Юридическая ответственность в экологическом праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Экологическая проблема в современном мире стала одной из самых важных экономических и социальных проблем. Ученые уверены, что мир находится на грани экологической катастрофы из-за безответственного и потребительского отношения к природе, состояние которой в наши дни настолько критично, что ее неблагополучие губительно влияет на условия жизни и самочувствие людей, в связи с чем наблюдается рост количества генетических отклонений и сокращение продолжительность жизни.

Оглавление

Введение
1. История развития законодательства об ответственности за экологические преступления
2. Понятие экологического правонарушения
3. Уголовная ответственность за экологические правонарушения
4. Административная ответственность за экологические правонарушения ……………………………………………………………………………………….
5. Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЭП реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Чтобы охарактеризовать экологическое правонарушение нужно определиться с его составом — объектом, объективной стороной, субъектом и субъективной стороной.

Объект экологического правонарушения - это общественные отношения, которые складываются относительно использования и охраны окружающей среды и ее отдельных составляющих — природных объектов.

Объективная сторона экологического правонарушения - это противоправное деяние, которое имеет известную степень общественной опасности. Факт совершения такого противоправного деяния следует выявлять и фиксировать в установленном законом порядке уполномоченными на то государственными органами.[5]

Деяние можно признать экологическим правонарушением и тогда, когда оно повлекло за собой наступление общественно опасных последствий, и тогда, когда общественно опасные последствия не наступили.

Например, сброс отходов в водоем, что стало причиной загрязнения этого водоема, является экологическим правонарушением, поскольку в составе данного деяния содержится объективная сторона, а именно: противоправное действие, которое имеет общественно опасные последствия.

Несоблюдение требований пожарной безопасности в лесу – это тоже экологическое правонарушение, поскольку в данном деянии налицо признаки формального состава правонарушения, которые выражаются в создании угрозы пожара.

Чтобы привлечь к юридической ответственности должен быть и сам правонарушитель — субъект правонарушения. Субъектом экологического правонарушения может быть физическое или юридическое лицо.

Субъективная сторона экологических правонарушений предусматривает наличие вины правонарушителя, которая может выражаться в форме умысла или неосторожности. Иногда юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины лица, совершившего правонарушение.

Например, загрязнение воздуха при выбросах загрязняющих веществ в рамках предусмотренных законом нормативов не освобождает от обязанности возмещать ущерб, нанесенный такими выбросами здоровью граждан.

Как уже отмечалось выше, за совершение экологических правонарушений законом предусмотрены меры уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Следует иметь ввиду, что правовое регулирование в области уголовной и гражданско-правовой ответственности, согласно со ст. 71 Конституции России, является компетенцией Российской Федерации. Следовательно, субъекты РФ не могут принимать законы, а также прочие нормативно-правовые акты, которые устанавливают уголовную или гражданско-правовую меры ответственности за совершение экологического правонарушения. В то же время, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации, административное законодательство входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ.[6]

 

 

3.      Уголовная ответственность за экологические правонарушения

 

Уголовную ответственность за совершение экологического преступления предусматривает Уголовный кодекс РФ.

В главе 26 этого Кодекса «Экологические преступления», содержатся 17 составов уголовных преступлений, к которым относятся: незаконная добыча водных животных и растений, незаконная охота, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, нарушение правил охраны и использования недр, незаконная порядка леса, уничтожение или повреждение лесов, загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, загрязнение моря вредными веществами, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.

К лицам, совершившим уголовное преступление в рассматриваемой сфере, могут быть применены такие виды юридической ответственности, как штрафные санкции, лишение права занимать определенные должности либо права заниматься определенной деятельностью, лишение или ограничение свободы.

Субъект уголовной ответственности - исключительно физическое лицо — гражданин или должностное лицо, причем уголовная ответственность за одно и то же преступление у них может значительно отличаться.

В качестве примера уголовного штрафа за совершение экологического преступления можно привести ч. 2 ст. 258 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет за незаконную охоту с использованием служебного положения.[7]

Самое строгое наказание (лишение свободы сроком на 10 лет) предусмотрено за умышленное уничтожение или повреждение лесов путем поджога, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Следует иметь ввиду, что применение мер уголовной ответственности не является основанием для освобождения лица, совершившего преступление, от необходимости компенсировать нанесенный экологический ущерб гражданам, организациям, государству.

Уголовные санкции могут быть применены исключительно после проведения предусмотренных законом следственных действий и вынесенного решения суда, вступившего в законную силу.

 

 

4.      Административная ответственность за экологические правонарушения

 

К административной ответственности за совершение экологического правонарушения виновных лиц привлекают в тех случаях, когда совершенные ими противоправные деяния, сравнительно с уголовными преступлениями, являются менее общественно опасными.

Привлекать к административной ответственности за совершенные экологические правонарушения имеют право специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды, органы санитарно-эпидемиологического надзора, административные комиссии основываясь на постановление о наложении штрафа. Постановление о наложении административного штрафа может быть обжаловано в суд.

Одной из самых распространенных санкций, которые могут быть применены к виновным лицам за совершение экологического правонарушения — это штраф, представляющий из себя денежное взыскание, выражающееся в рублях и устанавливающееся для граждан в размере, не более пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. При этом, так же, как и в случае с уголовной ответственностью, оплата штрафа не является основанием для освобождения виновных от необходимости компенсировать нанесенный правонарушением ущерб.

