Виды экономических преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:18, реферат

Краткое описание

В условиях формирующихся рыночных отношений появились новые виды экономических деяний, незаконных механизмов, технологий, способов преступного планирования, организованного совершения и коррупционного прикрытия в различных сферах хозяйственной и финансовой деятельности.
Представляя собой сложное негативное явление, в большинстве своем скрытого (латентного, теневого) характера, экономическая преступность в целом, отдельные группы и виды экономических преступлений являются объектами исследования соответствующей системы правовых наук, в первую очередь уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Сущность и понятие экономических преступлений……………………..……..5
Классификация экономических преступлений………………………….………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .….……………………….……......………………….…….…..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……........…….….....……..26

Файлы: 1 файл

Реферат Виды экономических преступлений.docx

— 52.41 Кб (Скачать)

    Наибольшую  опасность представляют преступления, совершаемые в финансовой сфере. Простые манипуляции с вычислительной техникой дают возможность преступникам делать фиктивные ценные вклады, получать несуществующие прибыли.

    Исследования  уязвимости существующих вычислительных систем показали,  что практически все стадии прохождения информации в ЭВМ могут быть подвергнуты преступному воздействию. Преступник может ввести в ЭВМ ложные или устаревшие данные, фиктивные счета и т.п.

    Коммерческая  взятка.

    Коммерческая  взятка определяется как дача или  получение вознаграждения с целью  повлиять на какого-либо служащего, чтобы он нарушил или не исполнил свои обязанности, возложенные на него его корпорацией или частным лицом. УК штата Нью-Йорк определяет это преступление следующим образом: "Лицо виновно в даче или получении коммерческой взятки, если оно предоставляет или дает согласие предоставить какую-либо выгоду или предлагает такую выгоду любому служащему, агенту или доверенному лицу без согласия своего начальника или главы корпорации. Любой служащий, агент или доверенное лицо виновен в получении коммерческой взятки, когда он без согласия своего директора или работодателя вымогает, принимает или соглашается принять какое-либо вознаграждение от другого лица и когда он понимает и соглашается, что это вознаграждение окажет влияние на его поведение при ведении дел его работодателя или главы корпорации".

    Субъектами  данного преступления признаются следующие  лица: служащие или агенты; администраторы, попечители или другие доверенные лица; юристы, врачи, бухгалтеры, оценщики или другие профессиональные советники или информаторы; директора, партнеры, управляющий либо арбитр.

    Обычно  считается, что взятка представляет собой денежное вознаграждение, которое  прямо передается агенту или доверенному  лицу. Однако обычно все это происходит в завуалированной форме. Это  может быть, например, приглашение  на прием, оплаченный взяткодателями. Взятка может передаваться не непосредственно  получателю, а через его жену, мужа, семью. В законодательстве штага Айова взяткой, например, признается получение для своего пользования, прямо или косвенно, любого подарка, комиссионных, скидки, вознаграждения. В законодательстве штата Миссисипи взяткой признается получение денег, товаров, движимого имущества, права на какие-либо действия агентом или его женой.

    Контрабанда.

    Контрабанда совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому  государствами международному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается  в национальном административном или  уголовном законодательстве.

    До  настоящего времени многостороннего  соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно  отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби (Кения).

    По  общему правилу контрабанда включает в себя незаконное перемещение каких-либо ценностей через границу различных  государств. Ее опасность для международного правопорядка заключается в том, что она подрывает отношения  дружбы и сотрудничества государств, монополию государств или иной порядок  в области внешней торговли, наносит  ущерб экономическому и культурному  развитию государств.

    В отличие от других преступлений контрабанда  очень динамична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации  непредсказуемы. В настоящее время  наибольшую опасность для международного сообщества представляет контрабанда  оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов  пользуются представители отдельных  государств, которые снабжают контрабандным  оружием различные экстремистские, правые, левацкие, националистические, бандитские, откровенно фашистские группировки, а также террористов и просто уголовников.

    Предметом контрабанды также являются не только стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы и взрывчатые вещества. По данным ООН, услугами контрабандистов оружия пользуются и представители некоторых государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового оружия, который получатель может использовать в случае, если иностранные правительства не будут удовлетворять их потребности. Размеры этого рынка невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное значение».

      На практике международно-правовая  борьба с такой контрабандой  не ведется потому, что оружие  является законным объектом внешней  торговли, а экспорт оружия — законным инструментом внешней политики.

    В силу своей общественной опасности  контрабанда известна национальному  праву всех государств.

    Легализация преступного дохода.

    Легализация преступных доходов получила широкое  распространение в странах с  рыночной экономикой. Механизм этих преступлений сложный. Добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и помещаются в разных странах на счета коммерческих банков.

    На  эти средства официальным путем  приобретаются или создаются  предприятия и банки, скупается  иностранная валюта, заключаются  внешнеэкономические и другие контракты. Соучастниками таких преступлений являются работники банков, скрывающие свои действия под предлогом сохранения банковской тайны.

    Это преступление к числу международных уголовных отнесено Страсбургской конвенцией об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Государства-участники взяли на себя обязательства объявить «отмывание» таких денег преступлением, принять законы о порядке розыска, изъятия и конфискации незаконно полученных средств, о снятии всех ограничений от разглашения  либо недобросовестного использования работниками банков информации о вкладах своих клиентов.

