Понятие права природопользования, его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:16, реферат

Краткое описание

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы»*.

Файлы: 1 файл

Понятие права природопользования.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Права и обязанности землепользователей определены ст. 52,53, 101 Земельного кодекса РСФСР, лесопользователей - ст. 82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами - ст. 22 Закона «О недрах», пользователей объектами животного мира - ст. 40 Закона «О животном мире» и др.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно  ст. 54 Земельного кодекса РФ, права  землепользователей и арендаторов  могут быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Статья 8 Закона «О недрах» устанавливает, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Объекты права собственности  на природные ресурсы

Вопрос  об объектах права собственности  на природные ресурсы можно рассматривать  в двух аспектах:

  • какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и
  • какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно  ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право  собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности  относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

Проблемным  в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как  объекте права собственности. По Закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности*. То обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение - одно из важнейших правомочий собственника.

__________________________

* См., например, Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985. С. 49-52; Шемшученко Ю.С. Указ. соч. С. 49-50.  

В то же время в научной правовой литературе высказываются иные мнения по данному вопросу. Так, Ф.М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свойства материального мира не могут служить препятствием для объявления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возникающих между людьми по поводу объектов реального мира*.

__________________________

* Раянов Ф.М. Правовая конструкция охраны природных объектов в СССР // Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984. С. 20-23.  

Действительно, общественные отношения по поводу атмосферного воздуха возникают между людьми. Но чтобы стать объектом права  собственности, объект должен быть индивидуализирован, выделен. Индивидуализированным может  быть лишь воздушное пространство, а не воздух.

Р.Х. Габитов предлагает признать объектом правовой охраны атмосферу, а не атмосферный  воздух, и распространить на нее  отношения исключительной государственной  собственности.* Однако объектом природы  является не атмосфера, а атмосферный воздух. Человек заинтересован в охране именно атмосферного воздуха, которым дышит. Конструкция, предлагаемая Р.Х. Габитовым, неубедительна.

__________________________

* Габитов Р.Х. К вопросу о понятии правовой охраны атмосферы // Проблемы совершенствования законодательства и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в свете новых конституций. Уфа, 1980. С. 80-87; его же: Правовая охрана атмосферы. Уфа, 1996. С. 13-15.  

Интересно, что Конституция Украины отнесла  атмосферный воздух к объектам права собственности украинского народа. Думается, что правильнее было бы говорить о суверенитете над воздушным пространством над территорией государства, как это закреплено, к примеру, Воздушным кодексом РФ.

Что же касается второго вопроса об объектах права собственности на природные ресурсы, а именно, какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то, чтобы не повторяться, рассмотрим его при характеристике отдельных форм собственности.

Субъекты  права собственности  на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно  определяет субъектов права собственности  на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно  к субъектам права собственности  на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов  за счет введения многообразия форм собственности - частной, государственной, муниципальной  и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной  собственности по уровням - федеральная  и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности  на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные  образования. Представляется, что этот перечень субъектов - исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления? Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т.д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо  государства, появились три новых  вида субъектов права собственности на природные ресурсы - физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.


Информация о работе Понятие права природопользования, его виды