Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 04:31, курсовая работа
Цель работы: изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь.
Введение
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Это наглядно можно проанализировать исходя из сравнения рисунка 1.1.1 и рисунка 1.1.2.
Месяц | Средняя зарплата в белорусских рублях | Средняя зарплата в долларах |
Январь | 1 409 625 | 468,3 |
Февраль | 1 439 301 | 477,3 |
Март | 1 537 200 | 508,2 |
Апрель | 1 563 393 | 513 |
Май | 1 648 669 | 464,8 |
Июнь | 1 782 857 | 358,1 |
Июль | 1 854 517 | 373,2 |
Август | 1 992 310 | 396,8 |
Сентябрь | 2 260 112 | 421,8 |
Октябрь | 2 260 112 | 400,73 |
Ноябрь | 2 260 112 | 255,38 |
Примечание
– источник [11]
Рисунок 3.1.1 – Динамика изменения средней зарплаты в 2004-2010 гг. в белорусских рублях и долларах США (курс доллара США по состоянию на декабрь каждого года)
Примечание
– источник [11]
Рисунок 3.1.2 – Динамика изменения средней зарплаты в 2011 г. в белорусских рублях и долларах США
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основании таблицы 3.1.2
Рассмотрим
динамику номинальной начисленной среднемесячной
заработной платы работников в отраслевом
разрезе (таблица 3.1.3).
Таблица 3.1.3 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики Республики Беларусь в 2005-2009 годах, тыс. руб.
Отрасль | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | январь-сентябрь 2011 |
Всего | 463,7 | 582,2 | 694,0 | 868,2 | 981,6 | 1217,3 | 1721,7 |
промышленность | 490,7 | 617,4 | 745,6 | 957,7 | 1049,1 | 1316,9 | 1905,1 |
сельское хозяйство | 286,3 | 364,3 | 429,6 | 563,1 | 674,7 | 815,2 | 1205,6 |
строительство | 561,2 | 707,7 | 856,9 | 1124,6 | 1307,6 | 1593,5 | 1990,3 |
транспорт | 518,8 | 661,6 | 767,2 | 918,3 | 1048,7 | 1321,7 | 1855,7 |
связь | 543,0 | 651,4 | 782,8 | 977,3 | 1149 | 1433,4 | |
торговля и общественное питание | 349,4 | 447,2 | 554,4 | 698,4 | 816,2 | 1002 | 1574,4 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 454,4 | 563,5 | 657,8 | 802,1 | 906,2 | 1078,5 | 1483,3 |
здравоохранение | 423,5 | 524,5 | 600,2 | 711,4 | 796,8 | 1011,4 | 1429,8 |
образование | 399,4 | 492,0 | 548,1 | 635,2 | 702,4 | 891,3 | 1354,8 |
наука и научное обслуживание | 620,8 | 782,8 | 994,5 | 1246,7 | 1390 | 1706,6 | 2268,4 |
Примечание
– Источник [9]
По данным таблицы 3.1.3 видно, что наибольшая номинальная среднемесячная заработная плата в 2005-2011 годах наблюдалась в таких отраслях экономики как строительство, связь, наука и научное обслуживание. Наименьший уровень заработной платы в Республике Беларусь традиционно относится к таким отраслям как сельское хозяйство, образование и торговля и общественное питание. Но если в отраслях сельского хозяйства и торговли и общественного питания уровень образования работников довольно низкий, то в отрасли образования требуется, как правило, наличие высшего образования у работников. Данная особенность существенно отличает Республику Беларусь от развитых стран, где специальности отрасли образования считаются очень престижными и высокооплачиваемыми.
В Беларуси межотраслевая дифференциация в оплате труда работников по видам экономической деятельности за январь-май текущего года составила 2,7 раза и снизилась по сравнению с 2000-м на 21%.
Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми категориями работников различных отраслей в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008 и 2009 годах - 3,6 раза, в 2010 году - 3 раза [13].
Таким образом, можно отметить, что за последние годы отмечалась тенденция увеличения номинальной заработной платы с относительно небольшим ее увеличением в реальном выражении. В то же время существует тенденция увеличения средней заработной платы в белорусских рублях, однако ее уменьшение в долларовом эквиваленте.
Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.
В системе государственного регулирования доходов населения в условиях формирования рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов [14, c. 655].
Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, путем вмешательства в функционирование рынка с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным.
При выработке мер государственного воздействия на образование и использование доходов населения широко применяются балансы денежных доходов и расходов населения.
Балансы денежных доходов и расходов населения разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражающих социально-экономические процессы.
Балансы денежных доходов и расходов населения показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреждениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных социальных групп населения.
Балансы дают возможность регулировать соотношение между величиной денежных средств, их сбережениями и товарными ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых населению.
Принципиальная схема баланса денежных доходов и расходов населения представлена в таблице 3.2.1.
Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.
В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области оплаты труда была направлена на решение важнейших задач того периода – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.
В
1991-1992 гг. с принятием Законов
«О предприятиях в Республике Беларусь»,
«О минимальной заработной плате и государственных
гарантиях в области оплаты труда», «О
минимальном потребительском бюджете»,
«Об индексации доходов населения с учетом
инфляции» и других были сделаны первые
шаги по переходу к рыночным принципам
оплаты труда. Дальнейшее реформирование
оплаты труда связано с разработкой новой
концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом
Министров Республики Беларусь в 1995 г.,
изменениями, внесенными в Кодекс законов
о труде: Законом «О коллективных договорах
и соглашениях», Указами Президента Республики
Беларусь в части повышения заработной
платы на предприятиях государственной
формы собственности «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров (конфликтов)»,
«О развитии социального партнерства»,
«Об индексации заработной платы» и другими
[15, c.
38].
Таблица 3.2.1 – Баланс денежных доходов и расходов населения
Доходы | Расходы и сбережения |
б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение); ж) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост, уменьшение); и) возмещение ущерба репрессированным гражданам. 8. Прочие поступления: а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты; б) от продажи утильсырья, металлолома и др.; в) другие доходы 9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм) |
б) платежи по страхованию; в) возврат ссуд; г) страховые взносы в частные пенсионные фонды д) приобретение лотерейных билетов; е) проценты за товарный кредит; ж) обязательные страховые взносы в пенсионный фонд; 3. Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах – всего; в том числе: а) прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка; б) прирост вкладов в коммерческих банках; в) приобретение облигаций внутренних займов; г) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; ж) приобретение акций предприятий
Расходы населения на приобретение иностранной валюты |
Всего
денежных доходов
Превышение расходов над доходами Баланс |
Всего денежных
расходов и сбережений
Превышение доходов над расходами Баланс |