Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является предоставление цельного и системного понимания становления и развития лизинга в России.
А – актуальность. Сегодня понимание лизинга и финансовых инструментов на его основе, в условиях мирового финансового кризиса как никогда актуальны.
Ц – цели. Целью, данной курсовой работы, является изучение формирования лизинга, истории его возникновения, фактического применения в наше время, как в мире, так и в нашей стране, а также в связи с постоянными изменениями в мировом сообществе изучить тенденции возможного его развития.
З – задачи. Поэтому в своей работе я поставила задачи: изучить материалы по лизингу, используя свежие учебные пособия по финансам, печатные издания («Банковское кредитование», «Организация продаж банковских продуктов» и др.) опубликованные в системе «Гарант», а также самую новую информацию, находящуюся на финансово-экономических порталах всемирной сети Интернет.
Введение
История возникновения и понятие лизинга
Российское и международное законодательство о лизинге. Совершенствование российского законодательства о лизинге
Объекты и субъекты лизинга
Виды лизинга
Объемы и темпы роста отечественного рынка лизинга
Иностранные источники финансирования и налоги
Современное положение в российском лизинговом секторе
Перспективы развития российского рынка лизинговых услуг
Заключение
Список используемой литературы
5.
Объемы и темпы
роста отечественного
рынка лизинга
Исполнительный директор Discovery Leasing Advisory Services Василий Кашкин, говоря об объеме и темпах роста отечественного рынка лизинга, обратил внимание на то, что, несмотря на определенные затруднения с финансированием у ряда компаний во второй половине 2007 года, абсолютный размер прироста лизинговых сделок по итогам минувшего года стал максимальным за всю историю лизинга в России.
Проблемы, связанные с затрудненным финансированием, пока коснулись в основном малых лизинговых компаний, преимущественно региональных. Основная же доля российского рынка приходится на несколько десятков крупнейших лизингодателей, которые пока не испытывают проблем с финансированием. Именно поэтому пока кризис ликвидности не слишком сильно снизил темпы прироста лизингового бизнеса. Представители некоторых крупных лизингодателей даже отмечают, что кризис ликвидности позволил им заключать во втором полугодии 2007 года больше сделок, чем планировалось, за счет обращений клиентов, которые не смогли получить финансирование в банках.
Абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года превысил $10 млрд. Это больше, чем размер самого российского рынка лизинга в течение последних лет, кроме 2006 года. Также это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.
Данные 112 опрошенных лизинговых компаний показывают, что отмечаемый всеми рост объемов российского рынка лизинга, по всей видимости, не является случайным или разовым скачком, а носит фундаментальный характер. Об этом говорят несколько статистических показателей.
Во-первых, прирост выручки лизинговых компаний оказался примерно равен приросту нового бизнеса. По итогам первого полугодия 2007 года лизинговые компании получили 95% выручки всего 2006 года. Выручка - это по определению более фундаментальный показатель, чем "новый бизнес". Новый бизнес позволяет увидеть успехи компаний и рынка в отдельно взятом году, в то время как выручка подводит как бы итог деятельности компании за несколько лет. Кроме того, новые, недавно заключенные сделки теоретически могут оказаться неудачными и быть расторгнуты, тогда как выручка отражает поступления только от успешных сделок. Поэтому рост выручки говорит о том, что рост лизинговых компаний носит планомерный, неконъюнктурный характер.
Во-вторых, вырос суммарный размер собственного капитала лизинговых компаний. Для 104 негосударственных лизинговых компаний этот показатель составил 29,5 млрд руб. по состоянию на июль 2007 года. Годом раньше для 104 негосударственных лизингодателей этот показатель был равен 22,7 млрд руб. То есть прирост составил 30%. А по сравнению с 2005 годом этот показатель вырос более чем в два раза. Отставание прироста капитала от прироста выручки и нового бизнеса объективно, так как изменения в капитале - это ответственный шаг для компании, который обычно планируется и осуществляется за срок, больший чем полгода.
По мнению В. Кашкина, рост капитала является весьма позитивной тенденцией, свидетельствующей о "взрослении" рынка лизинга, увеличении его финансовой независимости, росте способности напрямую привлекать заемное финансирование, в том числе зарубежное. Увеличение капитала свидетельствует о долгосрочных серьезных намерениях собственников относительно развития своего лизингового бизнеса в России.
Для 104 негосударственных лизинговых компаний - участников проведенного исследования среднее отношение нового бизнеса к собственному капиталу составило 6,5 к 1. Показатель финансового рычага, то есть отношение собственного капитала к заемному составляет, по оценке Discovery Leasing Advisory Services, 1:3 у негосударственных лизинговых компаний (аванс лизингополучателя в данном случае не рассматривается как заемное финансирование). Этот показатель является вполне приемлемым как с точки зрения зарубежной практики лизингового и кредитного бизнеса, так и с точки зрения кредитной практики российских банков.
Лишь два ключевых показателя лизинговой деятельности, считает В. Кашкин, демонстрируют некоторую стагнацию. Прежде всего это показатель чистой прибыли. По итогам 2007 года суммарный размер чистой прибыли 105 компаний лишь незначительно превысил показатель предыдущего года. Если учесть увеличение объема нового бизнеса и выручки за год, то это фактически означает снижение нормы прибыли.
Данное
очень существенное изменение в
работе лизинговых компаний вызвано
двумя причинами. За счет снижения прибыли
подпитывается динамичная экспансия
лизинговых компаний. Такое расширение
предполагает значительные вложения в
инфраструктуру бизнеса - филиалы, персонал,
программное обеспечение, рекламу и т.д.
