Экологические права и обязанности граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:37, реферат

Краткое описание

Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан………………….4
1.1 Права граждан в области охраны окружающей среды…………………………7
2. Экологические обязанности граждан и их объединений……………………………14
3. Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений………………………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

Экологические права и обязанности граждан.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

    Проблемам, возникающим при получении, использовании, защите информации, уделяется внимание в рамках практически всех отраслей российского права.

    Так, Ч. 2 СТ. 24 Конституции предусматривает  обязанность органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы. Данное положение  корреспондирует и с Ч. 4 СТ. 29 Конституции, согласно которой каждый имеет право  свободно искать и получать необходимую  для него информацию (в том числе  в сфере экологии).

    Под экологической информацией понимается любая информация о состоянии  вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о  деятельности, факторах и мерах, которые  оказывают или могут оказать  воздействие на них, а также о  запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а, кроме того, о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды.

    Указанной информацией располагают, в первую очередь, специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды. Такую информацию о состоянии окружающей среды  они получают посредством мониторинга (наблюдения за качественным состоянием окружающей среды). Однако если речь идет о размере и характере вредного воздействия хозяйствующего субъекта, то по запросу общественного экологического объединения соответствующую информацию обязан предоставить его руководитель.

    Также возникают сложности с привлечением к ответственности должностных  лиц, виновных в непредставлении  экологической информации, несмотря на наличие соответствующего состава  правонарушения. Так, ст. 8.5 «Сокрытие  или искажение экологической  информации» КоАП предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на них, о радиационной обстановке, а также искажение сведений о состоянии земель, водных и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. В определении объективной стороны состава указанного правонарушения четкую правовую регламентацию имеют только категории «своевременная» и «достоверная» информация.

    Законами  предусмотрен срок рассмотрения заявления  граждан о предоставлении информации (1 месяц), пропуск которого означает нарушение должностными лицами требований закона. Недостоверной информацией  могут считаться заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения о состоянии окружающей среды. Типичным примером была авария на Чернобыльской АЭС, правду о которой  российские граждане узнали с большим опозданием. До этого соответствующие должностные лица сообщали, что ничего особенного на Чернобыльской АЭС не произошло, Т.е. предоставляли не достоверную экологическую информацию.

    Категория «полная» информация носит оценочный характер. Оценка полноты предоставленных сведений зависит от содержания и четкости предмета информационного запроса, сформулированного гражданами и их объединениями. В этом плане как раз и существуют сложности субъективного плана, связанные с тем, что граждане не всегда обладают необходимыми знаниями для того, чтобы юридически грамотно сформулировать вопрос к соответствующим должностным лицам. Следовательно, «полнота» или «не полнота» ответа соответствующих должностных лиц на запросы граждан подлежат индивидуальной оценке, в которой могут присутствовать элементы субъективизма, поскольку законом критерии «полноты» экологической информации не определены.

    Одним из способов реализации права граждан  на экологическую информацию могло  бы стать более широкое распространение  Государственного доклада о состоянии  окружающей среды. Такой доклад издается на уровне Российской Федерации и  субъектов РФ и отражает реальные факты состояния окружающей среды, но он не доступен для широкого ознакомления. Например, Федеральный доклад публикуется  в газете «Зеленый мир», число читателей которой невелико, а Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды субъекта РФ не публикуется в средствах массовой информации и не поступает в открытую продажу.

    Необходимо  подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 №2 5485-1 «О государственной  тайне» информация о состоянии окружающей среды не относится к числу  сведений, которые составляют государственную  тайну.

    4. Граждане вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы.

    Праву граждан на обращение соответствует  обязанность органов и должностных  лиц рассмотреть в установленном  порядке и определенный срок обращения  граждан и уведомить их о результатах. Действующее законодательство предусматривает  три основные формы обращения.

    1. Граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по совершенствованию работы природоохранных органов, их структуры, путей решения отдельных экологических задач. Посредством заявления гражданин обращается к конкретному должностному лицу о содействии в реализации принадлежащего ему конституционного права на благоприятную окружающую среду, основные элементы которого конкретизированы в законах РФ и субъектов РФ. Подавая жалобы, граждане вправе требовать устранения допущенных нарушений своих экологических прав в результате принятия решения, либо иных действий (бездействия) соответствующих должностных лиц. Предложения и заявления подаются тем должностным лицам, в ведении которых находится решение соответствующего экологического вопроса. Жалобы подаются должностным лицам, в подчинении которых находится лицо, принявшее обжалуемое решение, либо в суд.

    2. Граждане вправе предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде, а также их жизни, здоровью и имуществу.

    Л. Н. Буркова под экологическим  вредом понимает любое ухудшение  состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических  требований и связанное с ним  любое умаление охраняемого законом  материального и нематериального  блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и  юридических лиц.

    3. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного окружающей среде, следует рассмотреть в контексте действующего законодательства.

    Согласно  ч. 1 ст. 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, граждане и организации вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Такая же возможность продублирована и в п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды.

    Существует  множество примеров реализации гражданами и их объединениями своего конституционного права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, посредством  обращения в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ.

    Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений  статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "О  социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были признаны неконституционными положения указанного Федерального закона об уменьшении размера  выплат и льгот гражданам, пострадавшим от радиации, сужен круг лиц, пользующихся такими льготами. Суд указал на недопустимость сокращения объема обязательств, ранее  принятых на себя государством в отношении  таких граждан.

    В последние годы формируется и  практика защиты экологических прав на международном уровне, поскольку  Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 декабря 1950 г.). Следовательно, российские граждане и юридические лица получили возможность обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека, когда исчерпаны внутригосударственные возможности защиты их экологических прав. 
 
 
 

  2. Экологические обязанности граждан и их объединений

    Под обязанностями в юридической  науке понимается установленные  законом вид и мера должного, общественно  необходимого поведения, обеспечивающего  право другой стороны и гарантированного государством. В отличие от прав граждан, реализуемых свободно и  по своему усмотрению, обязанность  как предусмотренная Конституцией и экологическим законодательством  форма регулирования общественных отношений, опирается на властное начало, предполагающее в случае необходимости  государственное принуждение.

    Экологические обязанности тесно связаны с  субъективными правами - это парные, взаимосвязанные категории.

    В отличие от большинства обязанностей, предусмотренных нормами гражданского права, и направленных на обеспечение  интересов отдельных граждан  или хозяйствующих субъектов, предусмотренные  п. 3 ст. 11 Закона об охране окружающей среды  экологические обязанности устанавливаются  в интересах общества в целом. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения. Данная норма конкретизирует положения ст. 58 Конституции, согласно которой каждый обязан сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам.

    Аналогично  правам Конституция разграничивает также и обязанности человека и гражданина. Например, в соответствии со ст. 59 Конституции обязанность  защиты отечества возложена только на граждан. Относительно обязанности  беречь природу и окружающую среду, Конституция использует термин «каждый», распространяя эту обязанность как на российских, так и на иностранных граждан и апатридов, находящихся на территории РФ.

    Рассматривая  экологические обязанности необходимо, во-первых, разграничивать экологические  обязанности граждан и юридических  лиц (к последним примыкают граждане-предприниматели). Во-вторых, следует различать экологические обязанности в различных сферах взаимодействия человека и природы (строительство, размещение отходов, водопользование, лесопользование и т.д.).

    Другая  классификация экологических обязанностей граждан и их объединений, предусмотренных  ст. 58 Конституции и различными актами экологического законодательства, предполагает их подразделение на экологические  обязанности общего и специального характера.

    Так, п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды  предусматривает общую обязанность  граждан, причинивших вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи и иного вредного воздействия возместить его в  полном объеме.

    В соответствии со ст. 13 ЗК на собственников, владельцев, пользователей и арендаторов  земельных участков возложена специальная  обязанность по охране земель от различных  видов вредного воздействия, а также  бережному отношению к земле  как природному объекту, вытекающая из наличия прав на земельный участок  Аналогичные специальные природоохранные  требования содержаться в лесном, водном, горном и ином природоресурсовом законодательстве. Эти нормы отраслевых законов корреспондируют с положениями ст. 36 Конституции, в которой выделяется обязанность не наносить ушерба окружающей среде при владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами.

    Отдельная группа специальных экологических  обязанностей предусмотрена экологическим  законодательством для граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также для граждан, занимающих определенную должность. Так, п. 1 ст. 73 Закона об охране окружающей среды  предусматривается, что руководители организаций и специалисты, ответственные  за принятие решений при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может  оказать негативное воздействие  на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан