Воспроизводство населения и рабочей силы на территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель осуществленного в курсовой работе исследования состоит в выявлении современных тенденций в системе воспроизводства населения и рабочей силы.
Для реализации этой цели в работе решались следующие задачи:
• рассмотрение теоретических основ исследования воспроизводства и рабочей силы,
• сбор информации, для проведения анализа
• проанализировать ситуацию воспроизводства населения и рабочей силы на территории Российской Федерации
• обосновать рекомендации и предложения, которые вытекают из проведенных исследований.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..3

1. Понятие воспроизводства населения и рабочей силы, их взаимосвязь
1.1. Воспроизводство населения……………………………5

1.2. Виды, режимы и типы воспроизводства населения..6

1.3. Фазы распределения трудовых ресурсов, взаимосвязь воспроизводства населения и рабочей силы…………………..8

2. Анализ воспроизводства населения и рабочей силы на территории Российской Федерации

2.1. Современные проблемы воспроизводства населения и рабочей силы в России……………………………………………14

2.2. Анализ воспроизводства населения РФ по результатам статистических обследований…………………………………...17

2.3. Анализ воспроизводства рабочей силы на рынке труда по результатам статистических данных………………………..22

3. Пути решения проблем воспроизводства населения и рабочей силы

3.1. Демографическая политика государства……………27

3.2. Решение проблемы безработицы на территории Российской Федерации……………………………………………31

Заключение…………………………………………………………34

Список литературы………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Воспроизводство населения и рабочей силы.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

          Значительную роль в стабилизации ситуации на рынке труда Российской Федерации сыграли антикризисные меры в сфере содействия занятости населения, разработанные и реализованные Правительством России. Наиболее активно граждане включаются в программу самозанятости. Так, в 2010 году 520 тысяч бывших безработных открыли собственное дело, что на 60 тысяч больше, чем в 2009 годам.

              В численности безработных 25,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В ноябре 2010г. их численность составила 1,3 млн.человек и сократилась по сравнению с ноябрем 2009г. на 134 тыс. человек, или на 9,4%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 51% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

              В ноябре 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7% (в ноябре 2009г., соответственно, 28,8% и 21,2%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пути решения проблем воспроизводства населения и рабочей силы

3.1 Демографическая политика государства.

              Сегодня для страны задачей номер один является забота о будущем поколении. С 2007 года был запущен проект «Материнский капитал». Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 года при рождении (усыновлении) второго, (третьего или последующего — только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года, имеющего российское гражданство. Изменения в проекте с 2007 года по  2010 год, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Год

Сумма средств материнского капитала, руб.

Источник

Примечание

2007

250 000,0

 

 

2008

276 250,0

ч. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г.

+10,5 %; инфляция за 2007 г. 11,9 %

2009

312 162,5

ч. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г.

+13 %; инфляция за 2008 г. 13,3 %

 

 

Продолжение таблицы 3

2010

343 378,8

ч. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г.

+10 %; инфляция за 2009 г. 8,8 %

2011

365 698,4

241-ФЗ от 28.07.2010 г.

+6,5 %; инфляция за 10 мес. 2010 г. 7,6 %

          В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

        женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 г.;

        мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;

        отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;

        несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

          В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

          Материнский (семейный) капитал может быть потрачен только на следующие цели:

        получение образования ребёнком;

        улучшение жилищных условий (приобретение, строительство и реконструкция);

        формирование накопительной части трудовой пенсии (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд.

              Распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала возможно только по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) ребенка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год было заложено 132 млрд руб. 

              Эти меры относятся скорее к политике социальной поддержки семей. Это, конечно, тоже очень важно, но эти меры никак не предусматривали расширенного воспроизводства. Материнский капитал за второго ребенка — это мера, направленная лишь на сохранение численности населения на достигнутом уровне.

              В своем послании Федеральному Собранию в конце 2010 года  президент России Дмитрий Медведев сделал особый упор на проблемах демографии. Президент объявил, что при рождении в семье третьего ребенка необходимо безвозмездно выделять родителям земельные участки под дом или дачу, также на каждого ребенка, начиная с третьего, будут подняты ежемесячные выплаты до 3000 руб. 