    Государства обязались юридически закрепить  право доступа уполномоченным работникам правоохранительных органов к банковским операциям, позволяющим своевременное  выявление этих преступлений.

    Ряд государств, присоединившихся к этой Конвенции, уже внесли в свое законодательство существенные дополнения. К примеру, в Великобритании с 1994 г действует закон, в соответствии с которым работники всех банков, не сообщившие правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до 14 лет лишения свободы.

    Еще раньше в Нидерландах начал действовать  закон, обязывающий банковских работников информировать правоохранительные органы о поступлении на счета  своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О происхождении таких средств владелец счета обязан дать объяснение. Аналогичные нормы есть в США, Италии и других странах.

    Определенный  вклад в усиление борьбы с этими  преступлениями внесли Международная  конференция по предотвращению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними, проведенная ООН в г Курмайер (Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г

    На  Всемирной конференции были приняты  Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, которые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

    В названной Декларации главы государств и правительств, министры и должностные  лица правоохранительных органов приняли  решение защитить свои страны от преступных доходов и от международных преступных организаций путем эффективных  законодательных мер и оперативных  средств.

    Фальшивомонетничество.

    Это изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Общественная опасность данного преступления обусловливается тем, что изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг может быть нарушено нормальное денежное обращение.

    Самое древнее международное уголовное  преступление. Оно появилось одновременно с заменой натурального товарообмена денежным. Со временем фальшивомонетничеством стали заниматься не только отдельные  лица, но и государства, которые подобными  действиями пытались подорвать экономику  других государств, ослабить их и добиться победы в войне. К таким действиям прибегал Наполеон в отношении России в период подготовки своей печально закончившейся интервенции. Известны факты изготовления фунтов стерлингов Великобритании фашистской Германией в период Второй мировой войны. Поддельные деньги и ценные бумаги используются и как средство подрыва экономики развивающихся государств. Например, в 1967 г. в Париже была обнаружена подпольная фабрика, которая печатала банкноты Республики Заир. При этом было изъято денег на сумму 15 млн. франков.

    По  данным Интерпола, только за период с 1946 по 1972 гг. этой организации удалось с помощью полиции других стран обнаружить и классифицировать около 6 млн. подделок денег и ценных бумаг в 89 странах мира. Однако специалисты считают, что даже эти по своим масштабам цифры не соответствуют действительности. Случаев фальшивомонетничества гораздо больше, далеко не все из них попадают в поле зрения полиции и раскрываются. Эти преступления совершают хорошо организованные группы, поддерживаемые иногда представителями коррумпированных властей. В 1968 г, например, разоблачена группа международных преступников численностью более ста человек. Они подделывали американские доллары и дорожные чеки с сигнатурой 26 наиболее известных банков различных стран мира. Центр организации находился в Латинской Америке, а один из филиалов — в Италии. Фальшивые чеки и доллары распространялись через «туристов» на всех континентах земного шара. Вскоре в окрестностях г. Болоньи в Италии была обнаружена типография фальшивомонетчиков, полиграфическое оборудование которой оценивалось в 50 млн. итальянских лир. Участники этого преступного «синдиката» были арестованы и осуждены во многих странах мира.

    По  информации Интерпола наиболее часто  подделываются (около 80 %) американские доллары из-за их универсального использования. 100 долларовая банкнота является наиболее часто подделываемой. В качестве ответной меры, для обеспечения более стойкой защиты от подделки, американские власти в 1996г. выпустили новую 100 долларовую банкноту.

    Деньги  составляют основу экономической системы  государства и поэтому очень  важно, чтобы общество было уверенным  в своей валюте, следовательно борьба с этим видом преступления не потеряла своей актуальности.

    Необходимость международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями привела  к заключению в 1929 г. Женевской конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков. Государства-участники взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой собственных и иностранных денежных знаков и ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. Оно объявлялось экстрадиционным международным уголовным преступлением.

    Поэтому все страны — участники конвенции должны оказывать помощь заинтересованным странам в розыске и возвращении скрывшегося за границу изготовителя, сбытчика денежных знаков или их соучастников. С 1931 по 1995 г в рамках требований ст. 12 Женевской конвенции проведено восемь международных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с этими преступлениями.

    К денежным знакам Конвенция относит  только находящиеся в обращении  бумажные деньги и металлические  монеты.

    Государства-участники  договорились строго наказывать:

    1 ) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, каков бы ни был способ, употребляемый для достижения этого результата;

    2) сбыт поддельных денежных знаков;

    3) действия, направленные к сбыту, ввозу в страну или получению, или добыванию для себя поддельных денежных знаков при условии, что их поддельный характер был известен;

    4) покушения на эти правонарушения и действия по умышленному соучастию;

    5) обманные действия по изготовлению, получению или приобретению для себя орудий или иных предметов, предназначенных по своей природе для изготовления поддельных денежных знаков или для изменения денежных знаков (ст. 3). К уголовной ответственности привлекаются граждане данной страны и лица, проживающие на ее территории, виновные как в подделке внутренних денежных знаков, так и иностранной валюты.

Информация о работе Виды экономических преступлений