Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Среднесуточный расход по номенклатуре потребляемого сырья основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляется путем деления суммы их затрат за соответствующий квартал на число дней в квартале.
4.4. Управление дебиторской задолженностью.
В составе оборотных средств важным компонентом фондов обращения являются дебиторская задолженность и денежные средства. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности.
Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары и услуги, расчеты по полученным векселям, расчеты с дочерними предприятиями , с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, авансы, выданные поставщиками подрядчикам, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, расчеты с прочими дебиторами.
Средства в товарах отгруженных составляют значительную долю всей дебиторской задолженности на предприятиях, производящих продукцию. Средства в товарах отгруженных образуются неизбежно, татк как готовая продукция, находящаяся на складе, в установленные сроки отгружается потребителям. Однако в составе товаров отгруженных имеются неодинаковые по значению средства. Часть из них приходится на долю товаров отгруженных, сроки которых еще не наступили. Это положительное явление весьма быстротечно. По прошествии этих сроков и наличии по прежнему неплатежей средства предприятия принимают форму товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, или товаров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Последние две группы свидетельствуют об отсутствии средств у покупателя или об отказе последнего от оплаты расчетных документов.
Для управления дебиторской задолженности предприятиям можно использовать следующие мероприятия:
- Исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Эта мера приемлема как для развитых рыночных отношений, так и для периода становления и развития рынка.
Для реализации данного метода управления дебиторской задолженностью, руководитель, ответственный за данное мероприятие , должен собрать информацию о клиентах-дебиторах и проанализировать ее , принять решение о предоставлении или об отказе в кредите.
-Периодический пересмотр предельной суммы кредита. Определение предельных размеров предоставляемых кредитов должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов.
- Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже.
- Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять два основных направления: формирование приемлемых форм расчета с контрагентами. При формировании приемлемых форм расчета следует учитывать, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции – расчеты посредством аккредитива.[2]
- Выявление финансовых возможностей предоставления фирмой товарного (коммерческого) или потребительского кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у промышленного предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.
-Определение возможной суммы оборотных средств, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы должен основываться на объеме закупки и продажи продукции; сложившейся практике кредитования партнеров, сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств, формировании необходимого уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия, правовых условиях дебиторской задолженности и др.
- Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на фирме должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга. К таким мерам относятся: оформление товарного кредита обеспеченным векселем, требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и др.
- Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами-дебиторами.
- Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминания контрагентам-дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долг и другие действия.
- использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка РФ позволяют использовать предприятиям ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг, учет векселей, форфейтинг.
4.5. Управление денежными средствами.
В процессе кругооборота оборотные средства неизбежно меняют свою функциональную форму и в сфере обращения в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства. Денежные средства в основном хранятся на расчетном (текущем) счете предприятия в банке, так как подавляющая часть расчетов производится в безналичном порядке. В небольших суммах денежные средства находятся в кассе предприятия. Кроме того, денежные средства покупателей могут находиться в аккредитивах и других формах расчетов до момента их окончания.
Денежные средства – наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Однако в определенном размере они постоянно должны присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие может быть признано неплатежеспособным.
Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока, т.е. поступления (притока) и использования (оттока) денежных средств. Определение денежного притока и оттоков в условиях нестабильности и инфляции может быть весьма приблизительным и только на короткий период времени: месяц, квартал
Рассчитывается величина предполагаемых поступлений денежных средств от реализации продукции с учетом среднего срока оплаты счетов и продажи в кредит. Учитывается также изменение дебиторской задолженности за избранный период, что может увеличивать или уменьшить приток денежных средств. Кроме того, определяется влияние внереализованных операций и прочих поступлении.
Параллельно прогнозируется отток денежных средств т.е. предполагаемая оплата сетов за поступившие товары (услуги), а главным образом – погашенные кредиторские задолженности. Предусматриваются платежи в бюджет, налоговые органы и внебюджетные фонды. Выплаты дивидендов, процентов, оплата труда работников предприятия, возможные инвестиции и другие расходы.
В итоге определяется разница между притоком и оттоком денежных средств – чистый денежный поток со знаком плюс или минус. Если сумма оттока превышает приток, то рассчитывается величина краткосрочного финансирования в виде банковской ссуды или других поступлений для того, чтобы обеспечить прогнозируемый денежный поток.
Анализ и управление денежным потоком позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность.
