Экономическая выгода

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 02:46, курсовая работа

Краткое описание

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики. В социальной сфере господствующее положение занимает

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1.СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
1.1. Теоретические основы государственной социальной политики
1.2. Методология и практика реализации в современной рыночной экономике
1.2.1. Основные направления регулирования уровня жизни
1.2.2. Механизм индексации доходов населения
1.2.3. Социальное регулирование рынка рабочей силы
1.3. Модели рыночной экономики
2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ 
1.СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА 
1.1. Теоретические основы государственной социальной политики  
1.2.  Методология и практика реализации в современной рыночной экономике 
1.2.1. Основные направления регулирования уровня жизни 
1.2.2. Механизм индексации доходов населения 
1.2.3. Социальное регулирование рынка рабочей силы

1.3. Модели рыночной экономики 
2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ  
Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики. В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат.
Поэтому любая экономика, по определению, является социальной. Но при этом под социально рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникший и укрепившийся в послевоенные десятилетия в индустриальных странах, главным образом в Западной Европе, и отличающийся исключительно высоким уровнем социального и экономического благосостояния граждан. Социальная рыночная экономика как особый тип хозяйственной системы характеризуется не просто высоким уровнем благосостояния населения. Ее отличает система социально-экономических институтов, которые направляют функционирование всех элементов этой системы на реализацию целей социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни. Поэтому важно отличать экономики с высоким уровнем жизни и значительными социальными расходами от собственно социальных рыночных экономик. Первые – это обычно либеральные общества, которые добились высокого уровня материального богатства и потому могут позволить себе выделение огромных средств на помощь бедным, на финансирование здравоохранения, образования и другие социальные цели. Самой очевидной иллюстрацией таких обществ являются США и Канада. Однако эти страны не имеют достаточно мощных “встроенных” механизмов согласования интересов между социальными группами. Напротив, малые западноевропейские страны, например: Австрия, Бельгия и Швейцария, могут быть отнесены к “социальным экономикам” именно на том основании, что их социально-экономические и правовые системы “настроены” на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основной массы населения, хотя по абсолютным показателям дохода и качества жизни они уступают ведущим рыночным экономикам. Социальную политику государства нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом этой политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной собственно экономической политики. Только в этом случае можно говорить о социально ориентированной экономике, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолевая отчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества и культуры.  
В Республике Беларусь в качестве перспективы принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан. Свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
1.СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ  РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

 
1.1 Теоретические основы государственной социальной политики 

Рыночная экономика  неизбежно связана с дифференциацией  доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому  вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной  экономики, ставящий на первое место  не темпы экономического роста, а  рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется  активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры  общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как  друг с другом, так и с обществом  в целом.

Социальная политика государства – деятельность государства  по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Основными задачами социальной политики являются1:

а) повышение  благосостояния;

б) улучшение  условий труда и жизни людей;

в) осуществление  принципа социальной справедливости

Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.

Основная социальная функция экономической политики: заключается в обеспечении заинтересованности работников в повышении эффективности  их экономической деятельности. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:

а) как удовлетворить  социальные потребности людей;

б) каким образом  обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;

в) как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного  производства.

Успех или неудача  в решении этих проблем предопределяет устойчивость или неустойчивость данной экономической системы и самого общества.

Социальная устойчивость предполагает:

а) стабильный уровень  цен на основные предметы потребления  и услуги;

б) недопущение  гипертрофированной дифференциации доходов  населения;

в) формирование надежной системы социальной защиты и социальной гарантии для членов общества.

И наоборот, социальная неустойчивость общества обусловливается  главным образом резкой дифференциацией  доходов населения, означающей зарождение двух полярных слоев населения –  непомерно богатого и бедного  населения.

Социальная политика, изначально сформировавшись для  регулирования социальных отношений  в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных  самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически  социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному  вспомоществованию.

На современном  этапе происходят серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее действие уже не ограничивается отдельными категориями населения (трудящимися, нетрудоспособными).

В качестве прямого  объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия  почти всех демографических и  социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы корректировки  негативных последствий экономического развития. Она сосредоточивается  на профилактике и позитивном совершенствовании  экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение  доходов, но и реализация новых направлений  обеспечения населения социальными  услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д.

Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие (см. рис.1.). 

Рис.1 Направления  социальной политики2 
 

Важнейшее направление  социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде заработной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвращению вырождения и деградации работников.

Этот аспект социальной политики проявляется в  установлении минимальной заработной платы во всей экономике и определении  основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социальной политики также являются поддержание  уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение  условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким образом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников.

