Внебюджетные экологические фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:59, контрольная работа

Краткое описание

Важным элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

Оглавление

Внебюджетные государственные экологические фонды.
Источники международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 49.00 Кб (Скачать)
  1. Внебюджетные государственные экологические фонды.

Важным  элементом экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды являются экологические фонды, которые включают Федеральный экологический фонд Российской Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Российской Федерации и местные фонды. Практика существования экологических фондов доказала экономическую целесообразность их деятельности, роль которой особенно возрастает в условиях жесточайшего дефицита финансирования охраны окружающей среды.

 

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных фондов.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

 

- внебюджетные государственные фонды,  источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а тж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Экологические фонды образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Главным источником фондов является совокупность платежей, рассмотренная выше. Основные поступления обеспечиваются платой за загрязнение природной среды. Кроме этого определенная часть  фондов складывается из:

  • средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам и от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения, а также сумм от реализации конфискованных орудий незаконного промысла и добытой с их помощью продукции;
  • доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности, использования рекреационных мероприятий, а также доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий;
  • добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан.

Литература:

http://www.ecocommunity.ru

www.wikipedia.ru

Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001

Экологический словарь, 2003

Юридический словарь, 2005

 

  1. Источники международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

В настоящее время международное  экологическое право насчитывает  более 1500 многосторонних универсальных (глобальных) и региональных конвенций (соглашений, договоров, протоколов) и  свыше 3000 двусторонних договоров, касающихся прямо или косвенно экологических  проблем.

В последней четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Такая потребность вызвана:

  • глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя);
  • трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;
  • международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);
  • невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны.

Основные направления международного сотрудничества:

– сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью  и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия; 
– оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой обусловлены антропогенными причинами; 
– сохранение важнейших природных объектов, обеспечение сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного функционирования биосферы; 
– создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий.

Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной  среды:

– парламентское сотрудничество –  координация законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем;

– взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) в  реализации международных экологических программ;

– сотрудничество «конвенционного  типа», предусматривающее единый подход различных государств к решению экологических проблем;

– международный экологический  мониторинг важнейших природных систем и объектов;

– научно-техническое сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий;

– проведение международных экологических  форумов под эгидой ООН и ее структур;

– заключение договоров и других видов международных соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации  природоохранных мероприятий отдельных  стран.

Таким образом, важнейшим  направлением международного сотрудничества является международная правовая охрана окружающей среды, а основным инструментом – международное экологическое  право, т.е. система правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, политику мирового сообщества в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической  безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества.

Основные источники международного экологического права

Отдельные межгосударственные соглашения, касающиеся главным образом  использования и сохранения ресурсов животного мира, были приняты еще  в конце XIX в. Например, в 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли совместную декларацию об охране птиц, а в 1897 г. Россия, Япония и США заключили соглашение об охране морских котиков в Тихом океане.

В 1913 г. в Берне состоялась конференция по международной охране природы, организованная учеными Австралии, Аргентины, Великобритании, Норвегии, России, США, Франции и ряда других стран. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война и последующие события в мировой политике надолго отложили решение этой проблемы.

Современные международно-правовые экологические нормы разрабатывает  созданная в 1954 г. Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные органы.

Резолюции международных  организаций и конференций, международные  договоры, соглашения, конвенции, протоколы  и т.п. являются основным правовым инструментом.

В резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН (1962 г.) «Экономическое развитие и охрана природы» отмечены следующие три важные положения в области охраны природы.

1. Целостное рассмотрение  совокупности природной среды  – природных ресурсов, животного  и растительного мира.

2. Более широкая трактовка  термина «охрана природы» как  «охрана окружающей среды» (в  международном научно-политическом  лексиконе появился термин environment – окружающая среда).

3. Необходимость сочетания  экономического развития с интересами  охраны окружающей природной  среды.

Международным сообществом  приняты следующие важные политические документы, в которых проблемы мира и безопасности сочетаются с вопросами  охраны окружающей среды.

«Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» (1963 г.).

«Договор о нераспространении  ядерного оружия» (1968 г.).

«Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения» (1971 г.).

«Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении» (1972 г.).

«Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования  средств воздействия на природную  среду» (1977).

Первая международная  экологическая конференция –  Стокгольмская конференция ООН  по окружающей среде (1972 г.) – приняла «Декларацию принципов» по основным экологическим проблемам человечества, рассчитанную на перспективу. День открытия этой конференции (5 июня) стал Всемирным днем охраны окружающей среды.

Среди принятых конференцией принципов и резолюций следует  отметить следующие:

– право человека на благоприятные  условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести  достойную и процветающую жизнь; 
– необходимость сохранения природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений («природные ресурсы не собственность нынешнего поколения, а взяты в долг у будущих поколений»);

– необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества и взаимопомощи;

– суверенность прав государств на разработку собственных природных  ресурсов при одновременной ответственности  этих государств за ущерб, наносимый  окружающей среде; 
– ответственность государств за то, чтобы деятельность, осуществляемая на территории, находящейся под их юрисдикцией, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий, находящихся за рамками национальной юрисдикции.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН образовала постоянно действующий орган по охране окружающей среды – Программу ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme – UNEP), который стал основным координатором разработки международной стратегии охраны биосферы Земли, обеспечения международной экологической безопасности.

Нормы международного экологического права основываются на Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и Пакте о гражданских и политических правах человека, принятом в 1976 г. В основу современного международного экологического права и экологического законодательства отдельных стран легли права любого человека на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду, право на жизнь в условиях мира и право на общее наследие человечества, каким является природа Земли.

К важнейшим международно-правовым документам по охране окружающей природной  среды относятся резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений (1980 г.) и Всемирная хартия охраны природы (1982 г.).

Международная комиссия ООН  по окружающей среде и развитию –  МКОСР (World Commission on Environment and Development – WCED), созданная в 1983 г., занялась изучением взаимосвязи экологических и социальных проблем в разных регионах планеты, прежде всего в развивающихся странах, и предложила мировому сообществу свод правовых принципов охраны окружающей природной среды.

Объектами международного природоохранного сотрудничества стали  природные системы, которые не входят в юрисдикцию отдельных государств (рис. 1). Договоры по этим объектам составляют значительную часть международного природоохранного законодательства.

Рис.1. Основные объекты международного экологического сотрудничества

Основные международные правовые документы

По космосу

«Декларация правовых принципов деятельности по использованию космического пространства» (1963 г.).

Информация о работе Внебюджетные экологические фонды