Учёт прибыли, её планирование и использование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 02:28, реферат

Краткое описание

На современном этапе развития и совершенствования рыночных отношений финансовая политика претерпевает радикальные изменения, усиливается ее воздействие на ускорение социально-экономического развития Беларуси, рост эффективности производства и укрепление финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Происходящие трансформационные преобразования рыночного характера предполагают полное обновление системы создания и распределения прибыли.

Оглавление

1. Введение………………………….……………………………….
2. Обзор литературы…………………………..……………….
3. Заключение…………………………………………….……
4. Список используемых источников…………………………....

Файлы: 1 файл

Прибыль УИРС на проверку. дубль 2.docx

— 51.36 Кб (Скачать)

Ю. Л. Листратенко [2] отметила в своей работе, что для оперативного управления положительными и отрицательными денежными потоками целесообразно составлять платёжный календарь, в котором с одной стороны отражается график поступления денежных средств от всех видов деятельности в период прогнозного периода времени, а с другой стороны - график предстоящих платежей (налогов, заработной платы, формирования запасов, погашения кредитов и процентам по ним и т.д.).

Платёжный календарь даёт возможность вовремя принимать  корректирующие меры по сбалансированности потоков и обеспечению стабильной платёжеспособности предприятия.

Так же можно отметить, что  дебиторская задолженность предприятия очень велика. Необходимо планировать её снижение путём усиления претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания дебиторской задолженности. Кроме этого, важным источником снижения её величины является факторинг, т.е. уступка банку на её востребование.

Значительная доля заёмных  средств в общем их объёме в большинстве случаев вызвана трудностями реализации готовой продукции и получения на этой основе выручки, как собственного источника финансирования затрат предприятия. Таким образом, основанным направлением укрепления платёжеспособности предприятия является снижение величины готовой продукции на складе. Её реализация снизит потребность предприятия в кредитах, что в свою очередь снизит долю заёмных источников средств в общем их объёме.

В заключении необходимо отметить, что внедрение системы финансового планирования в предприятии заключается в решении основной трудности при планировании - внедрении. Составить план не так сложно как сделать, чтобы он заработал. Для этого планы должны быть «работоспособными», необходимо, чтобы в их реализации участвовали руководители и ведущие специалисты предприятия. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.

Методы планирования прибыли от реализации продукции в настоящее время не регламентированы. Традиционно применяют метод прямого счета или аналитический. Кроме того, могут использоваться методы: нормативный, совмещенного счета, факторный и экономико-статистические.

П. Н. Шуляк [1] отмечает , что расчеты рекомендуется выполнять отдельно по видам деятельности. Это упрощает расчеты, повышает их точность; имеет значение для предлагаемой величины налога на прибыль, так как доходы от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие могут облагаться по повышенным или пониженным ставкам. Расчет прибыли методом прямого счета выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию. При этом используют две формулы:

1)П = В- А-Ин- НДС - Ср п, где:

 П - прибыль от реализации продукции;

 В - выручка от реализации продукции в отпускных ценах;

 А - акцизы;

 НДС - налог на добавленную стоимость;

 Ин - иные налоги и обязательные платежи, подлежащие перечислению в бюджет;

 Ср п - полная себестоимость реализуемой продукции.

         2) П = ПНГ +ПТ - ПКГ, где:

П НГ, П КГ - прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода;

П Т - прибыль на товарный выпуск продукции.

По каждой из составляющих формулы (2) расчет делается по схеме  формулы (1) с той разницей, что  при расчете прибыли в остатках продукции на начало и конец планируемого периода прибыль рассчитывается с учетом производственной себестоимости, а прибыль на товарный выпуск продукции определяется на базе полной себестоимости товарной продукции.

Прямой счет методически прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость этого метода значительно возрастает.

Расчет требует:

а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

б) составления калькуляций по изделиям сравнимой продукции;

в) исчисления плановой себестоимости и договорных цен 
по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает 
разработку сметы затрат на производство по ее элементам;

г) установления цен реализации выпускаемой продукции.

Недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли, в плановом периоде.

 Аналитические методы находят применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. р. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1 тыс. р. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Расчет выполняется по формуле:

П = Т(1000-3)/ 1000, где:

Т - товарная продукция в ценах реализации предприятия;

3 - затраты, 1 р. на 1 тыс. р. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Пример. Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом году составит 300 млн р. Затраты на 1 тыс. р. этой продукции равны 900 р. Прибыль продукции на 1 тыс. р. выпуска продукции составит 1000 - 900 = 100 р., на весь товарный выпуск 300 х 100 : 1000 = 30 млн р.

Данный аналитический  метод применяют при ускоренном планировании, а также на стадии составления предварительных финансовых расчетов.

