Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:03, реферат
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации.
Введение…………………………………………………………………
3
1. Понятие конфликтов и их классификация…………………………….
5
2. Причины возникновения конфликтов…………………………………
9
3. Управление конфликтом в организации………………………………
10
Заключение……………………………………………………………...
16
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Понятие конфликтов и их классификация……………………………. |
5 |
2. Причины возникновения конфликтов………………………………… |
9 |
3. Управление конфликтом в организации……………………………… |
10 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список использованной литературы…………………………………. |
17 |
Введение
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует более детального изучения. У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум. Если в рядовой жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса и временной психической неуравновешенности ничего нам в жизни не преподносят (конечно, длительный контакт с конфликтными ситуациями человека и длительное пребывание в стрессе чреваты не только психическими расстройствами, но и серьезными заболеваниями, но об этом не сейчас и не здесь), то для менеджера конфликт является одним из главных врагов, т.к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые. Поэтому одной из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, является умение предотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться или владеть собой в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить его, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе. Отметим, что в ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, всегда рассматривались, да и рассматриваются как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта – условие не только невозможное, но и нежелательное. Поэтому, чтобы понять саму суть возникновения конфликтов и определить методы их предотвращения, я в данной контрольной работе попытаюсь раскрыть природу конфликтов в организациях, а также описать методы управления им. Цель контрольной работы – изучить конфликты внутри организации и рассмотреть методы их регулирования. К основным задачам, решаемым для достижения данной цели, можно отнести:
Понятие конфликтов и их классификация
Существуют различные
определения конфликта, но все они
подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Под конфликтом понимается
столкновение противоположно направленных
тенденций в психике отдельного
человека, во взаимоотношениях людей,
их формальных и неформальных объединений,
обусловленное различием
Считается, что стороны
находятся в конфликте, если действия
хотя бы одной из них оказывают
отрицательное воздействие на другую,
причем если он не переходит определенных
рамок, то это называется конкуренцией;
в противоположной ситуации имеют
место отношения
Прежде конфликты
По отношению к отдельному
субъекту конфликты бывают внутренними
и внешними. К первым относятся
внутриличностные конфликты; ко вторым:
межличностные; между личностью
и группой; межгрупповые. Возникновение
внутриличностных конфликтов обусловлено
противоречием человека с самим собой,
которое может порождаться такими обстоятельствами,
как необходимость выбора между двумя
взаимоисключающими вариантами действий,
каждый из которых в одинаковой степени
желателен; несовпадением внешних требований
и внутренних позиций; неоднозначностью
восприятия ситуации, целей и средств
их достижения, потребностей и возможностей
их удовлетворить; влечениями и обязанностями;
различного рода интересами и т.п. В общем
же случае чаще всего речь идет о «выборе
в условиях изобилия» (мотивационный конфликт)
или «выборе наименьшего зла» (ролевой
конфликт). «
«Конфликты между личностью
и группой в основном обусловлены
несовпадением индивидуальных и
групповых норм поведения, а межгрупповые
порождаются в борьбе за ограниченные
ресурсы или сферы влияния».
Взаимопереплетение внутри организационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными, содержащими в себе те и другие элементы».
По сфере возникновения
и развития конфликты можно разделить
на деловые, связанные с официальной
деятельностью человека, выполнением
им должностных обязанностей, и личностные,
затрагивающие его
По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты можно разделить на симметричные и асимметричные. В первом случае они распределяются поровну; во втором одни выигрывают или теряют существенно больше, чем другие.
Если участники конфликта прячут его от посторонних глаз, или конфликт еще не «созрел», что, понятно, затрудняет процесс управления им или его разрешения, он является скрытым; в противном случае конфликт считается открытым. Поскольку открытый конфликт находится под контролем руководства, он менее опасен для организации; скрытый же может незаметно подтачивать ее основы, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально.
Скрытые конфликты часто
развиваются в форме интриги,
под которой в управлении понимается
нечестное запутывание
В организации объективные конфликты, как правило, связаны с недостатками в ее деятельности, поэтому имеют деловую основу. Субъективные же конфликты по своей природе всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.
По своим последствиям конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных преобразований в организации, в результате чего устраняется сам их объект, а, следовательно, могут принести ей большую пользу, способствовать ее развитию. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход производственных процессов, управляемых ими.
Нужно иметь в виду, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать окружающих, навязывать им свою точку зрения, отказываться решать назревшие проблемы.
Во многом превращение
конструктивного конфликта в
деструктивный связано с
Причины возникновения конфликтов
В основе любого конфликта
лежит ситуация, включающая либо противоречивые
позиции сторон по какому-либо поводу,
либо противоположные цели или средства
их достижения в данных обстоятельствах,
либо несовпадение интересов, желаний,
влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы
конфликт начал развиваться, необходим
инцидент, при котором одна из сторон
начинает действовать, ущемляя интересы
другой стороны. Причин возникновения
конфликтов очень много. И конечно, было
бы неплохо их устранять организационными
формами. Даже само представление о них
помогает их увидеть и управлять ими. Конфликты
возникают по разным причинам:
Факторы отношений: нарушение баланса
сил в отношениях, нарушение совместимости
в отношениях.
Управление конфликтом в организации
Организационные способы управления конфликтом характеризуются, прежде всего, целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий – ослабление конфликтных взаимодействий или полное гашение конфликта.
Социологические и культурные способы управления конфликтами
В данном случае объектом управленческого воздействия являются социальные отношения между членами организации, ценности ее членов.