Субъекты, объекты и содержание экологических правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Уже в XIX веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в настоящий момент дело дошло до мирового кризиса в экологии из-за нарастания нагрузок на природную среду. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей стали глобальными проблемами. Если это будет продолжаться и дальше, то гибель человечества, по мнению многих экологов, неизбежна через два-три поколения.

Оглавление

Введение…………………………………………………….……...…..3
Субъекты экологических правоотношений………………….......…..4
Объекты экологических правоотношений……………….…………..9
Содержание экологических правоотношений……………………...13
Экологический аудит……………………………………………...….17
Задача………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………..…......25
Список использованной литературы………………............……......26

Файлы: 1 файл

экологическое право-кр.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

2) органы  представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, органы местного самоуправления, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды;

3) общественные  объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологического законодательства;

4) органы  судебно-прокурорского надзора,  осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений. 
 
 

Экологический аудит 

     Усовершенствование  системы экологического менеджмента  и политика предприятия в области  охраны окружающей среды подразумевает  проведение периодического экологического аудита.

     Экологический аудит представляет собой методику, с помощью которой в стратегию  бизнеса и в основные параметры  производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие  экологические требования.

     Экологический аудит – это инструмент для  систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска.

     Основные  функции экологического аудита:

     определить  соответствие или несоответствие деятельности фирмы, а также декларируемой  ею политики в области охраны окружающей среды экологическому законодательству, установить соответствие этой деятельности чисто экономическим, ориентированным  на получение прибыли целям;

     определить, насколько хорошо отработана в компании система экологического менеджмента;

     предоставить  информационное обеспечение менеджмента  для принятия руководством компании квалифицированных решений в  области охраны окружающей среды;

     обеспечить  защиту персонала от возможных вредных  воздействий;

     проанализировать  возможность возникновения рисков, с которыми фирма может столкнуться  в случае той или иной опасной  для окружающей среды аварии;

     определить  реальное воздействие фирмы на окружающую среду;

     подтолкнуть фирму к осуществлению улучшений  в ее экологической политике.

     Можно выделить две основные цели проведения экоаудита: во-первых, предоставление соответствующей информации об экономической  деятельности фирмы и ее соответствии установленным стандартам для всех заинтересованных внешних пользователей, во-вторых, в ходе аудиторской проверки могут быть выработаны полезные рекомендации в отношении дальнейшего улучшения  организации экоменеджмента и экоконтроллинга.

     Ввиду большой области анализа могут  быть развиты различные виды аудита, например:

    • системный аудит – исследование организации конструкции предприятия и процессов на предприятии в отношении их структурной и функциональной дееспособности;
    • аудит процессов – проверка определенных производственных процессов и процедур с точки зрения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности окружающей среды;
    • контрольный аудит – например, проверка выполнения законодательных предписаний;
    • аудит влияния производственного процесса на здоровье человека – исследование условий работы персонала на предприятии с точки зрения степени вредности производства, температуры в помещениях и т.п.;
    • аудит продукции – с позиции концепции экологически жизненного цикла продукции проверка отдельных производственных линий (количество и качество задействованных на них ресурсов, упаковки, процесс размещения отходов);
    • аудит качества продуктов – анализ сосредоточен на соответствии действующей на предприятии системы контроля качества заявленным целям; маркировки продукта – его соответствии действительным экологическим качествам. При этом задействуется различная информация, полученная от потребителей (жалобы, нарекания и т.п.);
    • аудит выбросов.

     Применение  экологического аудита касается, таким  образом, как оперативного пространства (соблюдения законов), так и стратегического  пространства (к примеру, анализа  слабых мест на предприятии и т.д.). Его воплощение на практике может  происходить как извне (внешний  аудит) – через приглашенного  аудитора, так и изнутри предприятия (внутренний аудит) – через внутреннюю ревизию. Экологический аудит проводится с различным ритмом на основе стандартизованной  систематики. Для быстро изменяющихся сценариев (например, в области маркетинга) – через короткие промежутки времени, для областей, которые меняются медленно и лишь в течение более продолжительных  временных отрезков (основные средства), напротив, скорее, через длительные промежутки времени.

     В это же время частота проведения аудита зависит как от важности (с  экономической точки зрения) отрасли, в которой работает предприятие, так и от результатов предыдущих аудиторских проверок.

     Традиционная  аудиторская проверка основана на допущении  того, что фирма сама определяет свои цели и задачи.

     В систему экологической аудиторской  проверки должны включаться следующие  основные виды деятельности и области:

    • организационная структура предприятия;
    • административные и операционные процедуры;
    • технологические процессы;
    • документация, отчеты;
    • экологическая концепция предприятия.

     Требования  к современной системе экологического аудита предполагают наличие принципа персональной ответственности за результаты природопользования, необходимость  ведения протокола при осуществлении  проверок, а также составления  отчета и публикации результатов  аудита.

