Экономическая выгода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:46, курсовая работа

Краткое описание

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики. В социальной сфере господствующее положение занимает

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
1.1. Теоретические основы государственной социальной политики
1.2. Методология и практика реализации в современной рыночной экономике
1.2.1. Основные направления регулирования уровня жизни
1.2.2. Механизм индексации доходов населения
1.2.3. Социальное регулирование рынка рабочей силы
1.3. Модели рыночной экономики
2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

 
 
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО  ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ  В БЕЛАРУСИ  
 
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей. 
При этом формирование социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси уже на концептуальной стадии должно отражать историю страны, традиции народа, его национальный характер. Поэтому в условиях перехода к избранной модели экономики государственные и общественные институты страны стремятся устранить такие негативные составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, чрезмерную эксплуатацию чужого труда, обвальную безработицу, резкую социальную дифференциацию населения по доходам.  
Основную роль субъекта, направляющего и регулирующего переход к новому экономическому строю в Республике Беларусь, берёт на себя государство. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной и частной собственности, создание конкурентных условий, а также инновационную, структурно-инвестиционную, бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, ценовую и кадровую политику.  
В процессе перехода к социально ориентированной рыночной экономике должны произойти изменения не только в соотношении экономических и административных методов управления, но и в самом экономическом механизме, включая и усилие механизма межгосударственного регулирования.  
Обеспечение прав и свобод человека и гарантий их реализации требует от государства создания условий для устойчивого и динамичного развития производства, повышения уровня и качества жизни населения на основное развитие многоукладной экономики и нового технологического способа производства, формирования общества постиндустриального типа с учётом национальных особенностей страны.  
Однако для эффективного развития страны недостаточно создать необходимые экономические и технико-технологические условия. Требуется активное участие государства в качестве партнёра в реализации субъектами хозяйствования этих условий, так как общественное благосостояние не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы с её изъянами в области распределения ресурсов при решении социальных ресурсов при решении социальных и экологических проблем и безопасного развития страны.[2, c.251]  
Стратегией трансформации государственности страны на перспективу должно стать повышение роли государства по поддержанию экономического и социального благосостояния; сочетание и гармонизация различных механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования для обеспечения стабильного развития на основе надёжных гарантий в исполнении законов, партнёрства, активного участия граждан в совместном формировании государственной политики через различные общественные группы и государственные институты.  

Для реализации этого  стратегического направления следует  уточнить круг выполняемых государством функций по: 

 
• обеспечению  устойчивого роста уровня жизнь  населения, особо важных экономических  и социальных потребностей общества;  
• обеспечению гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;  
• созданию условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики на основе формирования устойчивой макроэкономической ситуации;  
• поддержание инноваций и инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики республики;  
• проведению активной внешнеэкономической политики, направленной на развитие многовекторных интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;  
• созданию необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;  
• поддержке социально незащищенных групп населения;  
• охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации;  
• обеспечению национальной безопасности страны.  

Таким образом, социально  ориентированная рыночная экономика  должна сочетать:  
~ условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством;  
~ сильную государственную политику, направленную на повышение экономической эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе;  
~ неприкосновенность и поддержку частной собственности и обеспечение их сосуществования с эффективным государственным сектором экономики.  
Основными средствами реализации приоритетов и задач социально-экономического развития Республики Беларусь должны быть:  
• развитие разных форм собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической свободы и равноправности;  
• финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов, преодоление инфляционных процессов на основе проведения гибкой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, постепенного отхода от затратной модели ценообразования;  
• активизация структурной перестройки экономики на основе ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развития сферы услуг;  
• обеспечение производства конкурентоспособной и социально значимой продукции на основе ускорения структурных преобразований, реструктуризации предприятий, качественного обновления основных фондов и государственной поддержки инновационной и инвестиционной деятельности;  
• внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;  
• ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства;  
• расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;  
• превращение национального рынка в часть мирового хозяйства на дальнейшей интеграции Беларуси в систему