              Кроме того, был приведен в пример  компанию по поддержки материнства в Алтайском области «Они родились третьими», где пропаганду рождения третьего ребенка иллюстрируют Антон Чехов, Анна Ахматова, Юрий Гагарин и другие.

              Демографический подъем, т. е. прирост населения, возможен только после появления третьего ребенка в семье.

              В целом же предлагаемые президентом меры представляются прорывными, причем именно в сфере демографической политики — как политики, направленной на расширенное воспроизводство населения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Решение проблемы безработицы на территории Российской Федерации

              В 2010 году на реализацию программ по снижению напряженности на рынке труда было выделено 36,3 млрд рублей, Среди направлений по борьбе с безработицей было выделена помощь гражданам в открытии малого бизнеса, поскольку открытие нового бизнеса автоматически означает создание новых рабочих мест (что схоже с инициативами президента США Барака Обамы по борьбе с безработицей, которая в Соединенных штатах достигла 10% ).

              В государственных программах на 2011 год обязательно продолжится программа самозанятости. Самозанятость населения - это специ­фическая форма экономической деятельности. Ее сущность за­ключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в ре­зультате экономической деятельности, не противоречащей зако­нам страны. К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работаю­щих не по найму, членов производственных кооперативов и не­оплачиваемых работников семейных предприятий.

              Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она мо­жет предоставить безработным денежную помощь для организа­ции производства, организовать обучение граждан и т.д.

              Кроме того, программа трудоустройства инвалидов, женщин после декретного отпуска, программа переподготовки, а также выделения материальной помощи при переезде в другую местность с целью получения рабочего места.

              Еще одним важным направлением является организация стажировок для выпускников вузов. Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы.

              В 2010 году такие стажировки прошли более 70% выпускников. Также в 2010 году работодателям возмещали затраты по созданию рабочих мест для инвалидов. За каждое рабочее место работодателю выплачивали 30 тыс. рублей.

              Для российского рынка труда одной из проблем является низкий уровень пособий по безработице. Кроме того, небольшой размер пенсий в сравнении с современными ценами вынуждает людей пенсионного возраста продолжать работать. Это замедляет процесс смены кадров, лишает молодое поколение рабочих мест. Таким образом, возникает потребность в создании рабочих мест для пенсионеров.

              Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли как производства так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы.

              В 2011 году из средств федерального бюджета будет направлено 105 млрд рублей на социальную поддержку безработных и программы занятости, акцент будет сделан не просто на трудоустройство, а на повышение квалификации работников, на создание условий для того, чтобы люди могли получить новую более востребованную на рынке труда профессию.

              В ходе кризиса были приняты программы занятости для снижения уровня безработицы, эти программы охватили свыше 4 млн человек. Многие из них сохранили свои рабочие места, получили новую работу или повысили квалификацию. В том числе только в прошлом году за счет этих программ смогли начать собственное дело более чем 172 тыс человек.

              В общей сложности в 2010 г в экономике было создано или восстановлено более 1,2 млн рабочих мест, а уровень общей безработицы снизился с 9,2 % до 6,8 % от экономически активного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Заключение

             

         Рынок  труда  это  не  только отношения между наемными работниками  как  субъектами  предложения  труда  и предпринимателями  как  субъектами  спроса,  возникающие  по  поводу  купли-продажи этого труда.

              Рынок труда испытывает колоссальное влияние  со стороны  различных  субъектов   трудовых   отношений:   это   и   профсоюзы, отстаивающие интересы  наемных  работников,  и  государство,  поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством  специализированных организаций  и  законодательного   регулирования   трудовых   отношений,   и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

              Политика государства на рынке труда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.
Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

          Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Девисилов В.А.  «Охрана труда», Форум, Москва 2009г.

2.      Иванов Ю.Н. «Экономическая статистика», Инфа-М, Москва, 2009г.

3.      Райзберг Б. А., Лозовский Л. М., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь», Инфа-М, Москва, 1999г.

Информация о работе Воспроизводство населения и рабочей силы на территории