Экологическая функция государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены международный и внутригосударственный аспекты экологической обязанности государства, а также основные способы осуществления экологической обязанности государством.
Таким образом целью курсовой работы является рассмотрение обязанностей государства в экологической сфере ее деятельности. Следовательно, среди задач данной работы можно выделить следующие: рассмотреть общие положения об обязанности государства, рассмотреть характеристику экологической обязанности государства и каким образом реализуется экологическая обязанность.

Оглавление

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие и признаки обязанностей государства 5
1.2. Классификация обязанностей государства 7
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ 12 ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Роль экологической обязанности в деятельности государства 12
2.2. Внутренняя экологическая обязанность государства 13
2.3. Внешняя экологическая обязанность государства 17
2.4. Формы осуществления экологической обязанности государства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28

Файлы: 1 файл

курсовая.Содержание. Экологическая Функция Государства.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 Вхождение России в международное экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом в развитии экологического сознания российских граждан.9 А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства. Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и   внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах  показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом.  Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

2.4. Формы осуществления экологической обязанности государства

 Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды обеспечивается:

- планированием  и нормированием качества окружающей  природной среды, мерами по  предотвращению экологически вредной  деятельности и оздоровлению  окружающей природной среды, предупреждению  и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; 
- социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; 
- предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; 
- возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

- государственным  контролем за состоянием окружающей  природной среды и соблюдением  природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности  лиц, виновных в нарушении требований  обеспечения экологической безопасности населения.

 Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания. Следует отметить, что действия государства по дифференцированию и отбору интересов, подлежащих к переводу на охраняемый законом уровень, имеют во многом дискретный характер, что объясняется «неидеальностью» государства как механизма публичной власти, осуществляемой в интересах всего общества. Соответственно, общезначимые экологические интересы еще далеко не в должной степени отражаются государством в его политике и в законодательстве.   
          Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

  К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов.  
Важным принципом охраны окружающей природной среды, как уже упоминалось, является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды.10 Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей природной среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения 

Таким образом, можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

- Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

- Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое

значение в  современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. 
- Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений. 
- Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Особенно нужно отметить важную задачу государства – повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных организаций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из приоритетных направлений реализации экологической  функции государства сегодня может считаться построение обоснованных экономических отношений между природопользователями, государством и обществом по поводу использования и охраны объектов окружающей среды.         В основу таких отношений должен быть положен принцип обеспечения общественных экологических интересов при осуществлении      природопользования, реализуемый посредством справедливого распределения выгод от соответствующей деятельности и возможно полной компенсации причиняемого при этом экологического вреда. Экологическая функция государства пересекается здесь с его функциями экономического характера и деятельностью в качестве не властвующего субъекта, что неизбежно порождает противоречивость государственной политики. С целью обеспечения в подобных отношениях публичных экологических интересов государство в своей деятельности должно исходить из связанности конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

 В сфере государственной, а точнее – национальной экологической политики задача обеспечения публичных экологических интересов должна решаться посредством построения и последующей реализации системы экономических, политических, организационных, идеологических, а также правовых приоритетов.11 Главным правовым приоритетом может считаться предупреждение и наиболее полное возмещение экологического вреда. Приоритет в таком звучании не конкурирует с актуальными направлениями совершенствования законодательства, не претендует на изменение целей эколого-правового регулирования и государственной политики охраны окружающей среды, но обозначает пути их достижения, указывает точку приложения правового воздействия на отношения по охране окружающей среды.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативно-правовые акты

1.1 Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием от 12.12.1993г.

1.2 Федеральный Закон от 10.01.2002  N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды ” (ред. от 19.07.2011) // Российская газета, 12.01.2002,)

1.3 Федеральный Закон от 31 декабря 2008 г. N 7-ФЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" (ред. от 17.07.2011) // Российская газета, 2008, 31 декабря).

1.4 Постановление  Правительства РФ от 25.09.2008 №716 «  О должностных лицах федеральной службы по надзору природа пользования и ее территориальных органов, осуществляющих государственный контроль ( федеральных государственных инспекторов области охраны окружающей среды)» // Собрание законодательства 29.09.2008 №3 ст. 4453.

1.5 Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285 «О перечне объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» // Собрание законодательства РФ 6.04.2009 г. №14 ст. 1668

 

2. Специальная литература

2.1 Аббасов Ф.Н., Байрамов Ф.Д. К вопросу о понятии «функции государства». История государства и права, 2003, №5, 8-11. 
2.2 Бошно С.В. Теория государства и права. М.: 2007. 
2.3 Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Экологическое право, 2008, №1, 6-9. 
2.4 Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России. Общественные науки и современность, 2002, №1. 
2.5 Воеводин Л.Д. Статус личности в России, М.: 2007 
2.6 Васильева М.И. Публичные экологические интересы: проблемы теории. Экологическое право, 2004, №4, 12-20. 
2.7 Вербицкий В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности РФ: Автореф. Дис. Канд. Рид. Наук. М., 2009. – Цитировано по: Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42.   
2.8 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник, М.: 2006.

2.9 Дзейтов С.А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Автореф. Дис. … канд. Юрид. Наук. СПб, 2010. – Цитировано по: Мамонов В.В., Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42.  

2.10 Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность». Правоведение, 2007, №1, 115-119.

2.11 Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Под ред. С.А. Боголюбова, Юридический дом «Юстицинформ», 2002. 
2.12 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2003.

2.13 Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42.   
2.14 Мастушкин М.А., Административная реформа и государственное экологическое управление. Государственная служба, 2004, №4, 78-85.

2.15 Теория государства и права: курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко, М.: Зерцало, ТЕИС, 2007. 
2.16 Теория государства и права. Под ред.: Н.А. Катаев, В.В. Лазарев, Уфа, 1994. 
2.17 Теория государства и права. Под ред. Кутафина, М.: 2007. 
2.18 Федеральный фонд учебных курсов. Правоведение.  http://www.ido.edu.ru/ffec/juris/ju29.html#29-17

2.19 Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам. Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54. 

1 Бошно С.В. Теория государства и права. М.: 2007.

2 Воеводин Л.Д. Статус личности в России, М.: 2007

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник, М.: 2006.

4 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2003.

5 Васильева М.И. Публичные экологические интересы: проблемы теории. Экологическое право, 2004, №4, 12-20. 

6 Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Экологическое право, 2008, №1, 6-9. 

7 Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России. Общественные науки и современность, 2002, №1. 

8 Мастушкин М.А., Административная реформа и государственное экологическое управление. Государственная служба, 2004, №4, 78-85.

9 Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность». Правоведение, 2007, №1, 115-119.

10 Аббасов Ф.Н., Байрамов Ф.Д. К вопросу о понятии «функции государства». История государства и права, 2003, №5, 8-11. 

11 Васильева М.И. Публичные экологические интересы: проблемы теории. Экологическое право, 2004, №4, 12-20. 


Информация о работе Экологическая функция государства