Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика Российской экономики (УР)…………………..………….…....5
1.11 Показатели социально-экономического развития…………...………...5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов……………………………...…….9
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….……..………9
1.2.2 Динамика уровня безработицы………………………………...12
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан……...………...…...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике…………..17
2.2 Виды и структура доходов………………………………..…………….21
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...………25
2.4 Показатели уровня жизни населения………………………………..…28
3. Анализ доходов и уровня жизни населения (УР)………………..………….…32
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов,
прожиточного минимума……………………………………………………32
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения…………………….36
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48
Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.
Методы государственного
регулирования доходов и
Таблица 3
Прямые - административные меры |
Косвенные – экономические меры |
Трансфертные платежи Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования) Административное Индексация и компенсация доходов Социальные программы |
Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины, Налоговые льготы малоимущим Государственный контроль цен Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды Благотворительные фонды |
Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.
Другим действенным
рычагом регулирования
Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.
К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.
Весьма существенна
роль государственной системы
Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.
Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.
Возросло значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.
Коллективно-договорная
система регулирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
Исходя из анализа уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.
Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться. Не решены некоторые демографические проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Денежные доходы населения в марте 2011 года 1)
Среднедушевые денежные |
Реальные денежные | ||||
доходы |
доходы | ||||
в % к: | |||||
рублей |
в % к: |
предыдущему |
соответствующему | ||
Предыдушему |
соответствующему |
месяцу |
месяцу | ||
месяцу |
месяцу |
предыдущего | |||
предыдущего |
года | ||||
года |
|||||
Март |
22311,7 |
103,3 |
106,8 |
102,7 |
97,8 |
1) |
|||||
Предварительные |
|||||
данные |
Динамика реальных располагаемых денежных | |
доходов населения, в % к среднемесячному значению 2008 г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
||||||
Среднедушевые денежные доходы |
Реальные располагаемые |
|||||
денежные доходы в % к: | ||||||
рублей |
в % к: |
предыдущему |
соответствующему | |||
периоду |
периоду | |||||
предыдущему |
соответствующему |
предыдущего года | ||||
периоду |
периоду |
|||||
предыдущего года |
||||||
2010 год |
||||||
Январь |
10715,1 |
46,5 |
126,3 |
46,9 |
124,8 | |
Февраль |
13932 |
130 |
108,5 |
126,9 |
105,6 | |
Март |
14364,3 |
103,1 |
111 |
101,6 |
107,2 | |
Январь-март |
13003,8 |
- |
113,8 |
- |
110,8 | |
Апрель |
15190,5 |
105,8 |
105,1 |
109,9 |
103,8 | |
Май |
15855,6 |
104,4 |
94,1 |
105,2 |
92,6 | |
Июнь |
16273 |
102,6 |
98,2 |
102,2 |
97,7 | |
Январь-июнь |
14388,4 |
- |
105,1 |
- |
102,9 | |
Июль |
15890,8 |
97,7 |
105 |
94 |
102,5 | |
Август |
15977,8 |
100,5 |
112,6 |
101,6 |
109,5 | |
Сентябрь |
15237,4 |
95,4 |
103,6 |
93,7 |
98,8 | |
Январь-сентябрь |
14826,3 |
- |
105,8 |
- |
103,2 | |
Октябрь |
15977,8 |
104,9 |
98,1 |
104,3 |
92,3 | |
Ноябрь |
16055,9 |
100,5 |
103 |
99,7 |
97,4 | |
Декабрь |
24498,6 |
152,6 |
106,3 |
150,5 |
100 | |
Январь-декабрь |
15806,9 |
- |
105 |
- |
101,4 | |
2011 год 1) |
||||||
Январь |
12672 |
52 |
118,3 |
52,4 |
111,1 | |
Февраль |
15485,3 |
122,2 |
111,1 |
119,2 |
104,5 | |
Январь-февраль |
14078,7 |
114,2 |
- |
107,4 | ||
1) Предварительные данные |