На основе базовой рентабельности планируют прибыль по сравнимой  товарной продукции, прибыль в переходящих  остатках готовой продукции и прибыль от реализации в планируемом году.

Нормативный метод используют в строительных фирмах, которые предусматривают норму прибыли в договорной цене на продукцию строительства. Норму прибыли (в процентах от сметной стоимости прямых затрат и накладных расходов) согласовывают с заказчиком (застройщиком) .

Совмещенный (комплексный) метод используют в тех случаях, когда предприятие выпускает как сравнимую, так и несравнимую (новую) продукцию. По несравнимой продукции используют метод прямого счета. Факторный метод включает следующие процедуры:

  1. установление базового показателя отчетного периода — валовой прибыли, прибыли от продаж, прочих доходов и расходов, себестоимости продукции и ее структуру по элементам затрат;
  2. определение плановых показателей хозяйственной деятельности на предстоящий период — роста объема производства и реализации продукции, снижение ее себестоимости, изменение прочих доходов и расходов;
  3. установление индекса инфляции, т.е. изменения уровня цен на потребляемые ресурсы, транспортные услуги, повышение размера оплаты труда персонала и др. .

Сущность планирования состоит  в том, что величина прибыли, вычисленная прямым или аналитическим методом, корректируется на индексы инфляции и другие изменения в хозяйственной деятельности предприятия.

Экономико-статистические методы используют на крупных предприятиях, где имеется возможность собрать и оценить большой массив данных учетной информации и установить  корреляционную зависимость между объемом продаж, себестоимостью, прибылью и другими параметрами. Они предполагают использование компьютерных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система показателей  рентабельности.

Показатели рентабельности (Р) являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.  Для сравнительного анализа измеряют доходность предприятия с различных позиций и объединяют данные в соответствии с интересами участников экономического процесса в несколько групп:

группа 1 — показатели рентабельности продукции;

группа 2 — показатели рентабельности капитала (активов);

группа 3 — показатели, рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.

Группа 1 — показатели рентабельности формируются на основе расчета уровня рентабельности (доходности) по различным показателям прибыли в соотношении с объемом продукции собственного производства.

На основе данных показателей  рентабельности рассчитывается прибыльность (доходность) базисного и отчетного периодов.

Группа 2 — показатели рентабельности формируются на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия, инвестиционный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям говорит о степени использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности, например, долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели практичны, они отвечают интересам участников бизнеса. Администрацию предприятия  интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т.д.

Группа 3 — показатели рентабельности формируются на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп с тем только различием, что вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Например, рассчитывается отношение чистого притока денежных средств к выручке от реализации, общему капиталу, собственному капиталу, заемному капиталу, акционерному капиталу.

Показатели данной группы дают представление о степени  возможности предприятия обеспечить кредиторов и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.

Расчет рентабельности на основе потока денежной наличности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он считается более приоритетным, так как операции с денежными потоками являются одним из основных принципов интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансов организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение прибыли.

Поваротная И. А. и Курляндчик А. А. в своей работе [4] отметили ,что в современных условиях хозяйствования политика использования и распределения прибыли в значительной мере оказывает влияние на финансовое положение организации. Прибыль является универсальным критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, основным фактором его экономического и социального развития, источником расширения производства и наращивания производственного капитала, источником повышения оплаты труда работников и его материального стимулирования.

Главное требование при разработке экономически-обоснованной системы  распределения прибыли сводится к органическому сочетанию интересов  субъекта хозяйствования, государства  и конкретных работников. В соответствии с этим при распределении прибыли следует руководствоваться следующими принципами.

  1. Прибыль, полученная предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием.
  2. Прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов. Состав налогов, ставки, порядок исчисления, сроки взносов в бюджет устанавливаются законодательством.
  3. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопления, которые обеспечат его дальнейшее развитие, во вторую очередь - на потребление и финансирование других расходов.

Порядок распределения и  использования прибыли на предприятии  фиксируется в уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими экономическими службами и утверждается руководящим органом предприятия.

Обычно в соответствии с уставом предприятия образуются фонды накопления и потребления, а также резервные фонды, предназначенные для финансирования непредвиденных расходов и обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Средства каждого фонда имеют строго целевое назначение. Их использование происходит на основании смет расходов, которые разрабатываются финансовой службой предприятиями утверждаются соответствующим образом. В течение года в связи с производственной необходимостью размер и состав фондов, конкретные статьи затрат могут изменяться решением органа, управляющего финансами на предприятии.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как возможное следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв, то есть резервный фонд. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

С расширением спонсорской  деятельности часть чистой прибыли  может быть направлена на благотворительные  нужды, на оказание помощи театральным  коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Информация о работе Учёт прибыли, её планирование и использование на предприятии