Уничтожение или повреждение лесных насаждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ состава преступления в сфере лесопользования, закрепленного в ст. 260 УК РФ с выявлением проблем их уголовно-правовой регламентации и некоторых вопросов квалификации.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..1

1.Объект преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ ……….3
2.Объективная сторона …………………………………………………….8
3.Субъект ………………………………………………………………….14
4.Субъективная сторона ………………………………………………….16
5.Отграничение незаконной рубки лесных насаждение от административных правонарушений и преступлений против собственности …………………………………......................................18
Заключение …………………………………………………………………20

Литература ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

    Деревья, кустарники и лианы, запрещенные  к порубке, определены в Правилах отпуска древесины на корню в  лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г.

    Кроме того, не подлежат рубке деревья, кустарники и лианы других ценных и редких пород по перечням, утверждаемым органами государственной власти субъектов  РФ, в том числе занесенные в  Красную книгу РФ и Красные  книги субъектов РФ. 
 
 
 

    2. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА 

    Уголовная ответственность за противоправные посягательства на лесные насаждения предусмотрена законодателем в  ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 1 указанной статьи незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан признается уголовно наказуемым деянием в случае ее совершения в значительном размере.

    С объективной стороны рассматриваемое  преступление состоит в незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

    Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и  лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданным с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете или ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными правовыми актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда 7. Порубка является незаконной, если она осуществляется: а) без заключения договоров аренды на использование лесов; б) без заключения договоров купли-продажи лесных насаждений; в) с нарушением указанных договоров; и т.п.

    Кроме того, незаконной признается рубка  деревьев, кустарников и лиан, запрещенных  к рубке Правилами отпуска  древесины на корню в лесах  Российской Федерации.

    Вторая  форма деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 260, выражается в повреждении деревьев, кустарников, лиан до степени прекращения роста. Под ней понимается совершенное любым способом причинение такого вреда деревьям, кустарникам, лианам, который явился причиной остановки их дальнейшего развития и роста.

    Повреждение до степени прекращения роста  может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которые  нарушают способность деревьев, кустарников  и лиан к продолжению роста. Оно  может быть при наезде транспортным средством на насаждения, рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, возведении хозяйственных сооружений и т.п.

    Законодатель  в качестве обязательного признака объективной стороны основного состава преступления предусмотрел конкретные общественно опасные последствия, которые согласно примечанию к ст. 260 УК РФ представляют собой причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам ущерб в значительном размере.

    Установление значительного размера ущерба, причиненного незаконной рубкой, имеет значение при определении момента окончания преступления; при решении вопроса о дифференциации уголовной ответственности в зависимости от объема и характера вреда, причиняемого незаконной рубкой лесных насаждений, а также при оценке наличия возможности освобождения виновного лица от уголовной ответственности на основании ст. 75 УК РФ. Ущерб, причиняемый преступлением, выступает одним из главных критериев общественной опасности, следовательно, его размер как признак состава преступления влияет на индивидуализацию уголовного наказания.

    Поскольку ущерб в рамках состава преступления имеет особое значение, то возникает  необходимость его верного терминологического, логического и лексического толкования, что послужит основой для правильной квалификации общественно опасного деяния 8.

    Согласно  правилам законодательной техники  в статье Особенной части уголовного закона должны быть указаны критерии вреда, причиняемого преступлением, либо признаки состава конкретного преступления должны быть сформулированы таким образом, чтобы характер ущерба без труда выяснялся в результате толкования уголовно-правовых предписаний.

    При конструировании ст. 260 УК РФ законодатель в целом избрал правильный подход к описанию последствий преступления, указав в примечании к статье, что значительным размером признается ущерб, превышающий десять тысяч рублей, а для его определения следует обращаться к таксам, утвержденным Правительством Российской Федерации. На первый взгляд у правоприменителя, благодаря такой редакции статьи, не должно возникать проблем при установлении общественно опасных последствий преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.

    Однако  ситуация складывается несколько иначе. В настоящее время на практике возникает немало сложностей при установлении размера ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений. Судебная практика в этой части достаточно противоречива.

    Так, по одному из уголовных дел суд, принимая решение в отношении С., обвиняемого  в совершении преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ, определил размер ущерба за порубку 34 деревьев, исходя из цены реализации дров, тогда как следовало исчислить в соответствии со специальными таксами 9.

    В ряде случаев суды, напротив, не соглашаются  с органами предварительного следствия, которые при установлении суммы причиненного ущерба руководствуются Постановлением Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" 10.

    Например, С. обвинялся в том, что 18 августа 1998 г. совершил незаконную порубку 8 дубов Елховского лесничества Красноярского лесхоза Самарской области в лесах 1-й группы с причинением государственному лесному фонду ущерба в значительном размере - на сумму 3248 руб., т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ.