международного разделения труда, формирования эффективных межгосударственных финансово-промышленных групп, холдингов  и других интеграционных преобразований.  
Формирование модели социально-экономического развития Республики Беларусь происходит с учетом следующих положений:  
во-первых, эта модель должна быть социально ориентированной смешанной рыночной экономикой, которая гармонично сочетает антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и макроэкономическое регулирование;  
во-вторых, новая модель экономики Республики Беларусь должна предусматривать, с одной стороны, развитие частного сектора, а с другой стороны, существование государственного сектора экономики. При этом преобладание на первом этапе государственного сектора не должно означать каких-либо особых для него льгот, преимуществ или исключительных прав. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную передачу в частные руки. Главными критериями здесь должны быть и экономическая, и социальная эффективность;  
в-третьих, в ближайшем будущем экономика Республики Беларусь не может быть ничем иным, кроме как экономикой, управление которой будет представлять единство государственного регулирования экономических процессов и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах;  
в-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить в сочетании с аналогичным усилением роли государства в социальной сфере.  
Таким образом, не только теория, но и состоявшийся опыт формирования социальной рыночной экономики в ряде стран Запада позволяют вывести некоторые основные принципы этого вида экономической системы:  
• социальная рыночная экономика может быть реализована только на основе права, в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение общепринятых законов, особенно в сфере экономики;  
• принцип свободы экономической деятельности в рамках существующих законов. Каждый свободен выбирать свое дело и трудиться на его благо, взять на себя экономическую ответственность за результаты;  
• принцип полной занятости трудоспособного населения, который разными методами должно обеспечивать государство;  
• принцип установления социальных гарантий, равных для всех возможностей;  
• принцип социальной справедливости для всех слоев населения и граждан;  
• принцип социальной защиты людей, оказавшихся незащищенными;  
• принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния;  
• принцип социального партнерства, означающий равноправные и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством;  
• принцип социальной ответственности граждан за экономическую эффективность своей и общей деятельности, за свой образ жизни.  
Исходя из таких принципов можно представить основные функции рассматриваемой экономической системы.  
Если вспомнить, что общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается главной функцией и социальной рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будут:  
• удовлетворение социальных потребностей общества и граждан;  
• обеспечение социальной справедливости;  
• обеспечение роста материально и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;  
• социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.  
 
 
 
 

 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Вместо заключения нужно отметить, что основными характеристиками социально ориентированной рыночной экономики являются следующие:  
1. Это сформировавшийся историко-логически под воздействием определенных фиаско рынка особый вид рыночного типа экономической системы, который в эпоху НТР превращает развитую рабочую силу в важнейший фактор экономического роста.  
2. Это экономика, сориентированная на долевую активность и самоответственность субъектов в условиях формирования нового, постиндустриального способа создания благ.  
3. Это смешанная экономика, в основе которой сочетаются разные формы собственности с тенденцией к ассоциативности.  
4. Это экономика с выразительной социальной ориентацией, главной целью и критерием которой служит социальная устойчивость.  
5. Это экономика, регулируемая как рыночными механизмами, так и государством, притом чем больше мера социальной ориентации, тем выше роль государственного регулирования.  
6. Это экономика, которая формируется и функционирует с непременным учетом принципа социального партнерства.  
7. Формула “социальная рыночная экономика” в современных условиях, отягченных острым экологическим кризисом, должна непременно включить в себя еще одно слагаемое – экологическую ответственность и предстать в следующем виде: социально ориентированная и экологически ответственная смешанная рыночная экономика.  
И хотя Республика Беларусь в сравнении с другими странами мира выглядит даже несколько лучше социальных проблем демографического и экономического характера у нас хватает.  
Необходимость социальной ориентации в модели развития Республики Беларусь определяется многофакторно: и историей страны, и менталитетом ее народа с социально-гуманистическими предпочтениями, и объективной основой новой, постиндустриальной экономики, современном уровнем жизни населения, резко упавшим в перестроечные 90-е годы во всех странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь.  
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

 http://newsby.org/documents/sovetm/pos06/sovmin06918/index.htm 
1.Головочев А.С. “Экономическая теория” 2002г. Минск с.237-266  
2.Лутохина Э.А. “Экономическая система общества: структура, социальная ориентация белорусской модели” 2003г. Минск с.144-153  
3.Дорина Е.Б. “Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации” 2005 Минск с.178-187  
4.Козловский В.В. “Мировая экономика: социально ориентированный подход” 2005 Минск с.384-391  
5.Форд Г. “Организация производства и стратегия управления бизнесом” 2004г.  
6.“Финансы и кредит” 2005 №18 с.18-27  
7.“Вестник БГЭУ” 2006 №2 с.5-10 
 

Информация о работе Экономическая выгода