     Результатом экологического аудита является составление  экологического отчета предприятия, выступающего, в свою очередь, основанием для экологического справочника.

     Отчет о проведении экоаудита должен отражать:

    • соответствие системы экологического менеджмента целям экологической политики фирмы, законодательным требованиям и требованиям заинтересованных групп;
    • выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки и эффективность корректирующих действий;
    • заключение и рекомендации по улучшению системы менеджмента.

     Информативные экологические отчеты содержат в  себе:

    • общие сведения о предприятии (5%);
    • руководящие экологические принципы предприятия (5%);
    • представление системы экологического менеджмента (10%);
    • экологические программы и цели (15%);
    • представление материальных и энергетических потоков (10%);
    • анализ и оценку экологических проблемных областей (10%);
    • описание экологических аспектов продуктов (15%);
    • влияние природоохранных мероприятий на уровень выручки (5%);
    • коммуникацию с адресатами (группами интересов) (5%);
    • возможность обратной связи (5%);
    • достоверность (5%);
    • принципы составления баланса (5%);
    • соответствие запросам целевых групп (5%).

     Европейский Союз подчеркнул в своем решении  об экологическом аудите собственную  ответственность промышленности за преодоление ее экологических последствий. Это решение создает рамочные условия для добровольного участия  в системах экологического менеджмента  и проверки предприятий, приспособленной  к системе сертифицирования и  гарантий качества.

     Несмотря  на то, что традиционно результаты аудиторской проверки предназначены, прежде всего, для внутреннего использования  самой компанией, в настоящее  время большинство фирм, реагируя на требования различных заинтересованных групп, в том числе и из внутренней среды фирмы, а также правительств и неправительственных организаций  Европейского Союза, стремятся к  широкой публикации этих результатов. С введением системы экомаркировки  продукции роль экоаудита становится весьма существенной. 
 
 
 
 
 
 

Задача 

     Гражданин Н. на территории городского зоопарка поймал лебедя и при попытке вывезти  тушку убитой им птицы, был задержан охраной зоопарка.

Дайте правовую квалификацию действий гражданина Н. 

     Согласно  закону РФ «О животном мире» под  животным миром следует понимать совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно  или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся  в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным  ресурсам континентального шельфа и  исключительной экономической зоны Российской Федерации. Под объектом животного мира понимается организм животного происхождения (дикое  животное) или их популяция. Использование  объектов животного мира – изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами  пользы от указанных объектов для  удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового (статья 1) . Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, законом РФ «О животном мире», законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 4) .

     Граждане  и юридические лица, при наличии  необходимых для этого документов и соблюдении порядка регистрации, могут использовать диких живых  животных, содержащихся в неволе, в  том числе экзотических (кроме  видов, занесенных в Красную книгу  РФ), в коммерческих целях.

     Согласно  закону РФ «Об особо охраняемых природных  территориях» городские зоопарки не относятся к особо охраняемым природным территориям.

     В соответствии с постановлением Пленума  Верховного суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности  за экологические правонарушения»  действия лиц, виновных в незаконной добыче или завладении водными животными, дикими животными, птицей, отловленными специализированными организациями  и предприятиями, и находящимися в питомниках, в вольерах этих организаций, подлежат квалификации как хищение  чужого имущества (пункт 18).

     Учитывая  вышеизложенное, зоопарк является одним  из видов использования объектов животного мира изъятых из их среды  обитания. Объекты животного мира, находящиеся в зоопарке, находятся  либо в частной, либо в государственной, либо в муниципальной, либо в иной собственности. Действия гражданина Никитина нарушают право собственности зоопарка, т.е. правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами  животного мира (право собственности  на водоплавающую птицу – лебедь). Право собственности регулируется гражданским законодательством  РФ, а защищается уголовным, административным и, собственно, самим гражданским  законодательством РФ.

     Возникшие правоотношения являются гражданско-правовыми  и уголовно-правовыми.

     В соответствии с Гражданским кодексом РФ зоопарк может потребовать  с гражданина Никитина возмещение причиненных  им убытков в результате убийства лебедя (статья 12) .

     Согласно  Уголовному кодексу РФ действия Никитина следует квалифицировать как  покушение на кражу, так как он был задержан охраной зоопарка при попытке вывезти тушку убитой им птицы, и по независящим от него обстоятельствам не имел реальной возможности довести свой преступный умысел до конца и в полной мере распорядиться похищенным. Поэтому, действия гражданина Никитина нужно квалифицировать по части 3 статьи 30 – покушение на преступление (умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам) и статье 158 Уголовного кодекса РФ – кража, то есть тайное хищение чужого имущества. Взависимости от квалифицирующих признаков, которые в условиях задачи не указаны, действия Никитина следует квалифицировать по соответствующим частям и пунктам статьи 158 УК РФ.

Информация о работе Субъекты, объекты и содержание экологических правоотношений