Также не исключено, что в погоне за наращиванием
портфеля лизинговые компании готовы
идти на сделки с более низкой рентабельностью,
только чтобы заполучить перспективных
клиентов и занять перспективные ниши
рынка. С ростом рынка растет и конкуренция
между лизингодателями, и это тоже стимулирует
снижение их маржи и прибыли. В то же время
увеличение масштабов компаний позволяет
им эффективно работать при более низкой
относительной прибыли. Это, в конечном
счете, идет только на пользу как лизингополучателям,
так и самим лизинговым компаниям. Кроме
того, благостную картину роста рынка
несколько портит ложка дегтя, связанная
с сегментом возвратного лизинга. Несмотря
на общий рост рынка лизинга, этот сегмент
фактически стагнирует вот уже несколько
лет подряд. Это практически полностью
обусловлено позицией налоговых органов,
которые часто (и обычно безосновательно)
рассматривают возвратный лизинг как
притворную сделку с целью извлечения
необоснованных налоговых выгод. В результате
возвратный лизинг применяется сравнительно
редко, из-за чего многие потенциальные
лизингополучатели не могут обновить
свое оборудование и внедрить новые технологии
.
6.
Иностранные источники
финансирования и
налоги
Глубокий анализ иностранных источников финансирования лизинговых компаний с точки зрения налогообложения представила участникам конференции старший консультант департамента консультирования по налогообложению и праву компании Deloitte Майя Борзова. Она остановилась на следующих видах финансирования:
-
заемное финансирование: банковские
кредиты; займы юридических
- взносы в уставный капитал (УК);
- безвозмездное финансирование.
К основным источникам финансирования деятельности лизинговой компании аналитик Deloitte отнесла банковские кредиты, займы юридических лиц, собственные средства, коммерческие кредиты поставщиков, экспортное финансирование, облигационные займы, секьюритизацию лизинговых активов, выпуск векселей. Очевидно, что многое в плане финансирования решают такие факторы, как принадлежность к финансовой/банковской группе; время, затрачиваемое на привлечение; правовое регулирование; влияние на финансовое положение и структуру баланса; общие налоговые последствия.
Виды финансирования имеют свои плюсы и минусы.
В частности, к плюсам заемного финансирования следует отнести сравнительно быстрое привлечение, а также то, что расходы (стоимость финансирования) уменьшают налогооблагаемую прибыль.
К минусам заемного финансирования относится следующее:
-
возможность отрицательного
-
возможность применения налога
на доходы у источника выплаты
(международное финансирование)
- возможность применения правил недостаточной капитализации.
Плюсами вкладов в уставный капитал являются выплата дивидендов из чистой прибыли (после налога на прибыль) и положительное влияние на сумму чистых активов лизингодателя. К минусам этого вида финансирования следует отнести более длительную процедуру привлечения.
Плюсы безвозмездного финансирования таковы: быстрое привлечение; привлечение от акционера с долей участия в УК более 50% не признается облагаемым доходом; увеличение суммы чистых активов лизингодателя. Минусом этого вида финансирования является безвозвратность.
Остановившись
на заемном финансировании, представитель
Deloitte рассмотрела следующее
Полный налоговый вычет применяется, если размер начисленных по долговому обязательству процентов не отличается более чем на 20 пунктов от размера процентов по обязательствам, выданным в данном периоде на сопоставимых условиях (валюта, сроки, обеспечение).
При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ).
Недобросовестность лизинговой компании является самостоятельным основанием при отказе налоговым органом в возмещении НДС, которое может быть подтверждено одним либо несколькими обстоятельствами (доводами).
Обстоятельства,
связанные с заемным
- приобретение предмета лизинга за счет заемных средств;
-
недостаточность собственных
Анализируя основные виды заемного финансирования, М. Борзова отмечает, что банковские кредиты являются самым популярным источником лизинговых инвестиций. Доля ссуд превышает 50% от всех привлеченных ресурсов.
Займы юридических лиц - на практике наиболее распространены случаи предоставления займов юридическими лицами, являющимися учредителями лизинговой компании.
Коммерческие кредиты поставщиков - интерес к ним лизинговых компаний обусловлен удобными сроками кредитования и низкой процентной ставкой. Интерес поставщиков вызван возможностью расширения объемов продаж, развития товаропроводящей сети.
Облигационные займы. Согласно статье 816 ГК РФ облигация является ничем иным, как договором займа. В связи с этим условия договоров займа (плата процента, срочность и т.д.) применяются и в отношении размещения облигаций.
К основным видам международного заемного финансирования М. Борзова относит следующие:
-
международный коммерческий
- синдицированный кредит;
-
кредит под гарантии обратного
выкупа имущества поставщиками.
(При этом тесное
При
международном заемном
- поставщик оборудования предоставляет лизингодателю отсрочку платежа с взиманием процентов за отсрочку;
-
вычет процентных расходов у
лизингодателя для целей
- НДС на проценты за отсрочку платежа не начисляется (место реализации поставляемого имущества - вне РФ);
-
удержание налога на доходы
у источника выплаты с
Механизм
кредита под гарантии обратного
выкупа имущества поставщиком при
международном заемном
1)
налоговые последствия по
2) налоговые последствия обратного выкупа имущества:
-
налог на добавленную
- налог на прибыль;
- налог на имущество (налог на имущество платит сторона, у которой на балансе учтено лизинговое имущество) (п. 1 ст. 374 НК РФ);
Информация о работе Значение лизинга для развития экономики России