Уровень жизни и доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Характеристика Российской экономики (УР)…………………..………….…....5
1.11 Показатели социально-экономического развития…………...………...5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов……………………………...…….9
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….……..………9
1.2.2 Динамика уровня безработицы………………………………...12
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан……...………...…...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике…………..17
2.2 Виды и структура доходов………………………………..…………….21
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...………25
2.4 Показатели уровня жизни населения………………………………..…28
3. Анализ доходов и уровня жизни населения (УР)………………..………….…32
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов,
прожиточного минимума……………………………………………………32
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения…………………….36
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

referatbank-6212.doc

— 703.00 Кб (Скачать)

Государственное регулирование  доходов и заработной платы заключается  в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Методы государственного регулирования доходов и потребления  населения представлены в табл. 3.

 

 

 

Таблица 3

Прямые - административные меры

Косвенные – экономические меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование  цен

Индексация и компенсация  доходов

Социальные программы

Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим

Государственный контроль цен

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды

Благотворительные фонды


 

Одним из наиболее действенных  методов государственного регулирования  доходов является законодательное  установление размера минимальной  заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах  к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным  рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в  условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной  представляется индексация доходов  и заработной платы на основе дифференцированного  подхода. Полная индексация (процент  повышения заработной платы  других выплат на процент роста цен и  тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят  единовременного характера. Это  оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна  роль государственной системы налогообложения  как механизма регулирования  заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив  часть налогов на получателей  доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей  заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование  доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно-договорного  регулирования доходов и в  первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать  и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда  каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда.  Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени  дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень  и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прогнозирование и повышение  уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Исходя из анализа  уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция  к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает  конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы – с этим нужно бороться. Не решены некоторые демографические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Адамчук В. В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 2009.
  2. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 2009.
  3. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006.
  4. Данные Росстата.
  5. Генкин Б. М. Экономика и социалогия труда. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
  6. Кокина Ю. П. Политика доходов и заработной платы. – М.: Юристъ, 2010.
  7. Павлов К. В. Общая теория социально-экономической политик. - Иж,  1998.
  8. Одегов Ю.Г., Волгин Н.А.  Экономика труда. 2010.
  9. Горелова Н.А. Экономика труда. – СПб. 2008.
  10. Олимских Н. Н. Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие. Ижевск, УдГУ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Денежные доходы населения в  марте 2011 года  1)

 

 

                Среднедушевые денежные

 

          Реальные денежные

   

                  доходы

                  доходы

       

                   в % к:

 

рублей

                     в % к:

предыдущему

соответствующему

   

Предыдушему

соответствующему

     месяцу

         месяцу

   

     месяцу

         месяцу

 

      предыдущего

     

     предыдущего

 

           года

     

           года

   
           

Март

22311,7

103,3

106,8

102,7

97,8

           
           
           
 

1)

       

Предварительные

       

         данные

       

 

 

 

Динамика  реальных располагаемых денежных

доходов населения, в % к среднемесячному значению 2008 г.




 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

                                  Динамика денежных доходов

 
           
 

          Среднедушевые денежные доходы

 

         Реальные располагаемые

 
       

          денежные доходы в % к:

 

  рублей

                    в % к:

предыдущему

соответствующему

       

     периоду

         периоду

   

предыдущему

соответствующему

 

предыдущего года

   

     периоду

        периоду

   
     

предыдущего года

   
     

2010 год

   

Январь

10715,1

46,5

126,3

46,9

124,8

Февраль

13932

130

108,5

126,9

105,6

Март

14364,3

103,1

111

101,6

107,2

Январь-март

13003,8

-

113,8

-

110,8

Апрель

15190,5

105,8

105,1

109,9

103,8

Май

15855,6

104,4

94,1

105,2

92,6

Июнь

16273

102,6

98,2

102,2

97,7

Январь-июнь

14388,4

-

105,1

-

102,9

Июль

15890,8

97,7

105

94

102,5

Август

15977,8

100,5

112,6

101,6

109,5

Сентябрь

15237,4

95,4

103,6

93,7

98,8

Январь-сентябрь

14826,3

-

105,8

-

103,2

Октябрь

15977,8

104,9

98,1

104,3

92,3

Ноябрь

16055,9

100,5

103

99,7

97,4

Декабрь

24498,6

152,6

106,3

150,5

100

Январь-декабрь

15806,9

-

105

-

101,4

     

2011 год  1)

   

Январь

12672

52

118,3

52,4

111,1

Февраль

15485,3

122,2

111,1

119,2

104,5

Январь-февраль

14078,7

 

114,2

-

107,4

1) Предварительные  данные

     

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения