Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 04:31, курсовая работа
Цель работы: изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь.
Введение
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Примечание
– Источник [16,
с. 670]
Согласно новой концепции оплаты труда в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы является многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы пре дусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.
В рамках генерального соглашения, исходя из уровня развития производительных сил, определяется соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.
В
отраслевых (тарифных) соглашениях
определяются: минимальные месячные (почасовые)
тарифные ставки по основным видам деятельности
в отраслях, соотношения минимальных тарифных
ставок по отраслевым профессионально-
В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также другие условия оплаты труда.
В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмотренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.
Государственная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в оплате труда между отраслями, категориями и группами работников. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности.
Однако следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в должной мере рост экономических результатов деятельности предприятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптимального баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.
Важная роль в регулировании оплаты труда отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устанавливает нижний предел (минимальный размер) заработной платы, которая призвана:
Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в августе 2011 года составила 687 370 рублей. Часовая минимальная зарплата - 4 050 рублей [11].
Приостановка с 1993 г. Закона «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» была продиктована политикой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социального стандарта целесообразно восстановить и повысить.
Важнейшей
проблемой в области
В государственной политике в области оплаты труда, выделяющей два направления – оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необходимо обеспечить:
Совершенствование оплаты труда требует:
Одним из механизмов государственного регулирования доходов населения является социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей [16, c. 25].
Правовую основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы. Однако незрелость трудовых отношений, их несоответствие условиям рыночной экономики не позволяют на сегодняшний день в полной мере использовать механизм социального партнерства. В перспективе это направление должно получить дальнейшее развитие.
Необходимо также отметить, что 10 мая 2011 г. Президентом Республики Беларусь был издан Указ №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» [17].
В соответствии с данным Указом наниматели получили право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников.
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения ЕТС РБ, обязаны обеспечить:
Повышение тарифных ставок и окладов теперь зависит от результатов работы и в пределах имеющихся финансовых возможностей нанимателя. Ограничение размера премии, включаемой в состав затрат в размере 80%, теперь отменено [18].
Таким образом, регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.
Основное направление в области политики оплаты труда – создание условий, позволяющих экономически активной части населения республики зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.
Развитие
рыночных отношений вносит существенные
изменения в содержание, направление и
методы регулирования. Если в плановой
экономике политика доходов и оплаты труда
отождествлялась с патерналистской ролью
государства, жестким централизованным
распределением социальных благ, бюджетными
источниками финансирования, то в последние
годы все больше внимания уделяется экономическому
регулированию социальных процессов,
происходящих в обществе. Главной целью
такой политики становится создание для
каждого трудоспособного гражданина условий,
позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью
обеспечить собственное благосостояние
и своей семьи при усилении адресности
социальной поддержки со стороны государства
слабозащищенных групп населения. При
этом в основу новых подходов положены
принципы социальной ответственности
всех членов общества, отказа от социального
иждивенчества и перехода к социальным
гарантиям, что означает прежде всего
защиту прав человека на свободный труд,
создание системы, обеспечивающей определенные
жизненные стандарты.
Таким образом, заработная плата – это денежное выражение стоимости товара, каковым является рабочая сила, или цена труда. Выделяют такие виды заработной платы, как номинальная, располагаемая и реальная заработная плата, а также денежную и неденежную формы оплаты труда.
Заработная
плата выполняет несколько
Существует целый ряд факторов, определяющих заработную плату. Первый фактор заключается в том, что при одной и той же величине выручки от продажи произведенных товаров повышение заработной платы означает сокращение прибыли, которую присваивает предприниматель. Другим составляющим фактором является производительность труда. Если рост производительности отстает от увеличения заработной платы, эффективность падает и выгодность производства убывает.
В точке пересечения кривой спроса и предложения спрос на труд равен предложению труда, т. е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласные платить определенный уровень заработной платы, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при определенном уровне заработной платы. Поэтому точка пересечения кривой спроса и предложения определяет положение полной занятости.
Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации и профессиональной подготовки, влияющих на размер предельного продукта труда. В результате для рынка труда характерно наличие неконкурирующих друг с другом групп работников. Дифференциация в заработной плате, которая вызывается необходимостью компенсировать нематериальные различия в характере самого труда, называется уравнивающими, или компенсационными (компенсирующими), различиями. Существуют и такие различия в характере труда и в размерах заработков, которые не относятся к типу уравнивающих различий. Это различия, вытекающие из объективных качественных особенностей, - разных способностей людей, таланта.
Можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.
Таким образом, регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.