В
ст. 11 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» в несколько иной
интерпретации повторяются закрепленные
в конституции РФ экологические
права, а также перечисляются
возможные способы реализации гражданами
своих экологических прав. Так, помимо
права на благоприятную окружающую
среду, гражданин имеет право
на защиту этой среды от негативного
воздействия, вызванного хозяйственной
или иной деятельностью, чрезвычайными
ситуациями природного и техногенного
характера, а также на возмещение
вреда причиненного окружающей среде.
Реализуя
свои экологические права граждане
могут:
- создавать
общественные объединения, фонды и иные
некоммерческие организации, осуществляющие
деятельность в области охраны окружающей
среды;
- направлять
обращения в органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, иные
организации и должностным лицам о получении
своевременной, полной и достоверной информации
о состоянии окружающей среды в местах
своего проживания, мерах по её охране;
- принимать
участие в собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетировании, сборе подписей
под петициями, референдумах по вопросам
охраны окружающей среды и в иных не противоречащей
законодательству Российской Федерации
акциях;
- выдвигать
предложения о проведении общественной
экологической экспертизы и участвовать
в её проведении в установленном порядке;
- оказывать
содействие органам государственной власти
Российской Федерации, органам государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органам местного самоуправления в решении
вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться
в органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и иные организации
с жалобами, заявлениями и предложениями
по вопросам, касающимся охраны окружающей
среды, негативного воздействия на окружающую
среду, и получать своевременные и обоснованные
ответы;
- предъявлять
иски в суд о возмещении вреда окружающей
среде;
- осуществлять
другие предусмотренные законодательством
права.
Давая
определение экологическим правам
граждан, следует отметить, что это
закрепленные в Конституции Российской
Федерации и иных нормативных
правовых актах, а также допускаемые
(не запрещенные) ими формы волеизъявления
граждан в сфере природопользования,
охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности, создание
препятствий, в реализации которых
может повлечь за собой негативные
для нарушителей этих прав последствия
в установленном законом порядке.
Экологические
обязанности граждан в общем
виде закреплены в ст. 58 Конституции
РФ, которая обязывает каждого
сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам.
Статья
11 Федерального закона «Об охране окружающей
среды», практически дословно дублируя
конституционную норму, вменяет
обязанность гражданам соблюдение
иных требований законодательства.
В
перечисленных нормах правомерно классифицировать
экологические обязанности как
общие, поскольку приведенные формулировки
не раскрывают способы осуществления
обязанностей, что по сути своей
исключает возможность привлечения
физического лица к ответственности
за их неисполнение.
В
самом деле, сохранять природу
можно путем активного волеизъявления,
например, делая добровольные взносы
на реализацию природоохранных мероприятий.
Но такие действия, как указывалось выше,
относятся к правам граждан. В тоже время
непринятие гражданином никаких мер для
сохранения окружающей среды в своей повседневной
жизни тоже нельзя вменять ему в вину в
случае фактического отсутствия вреда
окружающей среде от его бездействия.
А
ведь смысл установления любых обязанностей
заключается в том, что неисполнение
их субъектами, на которых возложены
такие обязанности, должно влечь
за собой негативные последствия
для нарушителей.
Таким
образом, правомерно говорить о специальных
экологических обязанностях, которые
закрепляются в законодательных
актах, конкретизируя общие экологические
обязанности. То есть в отличие от
перечисленных выше самостоятельных
групп экологических прав граждан
и иных лиц, в данном случае отмечается
обусловленность (зависимость) специальных
экологических обязанностей от общих.
Содержательная
сторона экологических обязанностей
может выражаться как в форме
закрепленных в законодательных
и подзаконных актах требований
воздержаться от совершения чего-либо,
так и форме требований совершить
какие-либо действия.
В
первом случае в качестве примера
можно привести ситуацию, когда физическое
лицо - предприниматель, у которого
решением уполномоченного органа приостановлено
действие лицензии на природопользование,
должен соблюдать требования, выданного
ему предписания и воздерживаться
от запрещенных при этом действий.
В
свою очередь исполнение обязанностей
в форме совершения действия осуществляется,
например, при направлении гражданином-предпринимателем
платежа за пользование природными
ресурсами. Неисполнение таких обязанностей
будет влечь за собой конкретные
негативные последствия, предусмотренные
нормами соответствующих законов.
Установленные
в нормативных правовых актах
требования могут носить как прямой,
так и опосредованный характер.
Например,
ст. 92 Водного кодекса РФ прямо
обязывает водопользователей, в
том числе и граждан, соблюдать
режим использования водоохранных
зон, который в свою очередь установлен
Положением о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных защитных полосах,
утвержденным постановлением Правительства
от 23.11.1996.№ 1404. То есть на лицо, хотя и конкретизированное
в подзаконном правовом акте, но достаточно
ясное (прямое) требование по соблюдению
установленного режима.
В
тоже время ст. 66 Федерального закона
«Об охране окружающей среды» предоставляет
государственным экологическим
инспекторам право предъявлять
требования и выдавать предписания
физическим лицам об устранении нарушения
законодательства в области охраны
окружающей среды и нарушений
природоохранных требований, выявленных
при осуществлении государственного
экологического контроля. Этому праву
корреспондирует обязанность физического
лица выполнять требования, содержащиеся
в предписании.
Исходя
из вышесказанного, следует отметить,
что круг экологических обязанностей
граждан и иных физических лиц
достаточно широк и может устанавливаться
органами публичной власти в рамках
предоставленной им компетенции
путем принятия (издания) нормативных
правовых актов (законов, постановлений
и т. д.). В этом смысле главная
задача участников нормотворческого процесса
при установлении правообязывающих,
ограничительных и запрещающих норм заключается:
- в учете общественной
потребности в установлении экологических
обязанностей;
- в необходимости
четкого формулирования существа экологических
обязанностей в целях единообразного
понимания их в правоприменительной практике;
- в обеспечении
законными, своевременными и адекватными
средствами принуждения любого факта
уклонения от исполнения экологических
обязанностей.
Целью
установления экологических обязанностей
является обеспечение рационального
природопользования, охраны окружающей
среды и экологической безопасности.
Давая
определение экологическим обязанностям
граждан, следует отметить, что это
закрепленные в нормативных правовых
актах в форме запретов, правообязывания
и ограничений и адресуемые гражданам
требования, неисполнение либо не надлежащее
исполнение которых может повлечь за собой
негативные для нарушителей последствия
в установленном законом порядке.
- "КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 12.12.1993 г.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "ОБ
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" (принят ГД
ФС РФ 20.12.2001)
- "ВОДНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006
N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 19.06.2007)
- Экологическое
право. Курс лекций и практикум. Под редакцией
доктора юридических наук, профессора
Ю. Е. Винокурова. 2007 г.