Отличительной чертой правового регулирования административной ответственности за совершение экологических правонарушений является то, что административную ответственность устанавливают несколько федеральных законов — Закон «Об охране окружающей природной среды», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Земельный кодекс, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

В соответствии со ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», административным экологическим правонарушением являются: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды, невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды, порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, отказ в предоставлении достоверной экологической информации и др.

С физического или юридического лица, виновного в совершении указанных правонарушений, в административном порядке может быть взыскан штраф: с граждан от 500 руб. до 5000 руб., с должностных лиц — от 1 тыс. руб. до 50 тыс. руб., с юридических лиц - от 10 тыс. до 1000000 руб.[8]

Административная ответственность, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, предусмотрена за совершение противоправного, виновного деяния  физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

К таким правонарушениям относятся:

      бесхозяйственное использование земель,

      нарушение требований по охране недр,

      нарушение правил охраны водных ресурсов,

      нарушение правил захоронения отходов,

      незаконное использование лесного фонда и другие.

 

 

5.      Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

 

Дисциплинарную ответственность за совершение экологического правонарушения применяют администрации государственных и негосударственных организаций к работающим по найму должностным лицам, техническому персоналу и работникам, а также к членам общественных объединений за совершение экологического правонарушения во время выполнения трудовых или служебных обязанностей.

К дисциплинарным взысканиям относятся: предупреждение, выговор, отстранение от работы и другие.

Процедуру применения мер дисциплинарной ответственности регулирует трудовое законодательство, законодательство об общественных объединениях, специальные правовые акты организаций — уставы, правила внутреннего распорядка и другие.[9]

Как уже оговаривалось выше, имущественный вред (экологический вред), понесенный в результате совершения экологического правонарушения, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, согласно общим нормам гражданского права и требований экологического законодательства.

Под экологическим вредом следует понимать имущественный ущерб, понесенный государством, юридическим или физическим лицом вследствие умышленного или неосторожного нарушения норм экологического права.

Этот имущественный ущерб может выражаться в смерти либо ухудшении состояния здоровья человека, потере природных ресурсов, деградации окружающей среды.

С точки зрения экономики этот вред определяется в стоимости потерянных или испорченных материальных благ, дополнительных тратах, связанных с очисткой или рекультивацией окружающей среды, тратах на лечение людей и компенсацию пострадавшим, а также в стоимости упущенной выгоды вследствие потери природных ресурсов.[10]

Возместить экологический вред можно двумя способами: восстановить поврежденный природный объект либо возместить причиненные убытки в денежном эквиваленте.

При возмещении экологического вреда первым способом лицо, причинившее ущерб, обязано своими средствами осуществить физическое оздоровление окружающей среды, что может выражаться в очистке территории, восстановлении популяции животных, рекультивации ландшафта и т.д.

Однако практически такой способ возмещения применяется довольно редко в связи с разнообразными объективными и субъективными причинами (например, в связи с невозможностью восстановить природный объект, отсутствием технической возможности юридического лица осуществить специальные работы, к примеру, восстановить популяцию животных).

В связи с этим, чаще всего прибегают к денежной компенсации понесенных убытков.

Как правило, средства, полученные в виде денежного возмещения, направляются на осуществление мероприятий по восстановлению нарушенных природных объектов.

Расчет размера вреда - это один из самых сложных моментов в процедуре возмещения, поскольку, чаще всего, у природных объектов нет заранее обозначенной стоимости. Поэтому размер вреда и его возмещения определяется нормативным или калькуляционным способами.

Целью нормативного (или таксового) способа возмещения ущерба является компенсация понесенных потерь и наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Этот метод применяют с целью компенсировать вред, причиненный несоблюдением нормативно-правовых актов, направленных на защиту окружающей среды.

Суть этого способа в том, что нормативно-правовые акты определяют фиксированную сумму за противоправное использование каждой единицы незаконно добытого животного или растения. Таксы призваны учитывать экологическую ценность этих природных объектов и специальные условия их охраны (к примеру, добыча животных в заповедниках).

На практике же чаще применяется другой способ компенсации экологического ущерба, именуемый калькуляционным. Суть этого метода в том, что в каждом конкретном случае причинения вреда производят индивидуальный экономический расчет, складывая стоимость утраченного или испорченного имущества.[11]

Компенсация экологического ущерба в практическом применении сопряжена с большими затруднениями, которые чаще всего связаны со сложностью доказать причинно-следственную связь между деянием лица, причинившего ущерб, и наступившими негативными последствиями.

Довольно часто невозможно однозначно доказать, что состояние окружающей среды ухудшилось в результате деяний конкретного лица, а материальный ущерб, в свою очередь, был причинен из-за изменения состояния природной среды.

Ущерб может быть возмещен на добровольных началах или по решению суда по иску потерпевшей стороны.[12]

Следует иметь ввиду, что не является мерой юридической ответственности приостановление или прекращение экологически вредной деятельности.

Это представляет собой особую меру влияния на поведение субъектов экологических правоотношений.

Решение о применении данной меры применяют согласно решению должностного лица органов государственного экологического контроля в тех случаях, когда такая деятельность приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды.

Информация о работе Юридическая ответственность в экологическом праве