    Судом уголовное дело в отношении С. было прекращено в связи с отсутствием  в его действиях состава преступления. В обоснование принятого решения  суд указал, что ущерб, причиненный  порубкой, не может быть признан  значительным. Согласно протоколу о лесонарушении стоимость древесного дуба составляет 65,5 руб. за 1 куб. м. Органами предварительного следствия С. обвинялся в незаконной порубке 8 дубов общим объемом 2,8 куб. м. Таким образом, действительный ущерб лесному хозяйству составляет 183,4 руб. Тогда как указанная в обвинении 20-кратная сумма, равная 3248 руб., является экономической санкцией за ущерб лесному хозяйству, а не действительной суммой ущерба 11.

    Несколько иное обоснование принятого в  апреле 2002 г. решения привел суд в постановлении об оставлении без удовлетворения жалобы ФГУ "Вельский лесхоз" о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Н. и К. по ч. 1 ст. 260 УК РФ.

    Отказывая в удовлетворении жалобы, суд исходил  из того, что таксы, утвержденные Постановлением Правительства от 21 мая 2001 г. N 388, применяются лишь в гражданско-правовых отношениях и не могут быть использованы при определении значительного ущерба за незаконную порубку деревьев, ответственность за которую предусмотрена ст. 260 УК РФ.

    Однако  с такими решениями суда вряд ли можно согласиться по следующим  причинам.

    Во-первых, решение вопроса во многом зависит от правильного понимания "ущерба, причиненного экологическим преступлением".

    Последствия экологических преступлений являются результатом воздействия на объект посягательства и представляют собой вред природе и экологической безопасности, в связи с этим они обладают следующими характеристиками: совокупностью - объединением различных видов ущерба природе; стохастичностью - случайным, вероятным характером его величины; направленностью - сферой действия; кумулятивностью - нарастанием в пространстве и времени. Указанные характеристики, на наш взгляд, в полной мере могут быть отнесены и к последствиям незаконной рубки лесных насаждений.

    Анализ  уголовно-правовых норм, предусматривающих  ответственность за экологические  преступления, позволяет сделать  вывод о том, что законодатель в статьях главы 26 УК РФ по-разному  подошел к использованию терминов при описании общественно опасных последствий. Наряду с понятием вреда, использованным законодателем лишь при конструировании только одного состава (ст. 254 УК РФ), в уголовном законодательстве используется и другие термины - "существенный вред", "ущерб" (значительный и крупный) и "размер" (значительный, крупный и особо крупный).

    В литературе в связи с этим неоднократно высказывалось мнение о том, что  в интересах единства терминологии уголовный закон применительно  к экологическим преступлениям  должен оперировать понятием вреда. Вред, как правило, включает в себя следующие виды ущерба: биологический (ущерб природной среде в узком смысле), личностный (ущерб жизни и здоровью человека) и экономический (ущерб материальной сфере людей) 12.

    При этом экономический ущерб выражается в изменении полезности окружающей среды. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды, и включает: 1) дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде; 2) затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние; 3) дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов 13.

    Таким образом, при оценке общественно  опасных последствий незаконной рубки лесных насаждений следует  учитывать как биологический ущерб, так и экономический.

    В данном случае целесообразно руководствоваться  именно таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273. Это связано с тем, что при таксовом способе определения ущерба в виде стандарта используется конкретная сумма, которую причинитель ущерба обязан уплатить за каждую единицу незаконно уничтоженного природного объекта. Особенностью этого способа является то, что он нацелен не только на возмещение причиненного ущерба, но и на наказание правонарушителей. Суммы компенсации устанавливаются в размере выше условной стоимости уничтоженных природных объектов, поскольку включают затраты на восстановление природных объектов.

    Кроме того, как справедливо было указано  в одном из Определений Верховного Суда РФ, ущерб, причиненный лесному  фонду, определяется по таксовой стоимости  в том числе и потому, что  объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним неприменимы обычные способы ее оценки. В условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции, и в данном случае дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство. Такса же представляет собой условную единицу оценки ущерба, и каких-либо критериев именно к форме ее выражения закон не содержит.

    В связи с этим в большинстве  регионов сложилась достаточно устойчивая судебная практика, согласно которой  причиненный незаконной порубкой ущерб  исчисляется на основании указанного Постановления Правительства РФ.

    Так, например, по приговору суда от 27 апреля 2006 г. Б. осужден по ч. 3 ст. 260 УК РФ. Б. признан виновным в том, что в период с 20 по 30 мая 2005 г. в лесах первой группы, особо защитном участке лесов, совершил незаконную порубку деревьев в количестве 198 штук общим объемом 109,26 куб. м, чем причинил лесхозу ущерб по стоимости древесины, отпускаемой на корню, на сумму 13 540,22 руб., а с учетом такс для исчисления размера взыскания за ущерб, утвержденных Постановлением Правительства РФ, причинил ущерб на общую сумму 1 355 339,9 руб., являющийся особо крупным 14.

    В настоящее время, имеются все основания для исчисления размера ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений, исходя из такс, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". 
 
 
 
 

Информация о работе Уничтожение или повреждение лесных насаждений