Международные природоохранные договоры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:11, доклад

Краткое описание

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

Файлы: 1 файл

международные природоохранные договоры.docx

— 26.02 Кб (Скачать)
 
 
 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ                                                                                              УНИВЕРСИТЕТ    

ФАКУЛЬТЕТ ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ                                                                    
 

Кафедра социальной экологии и природопользования 

Доклад  по дисциплине : на тему «Международные природоохранные договоры.» 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила: студентка

Группы  ЭиП-ДМ-5 Ледник Юлия

Работу  проверила  : к. б. н. Розумная Л.А. 
 
 
 

Москва 2011 г.  
 
 
 
 

     МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР - межправительственное универсальное, субрегиональное или региональное соглашение, регулирующее определенные аспекты охраны окружающей человека среды или рационального использования различных видов природных ресурсов и их компонентов.

     Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между  его субъектами по обеспечению рационального  использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий  в интересах настоящего и будущих  поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.

     Если  природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и  регулировалась в определенной степени  уже в древности, то международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в начале прошлого века. Сначала оно носило эпизодический характер, основывалось на двусторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объектов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохранительным мероприятием считается конференция по международной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).

     Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине текущего века. Основные из этих факторов - использование достижений научно-технического прогресса в целях интенсификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязнение окружающей среды планеты, развитие программ использования космоса и др.

     Субъектами  международных экологических правоотношений являются государства, международные  правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

     Объект  международно-правового регулирования  охраны окружающей среды и природопользования - вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

     а) международные природные объекты  и ресурсы, находящиеся за пределами  национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

     б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более  государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе  Каспийское море), пограничные природные  комплексы или месторождения  полезных ископаемых, популяции мигрирующих  видов животных;

     в) национальные природные объекты  и ресурсы. Например, массив первичных  лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми», озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.  

     На  современном этапе источники  международного права окружающей среды подразделяются на два вида:

  • закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное, право);
  • содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное, право).

     Особым  источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных  организаций - Генеральной Ассамблеи  ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

     Международные экологические организации

     С точки зрения правового статуса  международные экологические организации  можно разделить на межправительственные и неправительственные (МНПО).

     Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные  органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический  и Социальный Совет, региональные экономические  комиссии (например, Европейская экономическая  комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация  Объединенных Наций по промышленному  развитию (ЮНИДО), Международная организация  труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и  сельского хозяйства (ФАО), Организация  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), Международное  агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

     В контексте решений Стокгольмской  конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) Генеральная Ассамблея  ООН одобрила в декабре 1972г. резолюцию  № 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН - Программа  ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme - ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение  основного вспомогательного органа ООН. Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады  о своей деятельности Генеральной  Ассамблее ООН.

     В структуре ЮНЕП имеется три основных подразделения:

  • Совет управляющих,
  • секретариат во главе с исполнительным директором,
  • фонд окружающей среды.

     Совет управляющих ЮНЕП состоит из представителей 58 государств, избираемых Генеральной  Ассамблеей ООН на трехлетний срок. Он собирается ежегодно для обсуждения основных вопросов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

     Исполнительный  директор ЮНЕП, возглавляющий его  секретариат, также избирается Генеральной  Ассамблеей ООН на четырехлетний  срок. Он руководит всеми текущими делами, в частности, обеспечивает подготовку каждой очередной сессии Совета управляющих.

     Фонд  окружающей среды создан в целях  оказания дополнительной финансовой поддержки  международным природоохранительным мероприятиям, которые осуществляются в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов стран и  расходуется в соответствии с  рекомендациями Совета управляющих  ЮНЕП.

     Насчитывается более 200 международных неправительственных  организаций (МНПО) - как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес  к экологическим проблемам, помимо вопросов их основной сферы деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.).

     Большинство МНПО, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимается вопросами  охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них - Международный совет  по охране птиц, Всемирная федерация  по защите животных, Международная  федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д.

     Наиболее  крупной и авторитетной МНПО является Международный союз охраны природы  и природных ресурсов (МСОП), созданный  в 1948 г. во Франции. В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными  и международными организациями, а  также между отдельными лицами, занимающимися  вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и  международных мероприятий. Членами  МСОП могут быть как правительства  стран, так и отдельные государственные  органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад  в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и др.

     Высшим  органом МСОП является Генеральная  Ассамблея, сессии которой проводятся один раз в три года. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи  делами Международного союза управляют  Совет МСОП во главе с Президентом  МСОП и бюро Совета (7 человек).

     МСОП  провел ряд полезных мероприятий. Одно из первых - целенаправленная работа по сбору данных о редких и исчезающих видах животных. В 1996 г. собранные  данные были опубликованы под названием  «Красная книга фактов». Сюда были внесены  исчезающие и редкие животные, разделенные  на четыре категории: исчезающие виды, редкие, сокращающиеся виды и виды, степень угрозы для которых не установлена. Позже добавилась еще  одна категория: виды, которым угрожало исчезновение, но опасность для которых  миновала.

     МСОП  подготовил проекты международных  конвенций об охране водно-болотных угодий, об ограничении международной  торговли видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и др.

     Международные конференции по окружающей среде

     Одной из развитых форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды  являются конференции, двусторонние и  многосторонние, правительственные  и неправительственные. Ежегодно в  мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам. В зависимости от целей они  служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных  и практических проблем.

     Особый  интерес и особое международное  значение имеют две конференции, проведенные под эгидой ООН.

     Обеспокоенная резким ухудшением состояния глобальной окружающей среды, обусловленным высокими уровнями ее загрязнения в конце 60-х гг., Генеральная Ассамблея  ООН выступила с инициативой  о проведении международной конференции, на которой были бы обсуждены и  выработаны международные меры по ограничению  загрязнения окружающей человека среды.

     В июне 1972 г. состоялась Стокгольмская  конференция ООН по проблемам  окружающей человека среды, которая  приняла Декларацию принципов и  План действий. Эти документы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН  и положили начало регулярной деятельности по охране окружающей среды в рамках ООН.

     В целом эта Конференция сыграла  огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации  международного природоохранительного  сотрудничества.

     Тем не менее, несмотря на предпринимаемые  на национальном и международном  уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской  конференции продолжало ухудшаться. Озабоченная этим обстоятельством, Генеральная Ассамблея ООН создала  в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию и поставила  перед ней задачи:

  • предложить долгосрочные стратегии в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период;
  • рассмотреть способы и средства, используя которые мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды, и др.

Информация о работе Международные природоохранные договоры