Права и обязанности граждан и организаций в сфере охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.

Файлы: 1 файл

контр Экол право в2.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

    Запрещается изъятие или иное прекращение  прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

    Природные ресурсы и недвижимое имущество  государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

    Положение о конкретном государственном природном  заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

    Исходя  из положений ст. 33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», следует, что охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.

    Директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители  являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.

    Так же обратимся к ст. 34 ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях», из которой следует: Работники государственных  природных заповедников и национальных парков, являющиеся государственными инспекторами по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

    а) проверять у лиц, находящихся  на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;

    б) проверять документы на право  осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих  к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон;

    в) задерживать на территориях государственных  природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

    г) направлять материалы о привлечении  лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных  заповедников и национальных парков, к административной ответственности;

    д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию  и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие  документы;

    е) производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей;

    ж) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных  природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

    з) утратил силу. - Федеральный закон  от 09.05.2005 N 45-ФЗ.

    2. Главным государственным инспекторам  и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право:

    а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных  заповедников, национальных парков, их охранных зон;

    б) налагать административные взыскания  за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных  территориях;

    в) предъявлять иски физическим и юридическим  лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;

    г) в случаях, предусмотренных действующим  законодательством, направлять материалы  о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных  территориях в правоохранительные органы.

    3. Государственные инспектора по  охране территорий государственных  природных заповедников и национальных  парков пользуются также всеми  правами должностных лиц, осуществляющих  государственный лесной контроль  и надзор (государственных лесных  инспекторов), и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Из данной статьи прямо следует неизбежность в отношении должностных лиц администрации сельского муниципального образования привлечения к уголовной ответственности в соответствии со ст. 262 УК РФ, -  «Нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов».

     Для режима природно-заповедного фонда  характерно подразделение заповедного  режима на три вида: абсолютного, относительного, смешанного.

     1. Режим абсолютного заповедования присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную, рекреационную деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно не совместимо с целями и задачами режима заповедования данного природного объекта или природного комплекса.  В пределах территории государственных природных заповедников запрещаются: действия, изменяющие гидрологический режим; изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород; рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением специально предусмотренных случаев; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод грибов, орехов, семян цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением специально предусмотренных случаев; строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников; промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением специально предусмотренных случаев; интродукция растений и животных с целью их акклиматизации; применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений; сплав леса; транзитный прогон домашних животных; проезд автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования; нахождение, проезд и проход посторонних лиц вне дорог и путей общего пользования; сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках; пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера; иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач (ст. 61 ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды»1991 г.).

     Так как территория государственного природного заповедника относится к зоне абсолютного заповедования. Следовательно, данное юридическое лицо (администрация) подлежит административной ответственности, а установленные судом виновные лица от лица администрации подлежат гражданско-правовой и уголовной ответственности и обязаны возместить причиненный вред.

     Согласно  ст. 96 Конструкции Р.Ф., потерпевшей  стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю. Дело о возмещении вреда, по условию данной задачи, должно рассматриваться по иску администрации государственного природного заповедника. В соответствии со ст. 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов», нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемые государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, - наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет».

     Возмещение  причиненного природной среде вреда  в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

     Иногда  размер причиненного вреда исчисляется  в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

     Величина  таксы определяется с учетом экологической  ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

     При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных  ресурсов. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников литературы 

1. Конституция РФ, от 12 декабря 1993 года;

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года;

3. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года;

4. Федеральный Закон «Об охране  окружающей среды», от 10 января 2002 года.

5. Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях», от 14 марта 1995 года

6. Боголюбов С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан / С. А. Боголюбов // Журнал российского права. - 2005. - № 7.

7. Бринчук М.М. Теоретические основы экологических прав человека / М.М.Бринчук // Государство и право. - 2004. - № 5.

8. Буркова Л.Н. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук / Л.Н.Буркова. - Волгоград, 2005. - С. 11.

9. Экологическое право: курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Издательство Экзамен, 2003.

Информация о работе Права и обязанности граждан и организаций в сфере охраны окружающей среды