Экологические правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:58, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выявление проблем, связанных с экологическим правоотношениями.
Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «экологические правоотношения»;
выявить виды экологических правоотношений;

Оглавление

Введение

1. Понятие и виды экологических правоотношений.

2. Субъекты экологических правоотношений.
Правоспособность и дееспособность.
3. Объекты экологических правоотношений.
4. Содержание экологических правоотношений.
5. Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений.
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

    Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного  законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

    Таким образом, субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права - физические лица и организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Объекты экологических правоотношений  

    Экологические   правоотношения  обладают специфическими признаками, и в первую очередь эту специфику на них накладывают объекты этих  правоотношений .

    Под объектами  правоотношений  в правовой литературе традиционно понимается то, по поводу чего складывается данное  правоотношение . А поскольку  правоотношения  складываются либо по поводу каких-нибудь объектов материального мира, либо по поводу какого-то определенного порядка, то и в  экологических   правоотношениях  объекты, как правило, подразделяют на  две основные группы, указанные ниже.

    Следовательно, в рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

    К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования).

    Вторая  группа - отдельные природные объекты и ресурсы - земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

    Применительно к вопросу об объектах экологических  правоотношений целесообразно рассмотреть  также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие  объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

    Таким образом, объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. 
 
 

4. Содержание экологических  правоотношений 

    Содержание  экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

    Субъективное  экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право - это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) 6.

    Субъективные  права, установленные в экологическом  праве, по своему содержанию и характеру  различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».7

    Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

    Юридическая обязанность является мерой поведения  субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях  охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

    Юридические обязанности в экологическом  праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что  в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия».8

    Таким образом, совокупность субъективных экологических прав и юридических обязанностей и определяет собой содержание экологических правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Возникновение, изменение  и прекращение

экологических правоотношений 

    Основаниями возникновения, изменения и прекращения  экологических правоотношений являются юридические факты.

    Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

    Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные.

    Все действия классифицируются на юридические акты и поступки. Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» «выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ».9

      Юридическим актом в данном  случае будет обращение лица - владельца стационарного источника  загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

    Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

    В контексте рассмотрения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

    Наиболее  существенной причиной низкой эффективности  экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

    События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

    Таким образом, юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. 
 
 

    Заключение 

    Экологические правоотношения направлены на обеспечение  интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е. отношений собственности  на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Посредством экологических правоотношений реализуются  предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального  природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Экологические правоотношения, будучи выделенными  по отраслевому признаку, в зависимости  от иных оснований классификации весьма разнообразны (подразделяются на регулятивные и охранительные, абсолютные и относительные и т.д.)

    Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны.

    Субъектами  экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью. Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы - физические и юридические лица.

    Следовательно, содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

    Необходимо  отметить, что основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты (действия и события). Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки.

    Таким образом, экологические  правоотношения - это реально существующие общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

     Рассматривая  круг вопросов, касающихся  экологических правоотношений, можно с уверенностью сказать, что данная тема реферата нуждается в дальнейшей разработке и  требует более детального изучения со стороны не только правоведов, но ученых различных специальностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы

Источники: 
 

1.Конституция  РФ от 12.12.1993  // Собрание законодательства РФ от 26.01.2009 №4 Ст.445. 

2.Ст.37  Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2009)    //Собрание законодательства РФ от 14.01.2002   №2 Ст.133. 

3.Ст.38  Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2009)    //Собрание законодательства РФ от 14.01.2002   №2 Ст.133. 
 

Информация о работе Экологические правоотношения