Значение и задачи анализа и управления себестоимостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 11:55, реферат

Краткое описание

В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.

Оглавление

Введение

1. Себестоимость: понятие и экономическое содержание.

2. Виды себестоимости.

3. Пути снижения себестоимости.
4. Классификация затрат на производство.

5. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью.
Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

эконом анализ.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      По  степени однородности затраты подразделяются на элементные и комплексные.

      Комплексные затраты - это многоэлементные статьи. Сюда относятся общепроизводственные и общехозяйственные, коммерческие и другие расходы.

      Такое деление необходимо прежде всего  при планировании себестоимости  новых видов продукции, когда выявляются все затраты по их видам.

      В рыночной экономике затраты классифицируют также на явные и неявные (имплицитные).

      К явным (бухгалтерским) относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства. Например, заработная плата рабочих, служащих, менеджеров, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных ресурсов и многое другое.

      Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использованных ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящиеся в собственности фирм как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательствами для явных платежей и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они становятся менее реальными. Например, фирма использует помещения принадлежащие её владельцу и ничего за это не платит, следовательно имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.

В условиях рыночной экономики классификация  затрат в отечественном хозяйстве будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике, о содержание которой рассказано в следующем параграфе

      5. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью.

     Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д.   Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений.

    Значение  анализа себестоимости продукции  определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую  эффективность производства, и что  только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

     В чем заключаются задачи анализа  себестоимости?

     Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации.

       Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства.

       В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

       Анализ себестоимости, со своей  стороны, в первую очередь призван  обеспечивать необходимой информацией  управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия  разнообразных административных решений.

     Анализ  себестоимости продукции направлен  на выявлеяие возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом,  специалисты и менеджеры принимают тактические решения  и действия.

     Управление  себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Управление себестоимостью и анализ затрат имеют дело с рассчитанными на будущее, или запланированными, затратами равно как и с прошлыми затратами. На каждом предприятии необходимо повысить качество управления и анализа себестоимостью. В условиях обострения конкурентной борьбы побеждает те предприятия, чьи работники обладают более глубокими знаниями основ финансово-экономического анализа, умеют сделать на основе анализа правильные выводы, сформулировать нужные рекомендации для решения кардинальных вопросов развития предприятия.

       Процесс управления и анализа  делится на следующие основные  стадии:

  • Планирование затрат. Представляет собой определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую компания намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. Кроме того, в любой смете заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированными, определения отклонений и их анализ.
  • Контроль затрат. Этим процессом устанавливаются исходные стандарты (например, нормативные затраты и запасы), на основе которых можно определить показатели эффективности. Затем выявляются различия между плановыми и фактическими показателями, что позволяет определить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы. Например, в бухгалтерском отчете о производственных затратах, направленном руководителю производственного подразделения, указывается, что стоимость производства единицы продукции оказалась значительно выше, чем должна быть по нормативным показателям. В результате обследования может выясниться, что превышение произошло из-за неэффективного использования рабочей силы, сверхнормативного брака, эксплуатации неисправного оборудования или нарушения технологии производства.
  • Управление стоимостью для принятия решений. На этой стадии происходят оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также можно назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между альтернативными действиями. Вопросов, которые в этой связи время от времени возникают, много, и все они разные. Стоит ли приступать к производству нового изделия? Следует ли приостановить выпуск продукции или производство каких-то услуг? Надо ли принимать заказ по специальной цене, ниже нормальной продажной цены? Не лучше ли закупить комплектующие части, чем производить их собственными силами? Не следует ли заменить имеющееся оборудование? Надо ли новое оборудование покупать или брать в аренду? Следует ли увеличивать производственные мощности? Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.
 
 

 

       Заключение.

     Себестоимость является одним из важных показателей  хозяйственной деятельности предприятия. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности. Планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер должен уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения. Проведенный анализ себестоимости по традиционной методике позволил выявить резервы и пути ее снижения.

     В данной работе по вопросам анализа  себестоимости продукции можно  сделать следующие выводы:

  • Итогом анализа себестоимости есть выявление резервов дальнейшего улучшения показателей. Резервы должны быть обобщены, взаимно увязанные, определена их общая сумма и основные направления реализации.
  • Задачами анализа себестоимости продукции является: оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, затратам производства и обращение на основе анализа обращение затрат; установление динамики и степени выполнение плана по себестоимости; определение факторов, которые повлияли на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
  • Анализ себестоимости продукции направленный на выявление возможностей повышения эффективности использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.
  • Изучение себестоимости продукции разрешает дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии.

 

     Список  литературы. 

  1. Анализ  хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник/Богдановская, Н.А., Мигун, О.М. и др.; под общей редакцией Семенова В.И. – Мн: Высшая школа, 2006. – 480 с
  2. Абрютина, М.С. Экономика предприятия: Учебник.- М.: Издательство Высшая Школа, 2006. – 480с.
  3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. –416с.:ил.
  4. Ерошова, И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие/ И.В. Ерошова. - М.: Юрист, 2005. -397с.
  5. Зайцев, Н.Л. Экономика предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2002.- 358с.

Информация о работе Значение и задачи анализа и управления себестоимостью