II. Методы оценки совокупных активов. Понятие целостного имущественного комплекса.
Целостный имущественный комплекс представляет собой предприятие с законченным циклом производства и реализованной продукцией, размещенным на предоставленном ему земельном участке.
В условиях рыночной экономики часто возникает необходимость в оценке совокупной стоимости активов как целостного имущественного комплекса при покупке предприятия, приватизации, залоге имущества при ипотечном кредитовании, страховании и при ликвидационной процедуре (банкротстве).
Методы применяются при оценке стоимости активов как необходимо учитывать затраты труда по формированию структуры активов, структуры формирования управления профессиональными кадрами, эффективность работы предприятия.
Методы оценки активов как целостного имущественного комплекса (ЦИК).
Балансовой оценки
- по фактической
- восстановительной
- стоимость производственных активов;
В основе первого метода лежит расчет стоимости чистых активов сформированных только за счет собственных средств. См Приложение №1
1.ЧАф = ОС+НМАост.ст.+НЗ+ЗТМЦ+(-) (ФА-ФО),где
ОС – основные средства
НМА – нематериальные активы
НЗ – незавершенное капитальное строительство
ЗТМЦ – затраты товарно материальных ценностей
ФА – финансовые активы
ФО – финансовые обязательства
Чистые активы - это расчетная величина, определяемая как разность между стоимостью активов акционерного общества (АО) и его обязательствами
Отсюда: ЧАф= 1621.1+91.7-(2562.4-940.8)=91.
2.Чистые активы корректируются на результаты переоценки
Гудвилл - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов). Он считает, что указанное повышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п."[3]
То есть, можно сделать вывод, что с точки зрения теории финансового менеджмента, гудвилл - это не только разница между стоимостью чистых активов и ценой продажи, но также и рыночной стоимостью предприятия на дату оценки:
GV=MA+IA-D-V, (1)
где:
GV - гудвилл;
МА - стоимость материальных активов;
IА - стоимость нематериальных активов;
D - стоимость заемного капитала;
V - рыночная стоимость действующего предприятия.
Если рыночная стоимость действующего предприятия ниже балансовой стоимости чистых активов, то гудвилл будет отрицательным.
Поскольку при свершившейся продаже предприятия гудвилл выступает в форме разницы между рыночной и балансовой стоимостью предприятия, то в этом случае определение его размера сложности не вызывает. Однако на стадии предварительной оценки стоимости целостного имущественного комплекса, как вполне справедливо считает И.А. Бланк, оценить гудвилл довольно сложно. В этой связи, отмечая, что для оценки гудвилла обычно используются два метода, он приводит две формулы его расчета.
где:
Г - сумма гудвилла на основе оценки по фактической сумме прибыли или объему реализации продукции предприятия;
Если полученный результат, поделить на коэффициент капитализации нематериальных активов, то мы найдем величину гудвилла. Этот метод называют казначейским, так впервые он был использован для подсчета гудвилла, который потеряли производители алкогольной продукции во время Сухого закона в 1920 году в Меморандуме Казначейства США А.Р.М 34. В последствии он применялся для расчета налогов при дарении и наследовании.
.
Стоимость чистых материальных активов х Коэффициент капитализации чистых материальных активов - Уровень нормализованной прибыли = Избыточная прибыль х Коэффициент капитализации избыточной прибыли = Гудвилл + Стоимость чистых материальных активов = Стоимость предприятия |
Рис. 1. Алгоритм расчета гудвилла и стоимости собственного капитала (бизнеса)
Таким образом, стоимость компании равна стоимости материальных активов плюс гудвилл:
V=MA+GV, (3)
где:
МА - стоимость материальных активов;
GV - гудвилл;
NOI - чистый операционный доход;
Re - коэффициент капитализации чистого дохода от основной деятельности;
Rg - коэффициент капитализации нематериальных активов.
Расчеты:
2. Эффективность управления активами
При анализе состояния компании важно определить, насколько эффективно менеджмент управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу предприятия можно судить о характере используемых компанией активов. Большая сумма накопленной амортизации по отношению к имеющимся недвижимому имуществу, машинам и оборудованию дает основания полагать, что у компании старое оборудование, требующее обновления. Если в балансе появились большие суммы денежных средств, можно предположить, что имеются излишние деньги, которые могли быть использованы с большей пользой. Для выявления тенденций в использовании имеющихся у компании ресурсов используется ряд коэффициентов, основанных на соотношении товарооборота и величины капитала, необходимого для обеспечения такого объема операций.