Следующее направление  социальной политики – это прямая поддержка доходов населения  через систему социального обеспечения. Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного  населения, формирует их и предоставляет  гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения  доходов общества. Таким образом, уменьшаются масштабы социального  неравенстве, порождаемого при первичном  распределении доходов, а также  формируются финансовые средства, предназначенные  для социальной защиты населения 
 
 
 

1.2 Методология и практика реализации в современной рыночной экономике. 

1.2.1Основные направления регулирования уровня жизни 

 
Уровень жизни  различных групп населения определяется социальной политикой государства  на разных этапах развития.  
Уровень жизни - категория, характеризующая уровень и степень удовлетворения физиологических, духовных, социальных потребностей человека.  
В качестве индикаторов, характеризующих изменения в уровне жизни, используются:  
- минимальный потребительский бюджет (МПБ);  
- прожиточный минимум; (корзина) 
- уровень денежных (совокупных) доходов различных групп населения; 
- уровень бедности; 
- распределение населения по уровню душевых доходов; 
- динамика децильных коэффициентов диффе¬ренциации населения и концентрация доходов у различных его групп; 
- показатели динамики покупательной способ¬ности и потребительских расходов; 
- реальный ВВП на душу населения.

 
Одним из основных регуляторов уровня жизни населения  является минимальный потребительский  бюджет.  
Минимальный потребительский бюджет представляет собой величину расходов на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека на минимально приемлемом уровне. МПБ рассчитывается на основе денежной оценки минимальной потребительской корзины, включающей товары первой необходимости, а также ряд услуг социально-культурного характера. Одним из важнейших понятий является понятие "черта бедности". По методологии ООН применяются два подхода к определению "черты бедности": относительной и абсолютной основы.

 В первом случае  он строится на дифференциации  порога бедности в сопоставлении  с определенным средним стандартом. Так, наибольшее распространение  получило установление порога  бедности путем его процентного  соотношения со средним уровнем  доходов. Европейское экономическое  сообщество определяет два уровня  бедности: 40% и 60% от уровня среднего  дохода взрослого человека. По  методологии Международной организации  труда (МОТ) к бедному относится  население, уровень доходов которого  составляет 2/3 и менее от среднего  по стране.Критерием бедности может служить доля затрат на питание в расходах различных семей. Такая методика получила широкое распространение в США, где величина порога бедности задается в размере 1/3 всех затрат семейного бюджета на питание с учетом изменения цен.  
Об уровне жизни населения можно судить по структуре минимального потребительского бюджета. Общепризнано, если доля расходов на питание в семейных бюджетах составляет более 30%, это свидетельствует о низком жизненном уровне страны.  
Разработка рационального потребительского бюджета позволит создать научно обоснованную систему регулирования доходов различных групп населения.  
Социальная защита - это обеспечение стабильности в обществе, гарантия населению его социально-экономических прав. Для трудоспособных граждан - это право на экономическую деятельность, на труд, достаточный заработок, для нетрудоспособных и малообеспеченных - на поддержание достойного уровня жизни.  
В системе социальной защиты можно выделить несколько подсистем:  
- защита всех социальных групп населения; 
- социальные гарантии трудоспособным членам общества; 
- меры социальной защиты нетрудоспособного населения. 
Система социальной защиты предполагает комплекс мер по регулированию доходов и уровня жизни населения, обеспечению гарантий в области занятости, вознаграждений за труд, социальной защищенности нетрудоспособных членов общества; Социальные гарантии должны распространяться на все общество, создавая благоприятный социальный климат для всех его слоев.  
К числу важнейших социальных гарантий в сфере производства относится установление нижней границы зарплаты, размер которой зависит от принятого минимального стандарта условий жизни и потребления в каждый временной период.  
Уровень минимальной оплаты для лиц наемного труда должен быть жестко привязан к размеру соответствующего минимального потребительского бюджета. Периодичность пересмотра прожиточного минимума также является нормативной величиной и в принципе может измеряться в зависимости от темпов экономической динамики.  
Основными направлениями социальной защиты нетрудоспособных граждан является государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальная помощь. Уровень их зависит от состояния экономики.  
Система социальной защиты - механизм долговременного действия, который регулирует оплату труда, пенсионное и социальное обеспечение, что реализуется через социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальная заработная плата, пенсии, пособия и т.п.).  
Социальная политика государства на ближайшую перспективу направлена на стабилизацию уровня жизни населения и создание условий для его дальнейшего роста.  
 
1.2.2 Механизм индексации доходов населения. 

Информация о работе Экономическая выгода