идеи планирования, создания системы страхования от безработицы, идеи соответствия роста заработной платы росту выработки.
Влияние Митчелла на общественную мысль США было велико. Он явился создателем нового эмпирического направления в институционализме, внес существенный вклад в методологию статистики.
Джон Коммонс . Его понимание институционализма отличалось от концепции Веблена. У Коммонса это коллективные действия, направленные на контроль над действием индивидуальным, а его теория – это теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действия.
Особенностью методологии Коммонса является то, что он отдавал предпочтение психологическим категориям, среди которых власть, принуждение и т.д. На этой основе он разработал «волевую» психологию переговоров, в которой важную роль играет идея «согласия». Переговоры (как процесс улаживания различных экономических отношений между людьми) ведут к сделке. Понятие сделки проникает в право, политическую экономию, этику, в нем отражается вся экономика.
Поэтому он считал, что политэкономия – это наука о человеческой культуре, а ее основное понятие есть понятие сделок, в которых общественные оценки стоимости благ являются средством обеспечения стабильности общества.
По мнению Коммонса, нет перегородок между политэкономией, этикой и правом. В связи с этим Коммонс трактует экономические категории стоимости, издержек как непосредственно связанные с навыками, обычаями, убеждениями.
Наибольшую
известность получил вклад
Таким образом, его выводы сводились в конечном счете к применению интересов и установлению гармонии на основе доброй воли.
Список использованных источников: