Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:37, реферат
Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан………………….4
1.1 Права граждан в области охраны окружающей среды…………………………7
2. Экологические обязанности граждан и их объединений……………………………14
3. Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений………………………………………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………………....21
Проблемам, возникающим при получении, использовании, защите информации, уделяется внимание в рамках практически всех отраслей российского права.
Так,
Ч. 2 СТ. 24 Конституции предусматривает
обязанность органов
Под
экологической информацией
Указанной
информацией располагают, в первую
очередь, специально уполномоченные органы
государства в области охраны
окружающей среды. Такую информацию
о состоянии окружающей среды
они получают посредством мониторинга
(наблюдения за качественным состоянием
окружающей среды). Однако если речь идет
о размере и характере вредного
воздействия хозяйствующего субъекта,
то по запросу общественного
Также
возникают сложности с
Законами
предусмотрен срок рассмотрения заявления
граждан о предоставлении информации
(1 месяц), пропуск которого означает
нарушение должностными лицами требований
закона. Недостоверной информацией
могут считаться заведомо ложные,
не соответствующие
Категория «полная» информация носит оценочный характер. Оценка полноты предоставленных сведений зависит от содержания и четкости предмета информационного запроса, сформулированного гражданами и их объединениями. В этом плане как раз и существуют сложности субъективного плана, связанные с тем, что граждане не всегда обладают необходимыми знаниями для того, чтобы юридически грамотно сформулировать вопрос к соответствующим должностным лицам. Следовательно, «полнота» или «не полнота» ответа соответствующих должностных лиц на запросы граждан подлежат индивидуальной оценке, в которой могут присутствовать элементы субъективизма, поскольку законом критерии «полноты» экологической информации не определены.
Одним
из способов реализации права граждан
на экологическую информацию могло
бы стать более широкое
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 №2 5485-1 «О государственной тайне» информация о состоянии окружающей среды не относится к числу сведений, которые составляют государственную тайну.
4. Граждане вправе обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы.
Праву
граждан на обращение соответствует
обязанность органов и
1. Граждане могут обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по совершенствованию работы природоохранных органов, их структуры, путей решения отдельных экологических задач. Посредством заявления гражданин обращается к конкретному должностному лицу о содействии в реализации принадлежащего ему конституционного права на благоприятную окружающую среду, основные элементы которого конкретизированы в законах РФ и субъектов РФ. Подавая жалобы, граждане вправе требовать устранения допущенных нарушений своих экологических прав в результате принятия решения, либо иных действий (бездействия) соответствующих должностных лиц. Предложения и заявления подаются тем должностным лицам, в ведении которых находится решение соответствующего экологического вопроса. Жалобы подаются должностным лицам, в подчинении которых находится лицо, принявшее обжалуемое решение, либо в суд.
2. Граждане вправе предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде, а также их жизни, здоровью и имуществу.
Л.
Н. Буркова под экологическим
вредом понимает любое ухудшение
состояния окружающей среды, произошедшее
вследствие нарушения правовых экологических
требований и связанное с ним
любое умаление охраняемого законом
материального и
3. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного окружающей среде, следует рассмотреть в контексте действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК в случаях, предусмотренных законом, граждане и организации вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Такая же возможность продублирована и в п. 1 ст. 11 Закона об охране окружающей среды.
Существует множество примеров реализации гражданами и их объединениями своего конституционного права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, посредством обращения в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ.
Так,
постановлением Конституционного Суда
РФ от 01.12.1997 № 18-П «По делу о проверке
конституционности отдельных
В
последние годы формируется и
практика защиты экологических прав
на международном уровне, поскольку
Российская Федерация присоединилась
к Конвенции о защите прав человека
и основных свобод (г. Рим, 4 декабря
1950 г.). Следовательно, российские граждане
и юридические лица получили возможность
обращаться для защиты своих имущественных
и личных неимущественных прав в Европейский
суд по правам человека, когда исчерпаны
внутригосударственные возможности защиты
их экологических прав.
2. Экологические обязанности граждан и их объединений
Под
обязанностями в юридической
науке понимается установленные
законом вид и мера должного, общественно
необходимого поведения, обеспечивающего
право другой стороны и гарантированного
государством. В отличие от прав
граждан, реализуемых свободно и
по своему усмотрению, обязанность
как предусмотренная
Экологические обязанности тесно связаны с субъективными правами - это парные, взаимосвязанные категории.
В
отличие от большинства обязанностей,
предусмотренных нормами
Аналогично правам Конституция разграничивает также и обязанности человека и гражданина. Например, в соответствии со ст. 59 Конституции обязанность защиты отечества возложена только на граждан. Относительно обязанности беречь природу и окружающую среду, Конституция использует термин «каждый», распространяя эту обязанность как на российских, так и на иностранных граждан и апатридов, находящихся на территории РФ.
Рассматривая
экологические обязанности
Другая
классификация экологических
Так,
п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды
предусматривает общую
В
соответствии со ст. 13 ЗК на собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов
земельных участков возложена специальная
обязанность по охране земель от различных
видов вредного воздействия, а также
бережному отношению к земле
как природному объекту, вытекающая
из наличия прав на земельный участок
Аналогичные специальные
Отдельная группа специальных экологических обязанностей предусмотрена экологическим законодательством для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также для граждан, занимающих определенную должность. Так, п. 1 ст. 73 Закона об охране окружающей среды предусматривается, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Информация о работе Экологические права и обязанности граждан